Локоток Птаха, голова Рамзеса, графика Робертса и странности переноса мега-статуй

Jul 09, 2024 09:26

Две детали, одна документально-ретроспективная, другая чисто документальная, исчерпываюше говорят о технологии постройки комплекса с прекрасными гигантскими статуями Абу-Симбел. Слева направо: Амон, Ра, Птах и приравненный к богам Рамзес. Фото 1855 года




Приглядитесь-ка к правому локотку Птаха.



И локоток, и с ним предплечье с плечом - а это многие сотни тонн массы! - висят сильно мимо бедра, на которое они должны опираться. Другой локоть Птаха нормально опирается на бедро, только чуть выдаваясь в сторону. У других фигур, насколько это видно, локти нормально опираются на бедра. И только правый локоть Птаха со всеми сотнями тонн над ним оказался висячим. И чтобы они не рухнули, с большой вероятностью приведя к обрушению остальной статуи, строители подставили безобразную подпорку из каких-то страшных блоков-кирпичей.

Вот тут ее еще лучше видно.




Думаем над смыслом увиденного и задаемся вопросом: вот как можно совершить такую глупейшую ошибку с тем, чтобы таким позорным образом ее исправлять?

Ясно, что невозможно так промахнуться ни при тесаниях-вырубаниях историков-академистов, ни при вырезаниях инструментами працивилизаций историков-альтернатистов, ни при бредовых ваяниях любого рода историков-бетонщиков, пластилинщиков и всех прочих. Просто потому, что тесатель-ваятель видит объект, который тешет-ваяет. А для промаха нужно делать объект снизу вверх малыми частями и не видеть предыдущие части. Единственный способ промахнуться - делать объект малыми частями, формовать нижнюю часть, выравнивать ее с поверхностью грунтом, делать следующую. Таким образом можно водрузить на колонны и другие основания любые элементы любой массы, не имея никакой техники. так делалачь вся древняя мегалитика, от крупнейших в мире колонн с архитравами гипостиля Карнака в период не раньше конца 16 века (у Ортелиуса в монументальном атласе Theatrum Orbis Terrarum 1570 года еще нет никакого Карнака; европейцы его вообще не видели до 1668 года, хотя не заметить этот крупнейший в мире храмовый комплекс в принципе невозможно; он, как и почти все памятники Египта, находится в пойме Нила) до первых четырех перекладин трилитов Стоунхенджа в 1880-х годах.

Все, что надо для этого - небольшое количество рабсилы для простой работы "бери-тащи (это 99% всех работ над памятником истории), минимальный режимный статус и кое-какие услуги по снабжению. Некоторое содействие в этих вещах создатели, разумеется, получают от администратора с вертикалью, в данном случае от турецкого паши и его египетского наместника. Деятели вроде представленного в карнакской теме Карло Видуа или участницы открытия миру дрквней Хатры Гертруды Белл в числе других своих дел организуют такое содействие; посмотрите круг встреч этих далеко не випов - зело удивитесь.

Деятели научной среды, связанные с теми же создателями, прикрывают их, когда это требуется. Прославленный мэтр египтологии, лснооположник и прочая Шампольон, путешествуя по Египту во главе экспедиции графиков и ученых, отказался исследовать Абу-Симбел, сообщив научной общественности, что памятник полностью завален песком. Что - двойная ложь. Мы видели на колоссах надписи строителей 1800-1830-х годов. И помимо больших статуй там есть и четыре малых (относительно колоссов конечно; они огромны), которые никогда не заваливались, и прекрасные барельефы с египетской письменностью при них...

Деятели культурно-информационной сферы, естесивенно, первые друзья создателей. Знаменитый шотландский художник-документалист и популяризатор древней истории Дэвид Робертс (David Roberts, 1796-1864), путешественник по Египту в 1838 и Ближнему Востоку в 1839 годах, чье наследие, 250 литографий в шести томах, признано лучшим путеводителем викторианской эпохи по древним историческим местам, был безупречно точным в отображении памятников готовых и сдавал направо и налево памятники еще делавшиеся. Продемонстрировал небывалую форму Великих пирамид и незнание местоположения Сфинкса. Показал проект Киоска Траяна на Филе, от которого под финиш работ отошли строители. Показал проектные эскизы строителей ряда объектов Петры, которые они не стали доделывать... С Абу-Симбелом вышло смешнее всего. Популяризатор сдал не только строительство, но и время обнаружения и исправления ошибки строителей.

Робертс посетил памятник дважды. В начале 1838 года сделал такую литографию, т.е.рисунок для нее.



Локоть нормально лежит на бедре. Это значит, что строители сформовали ближний к стене сегмент бедра, сняли форму, подняли уровень песка и делают следующие сегмениы локтя и остального туловища.

Вручную мега-статуи можно делать только сегментами. Пробник сидящих мега-статуй, делавшиеся век назад за сезон Колоссы Мемнона, не очень хорошо получился и многому научил. Решено было делать нормальным образом, годами, под песком, не оставляя на потом заделку пазов и работу над рельефом, а по возможности сразу формовать начисто.

Бросается в глаза точность больших и малых фигур в левой части - они были готовы к 1838 году; и фантазии в правой части - они еще не были сделаны.

Рассмотрим ее.

Эскиз, он же проект, у художника был. Но на реальном объекте фигуры Птаха и Рамзеса были готовы частично. Птаху художник нарисовал другую, трапециевидную бороду (в исполненном объекте она в форме скругленного параллелепипеда), Рамзесу - в точности то же лицо, что и Птаху (хотя они сильно разные), ту же накладную бороду (хотя ее нет в окончательной версии), шапочку другого фасона. Но главное, конечно, правый локоток Птаха



Под занавес египетского турне Робертс еще раз изобразил Абу-Симбел. Под локтем Птаха безобразная опора. Это значит, что пока он ездил и фиксирровал для современников и потомков другие памятники (безупречно, фотографически точно, если они были готовы, напомню), особо не плутая, потому что в древнем Египте одна дорога, строители обнаружили ошибку, срочно, пока не рухнуло, раскопали прдлокотье и подвели отвратительную, позорную для великого памятника опору из чего придется. Давая понять, что это древнеегиптяне так напортачили.



