Стамбульские дневники. 15 апреля (2023). Сулеймание, снаружи

Jul 09, 2024 07:00


Мы в прошлый раз прогуливались по Стамбулу в направлении мечети Сулеймание:

Стамбульские дневники. 15 апреля (2023). Прогулка к Сулеймание.

Вот пришли -





Мечеть Сулеймание (Süleymaniye Camii) - мечеть османской империи, расположенная на Третьем холме Стамбула, Турция. Мечеть была построена по заказу Сулеймана Великолепного (1520-1566 гг. р.) по проекту императорского архитектора Мимара Синана. В надписи указана дата основания - 1550 год, а дата открытия - 1557 год, хотя работы над комплексом, вероятно, продолжались еще несколько лет после этого.
Мечеть Сулеймание - одна из самых известных достопримечательностей Стамбула, и с нее, расположенной на Третьем холме, открывается великолепный вид на город вокруг бухты Золотой Рог. Она считается шедевром османской архитектуры и одним из величайших произведений Мимара Синана. Это самая большая мечеть османской эпохи в городе.
Как и другие учреждения османской империи, мечеть является частью более крупного религиозно-благотворительного комплекса кюллийе, который включал в себя медресе, общественную кухню и больницу. За стеной киблы мечети находится огороженное кладбище, на котором расположены отдельные восьмиугольные мавзолеи Сулеймана Великолепного и его жены Хуррем Султан (Роксоланы).



Действительно, перед мечетью располагается прекрасная обзорная площадка, с которой прекрасно видны пролив Босфор, залив Золотой Рог, районы Стамбула. Я про них уже много рассказывал, поэтому останавливаться не буду, а приведу информацию именно по Сулеймание.



Султан Сулейман Великолепный выбрал архитектора Мимара Синана для создания мечети в память о своем сыне Шехзаде (наследном принце) Мехмеде. Сулейман был настолько впечатлен построенной мечетью Шехзаде (Şehzade Cami), что попросил Синана спроектировать мечеть и для себя. Эта мечеть должна была символизировать превосходство Османской империи.



Мечеть была построена на месте старого османского дворца (Эски Сарай), который в то время все еще использовался и который пришлось снести. Арабская надпись над входом в молитвенный зал датируется 1550 годом, а дата открытия - 1557 годом. На самом деле строительство мечети началось до 1550 года, а некоторые части комплекса были завершены только после 1557 года. Окончательные расходы на строительство были зафиксированы в 1559 году и касались некоторых медресе и мавзолея жены Сулеймана, Хюррем Султан (ум. 1558). Мавзолей для самого Сулеймана был построен после его смерти по приказу его сына и преемника Селима II между 1566 и 1568 годами.



Сообщается, что куски мрамора были собраны и отправлены на строительную площадку из различных мест в Константинополе и других частях империи. Петрус Гиллиус, современный исследователь, писал о том, как одна из четырех огромных порфировых колонн, предназначенных для внутренней отделки мечети, была срублена по размеру, а мраморные колонны были вывезены с Ипподрома.



При проектировании мечети Сулеймание Синан черпал вдохновение из собора Святой Софии и мечети Баязида II. Сулейман намеревался построить мечеть, которая превзошла бы все другие, построенные его предшественниками. Сулейман, по-видимому, временами представлял себя "вторым Соломоном", и его строительные проекты как в Иерусалиме, так и в Константинополе (Стамбуле), по-видимому, отражают это. В архитектурном отношении мавзолей Сулеймана (построенный позади мечети) напоминает Купол скалы, который был построен на месте храма Соломона в Иерусалиме. Согласно распространенному преданию, Юстиниан I хвастался завершением строительства собора Святой Софии в Константинополе: "Соломон, я превзошел тебя!" Мечеть Сулеймана, в свою очередь, по своей планировке напоминает собор Святой Софии.



Сулеймание пострадала во время великого пожара 1660 года и была восстановлено султаном Мехмедом IV. Часть купола обрушилась во время землетрясения 1766 года. Ремонт повредил то, что осталось от первоначального убранства Синана (недавняя реставрация показала, что он экспериментировал с синим, прежде чем сделать красный доминирующим цветом купола).



Во время Первой мировой войны внутренний двор использовался как склад оружия, и когда часть боеприпасов воспламенилась, мечеть пострадала от нового пожара. Только в 1956 году она была полностью восстановлена. Мечеть была ещё раз отреставрирована в период с 2007 по 2010 год. Части окружающего комплекса продолжали восстанавливаться в течение следующего десятилетия.



Виды со смотровой площадки на противоположный берег Золотого Рога -











Вид мечети сбоку, со стороны смотровой площадки -













Использование четырех минаретов по углам внутреннего двора мечети было ранее применено в мечети Юч Шерефели в Эдирне, хотя Синан ввел строгую симметрию, отсутствующую в предыдущем примере. В истории османской архитектуры такое количество минаретов было добавлено только к некоторым мечетям, подаренным султаном (принцы и принцессы могли построить два минарета, другие - только один).



Четыре минарета занимают четыре угла внутреннего двора. Два более высоких минарета имеют по три балкона и достигают высоты 63,8 м без свинцовых крыш и 76 м с учетом крыш. Балконы опираются на консоли, украшенные резьбой мукарнас, а балюстрады украшены резьбой и геометрическими узорами.



Минареты имеют в общей сложности десять балконов, что, как говорят, отражает тот факт, что Сулейман I был 10-м османским султаном. Сделав внешние минареты короче внутренних, Синан также усилил общее визуальное впечатление от сооружения, поднимающегося к центральному куполу.

Вид на азиатскую часть Стамбула -





Как и другие имперские мечети Стамбула, мечеть Сулеймание была спроектирована как культовое здание, или комплекс, с прилегающими строениями, предназначенными для удовлетворения религиозных и культурных потребностей. Мечеть включает в себя сооружения для повседневных нужд исламского сообщества, такие как молитва, образование, здравоохранение и многое другое. Из-за пологого характера местности вокруг мечети многие строения построены над массивными опорными конструкциями, что создало более ровную поверхность. В этих опорных конструкциях существовали сводчатые помещения, которые, вероятно, использовались для различных целей.



Первоначальный комплекс состоял из самой мечети, четырех медресе или религиозных колледжей (medrese), небольшой начальной школы (mekteb), медицинского училища (darüttıb), больницы (darüşşifa или timarhane), общественной кухни (imaret), где подавали еду бедным, караван-сарая или гостевого дома (tabhane), общественных бань (хамам), специализированной школы (дарюльхади) для изучения хадисов, небольшое куполообразное здание для работников кладбища (пристроено к юго-восточной стене кладбища), а также ряды небольших магазинчиков, расположенных по краям и вдоль улицы с юго-западной стороны мечети. Многие из этих строений все еще существуют. Бывшее здание imaret было переоборудовано в ресторан. Бывшая больница в настоящее время является типографией, принадлежащей турецкой армии. Сразу за стенами комплекса, к северу от него, находится могила архитектора Синана. Она была полностью восстановлена в 1922 году.



Большинство зданий представляют собой классические османские дворовые сооружения, состоящие из прямоугольного внутреннего двора, окруженного куполообразным портиком-перистилем, дающим доступ к куполообразным помещениям. В медресе Синан изменил некоторые детали типичной планировки по функциональным соображениям. Медресе Салис и медресе Раби, расположенные на северо-восточной стороне мечети, где земля спускается к Золотому Рогу, имеют "ступенчатую" конструкцию, в которой внутренний двор спускается тремя террасами, соединенными лестницами, в то время как куполообразные помещения расположены на постепенно понижающихся уровнях рядом с ним. Нынешние остатки школы хадисов (дарулхади) были отреставрированы. Она состоит из длинного ряда небольших сводчатых комнат на восточной окраине комплекса. Согласно Догану Кубану, первоначальная школа, должно быть, имела другой внешний вид. Треугольная площадка между этим зданием и внутренним двором когда-то использовалась для еженедельных соревнований по борьбе.