Сравним с фото 1856 года.



Любуемся, как не похожи на оригиналы пропорциями и деталями эти два молодца-одинаковы с лица. Головы художник явно рисовал из своей головы - их, линию плеч, шапки еще будут строить после 1838 года. Рамзеса лишили накладной бороды - для экономии времени без сомнений. Понятно, что рабоиа идет где-ио в районе линии плеч-шеи.



После Робертса изображений нет, если не считать якобы фотографию 1839 году фотографа-дагерротиписта Пьера-Гюстава Жоли ( Pierre-Gustave-Gaspard Joly de Lotbinière , 1798-1865) , на основе которой гравер-архитектор Гектор Хоро ( Hector Horeau , 1801-1872) создал изображение, опубликованное им в 1841 году в альбоме Panorama d’Egypte et de Nubie. Это бесспорная фальшивка, созданная на основа более ранних изображений. Опуская кучу деталей - на ней Рамзес еще с бородой.




Следующими изображениями будут уже фотографии 1850-51 годов, где колоссы, от крайнего левого Амона - по плечо до крайнего правого Рамзесе - по ухо погребены песком. Раскапывая который, ученые в числе прочего откроют и надписи строителей 1800-х - 1830-х годов.

*

Вторая деталь касается эпохального переноса памятника в 1960-х годах. Как ни скрывали ее полпреды 50 с лишним стран, ЮНЕСКО и человечества, принимавшие участие в уникальном переносе, а скрыть ее невозможно. Ибо она настолько проста и ясна, что к ней неизбежно придет любой вменяемый человек даже при беглом знакомстве с грандиозным переносом, прежде всего демонтажем.

Ради этого беглого посмотрите прекрасный псевдодокументальный фильм о переносе комплекса, на протяжении которого два участника пилят многократно уменьшенный макет головы Рамзеса.

Так и пилили колоссов - утверждают участники, и рассказывают про эпическую 9-месячную пилежку ручными пилами. Иллюстрирует эпос один недокадр из трех секунд, да и тот невнятный ночной. Хочется задать пилильщикам несколько вопросов. Какой длсны были ручные пилы? Ведь она должна превышать ширину колоссов, слитых с опорной стеной. Кто пилил со стороны стены неизбежные перпендикулярные относительно стены пропилы? И самое главное: как пилились горизонтальные пропилы под мегатонными фрагментами колоссов? Даже и метрового диаметра дерево так спилить не удастся; пилят, высчитав, в какую сторону оно упадет после прохождения большей части диаметра, с противоположной стороны, в любом другом случае оно зажмет пилу, и все трды будут напрасны. Мелкозернистый песчаник, из которого, считается египтяне тесали колоссов, висеть над сантимктровой щелью не будет. Даже если выпиливать из колосса брусочки - скажем, метр на метр - в масштабе колосса распустить его в мелкую лапшу - ио и тогда в каждом таком брусочке будут сотни тонн, и он обязательно зажмет пилу, а еще даст безобразные непредсказуемые щели и рассыпания...

Любуемся дальше сборкой 1968 года и разборкой 1964ьгода. Обожаю это мероприятие!









































Если не замечали, то заметьте: три четверти любого визуального контента с перемещением комплекса - голова Рамзеса. Манипуляции с ней - действительно восхитительное зрелище. Но возникает вопрос: а где же перемещение всех остальных частей, рук, ног, туловищ, тех же локтей колоссов?

Их нет.

Где места хранения распиленных колоссов до 1968 года включительно? Ведь это еще более потрясающее зрелище. Отсутствует какой-либо контент с остальными частями (брусками, кубами, целыми частями тел) колоссов. Все затмила голова Рамзеса.

А что же тогда пилили полпреды ЮНЕСКО и человечества 9 месяцев 1964 года?

Да ничего. Колоссов не только невозможно, но и не надо было пилить. Это и есть скрываемая деталь, объясняющая все странности разбора и показа. Колоссов не распиливали, а разбирали и собирали как лего, сегментами, из которых они сделаны. Понятно, что каждый требовал импровизации, в него надо было всверливаться, анкерить, вставлять стропальную оснастку под углами... это работа более интеллектуальная, чем пиление, но такая же долгая.

Следы посегментной формовки колоссов, разумеется, есть, несмотря на засилье головы Рамзеса. Хотя бы и на последнем фото.

Это, безусловно, разбор. Разбирали в 1964 году, когда Нил тек узкой рекой в полугористой местности, собирали в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше в 1968 году, построив искусственную гору из формованной смеси, когда Нил стал Асуанским морем до горизонта.



Малыми стрелочками показаны пазы - плотно прилегающие и далеко не прямые стыки между сегментами. Эти сегменты и разбирали полпреды ЮНЕСКО и человечества, не показав общественности ни одного. Никакими ухищрениями невозможно вырезать такие, ни пилами, ни зубилами, ни лазерами анунаков. Они могут получиться единственным способом - при формовке сегментов стык в стык.



А для общественности в сети нашлось единственное фото, иллюстрирующее ударный 9-месячный пилежный труд. Постановочное без сомнений. Для чего и для кого эти двое пилят уже разделенные кубы? Только для общественности, больше не для кого.



Ума и здоровья.

Другие материалы по созданию истории

[Вынужден ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.

Египет

Previous post Next post
Up