Два других медресе, расположенные на юго-западной стороне, известны как медресе Сани и медресе Эввел и имеют правильную планировку этажей на более ровной местности. От медицинской школы (дарюттиб или Тип Медресе), расположенной рядом с ними, сохранилось немногое, за исключением помещений на северо-восточной стороне. Все три эти медресе с северо-восточной стороны (стороны, обращенные к мечети) окружены магазинами, что способствовало увеличению доходов комплекса. В результате возникла рыночная улица, известная как Тирьяки Чаршиси, "Рынок противоядий", из-за того, что здесь раньше были кофейни и магазины, где курили гашиш. Небольшая начальная школа (сибян мектеб), состоящая из двух комнат под куполами, пристроена к восточному углу медресе Эввел, хотя и отделена от главного здания узким садом.









Зашли во двор...



Как и в случае с другими имперскими мечетями Стамбула, входу в мечеть предшествует передний двор с фонтаном в центре. Главные ворота, расположенные на северо-западной стороне мечети, выступают за стены с обеих сторон и возвышаются над ними. Входной портал представляет собой нишу, перекрытую треугольным сводом, украшенным мукарнами, с тонкими пилястрами по обеим сторонам. Над навесом мукарны находится надпись, изображающая суннитскую версию шахады (исповедания веры). Окна по обе стороны от портала указывают на наличие внутренних помещений, в которых располагался муваккитане (палата хранителя времени).



Внутренний двор размером примерно 47 на 57 метров отличается исключительным великолепием, его перистиль с колоннадой поддерживают высокие колонны из мрамора, гранита и порфира. Колонны увенчаны классическими османскими "сталактитовыми" капителями (вырезанными мукарнами). На юго-восточной стороне внутреннего двора портик, предшествующий молитвенному залу, выше, чем на трех других сторонах, что придает фасаду большую монументальность.



Три центральные арки северо-западного портика, соответствующие парадному входу, также выше, чем другие арки вокруг них. По словам Годфри Гудвина, главной эстетической трудностью Синана было согласование этих элементов разной высоты вдоль перистиля. Фасад молитвенного зала также украшен прямоугольными оконными люнетами из изникской плитки. Это было первое здание, в котором изникская плитка была покрыта яркой глиной томатно-красного цвета под глазурью.



Мечеть оборудована водопроводными кранами за пределами внутреннего двора, между боковыми входами в молитвенный зал, которые используются для совершения омовений. В результате питьевой фонтан в центре внутреннего двора носит чисто декоративный характер. Он представляет собой прямоугольное мраморное ограждение с потолком. Фонтан был спроектирован таким образом, что вода стекала с потолка в расположенный внизу бассейн - необычная особенность, отмеченная некоторыми писателями XVI века.



За юго-восточным портиком находится главный вход в молитвенный зал, расположенный в углублении со сложным навесом в виде мукарны. Ему предшествует купол с более характерным дизайном, чем у других куполов перистиля. На входном портале имеется фундаментная надпись, вырезанная на трех прямоугольных панелях (две вертикальные панели сбоку и одна горизонтальная сверху).



Текст был составлен Эбуссуудом Эфенди, а каллиграфический почерк, выполненный шрифтом тулут, был создан Хасаном Челеби, учеником Ахмеда Карахисари. В нем указаны имя и титулы султана, его генеалогия и молитва о продолжении османской династии. Деревянные входные двери выполнены из резного дерева,  включая орех, черное дерево и оливковое дерево, и инкрустированы слоновой костью и перламутром.



На боковых входах во внутренний двор мечети также есть надписи. На западных воротах, ведущих во внутренний двор, есть надпись, гласящая: "Мир тебе! Ты добр, так войди же и поселись в нем" (Коран 39:73). На других входах в мечеть есть похожие надписи, которые сравнивают ее ворота с вратами рая.











Вот, вошли -



Внутри уже следующим разом осмотримся...

Продолжение следует

Турция

Previous post Next post
Up