08.06.2023
В прошлый раз мы побывали в Храме Илии Пророка -
Турне в Абхазию. Храм Илии Пророка в Агудзерах... А в этот раз мы посетим Моквский собор.
Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы (абх. Мықәтәи акафедралтә уахуама; груз. მოქვის ეკლესია) - православный собор, расположенный в селе Мокви (Моква) в Абхазии, в Очамчырском районе частично признанной Республики Абхазия, согласно административному делению Грузии - в Очамчирском муниципалитете Абхазской Автономной Республики.
В селе Моква в конце X века царь Леон III возвел знаменитый собор Успения Божией Матери. Моквский собор стоит на возвышении у места слияния рек Моква и Дуаб.
Моквский собор - единственный в Абхазии пятинефный крестово-купольный храм. Собор завершает развитие церковного зодчества раннесредневековой Абхазии, начало которому было положено еще в VII-X веках в Пицунде. По планировке и пропорциям Моквский храм близок к древнерусским (Киевская София).
Собор отличался великолепным внутренним убранством. Поражали редкие по мастерству исполнения фресковые росписи, мраморный иконостас с колоннами, прекрасные резные карнизы. В центре напольного орнамента был выложен круг из красного мрамора с узором в виде спускающихся лучей. Посетивший Мокву в 1659 году Иерусалимский патриарх Досифей обнаружил здесь надпись, согласно которой храм был “расписан при великом Абхазском царе Давиде”, то есть в конце XI - начале XII века.
В 1640 году в Моквском соборе побывали русские послы и священник Павел Захариев. В своем отчете они написали: “февраля на девятый день были мы в монастыре Моквском с епископами Андреем и Максимом; показывали нам мученика Стефана Архидиакона: руки обе целые и ножные кости и крест того дерева, на котором Христос был распят”.
В XVII веке, когда турки захватили Абхазию и стали насильно насаждать ислам, грандиозный Моквский храм опустел и был разграблен. Исчезли напольные орнаменты, иконостас. Много драгоценностей и святынь было вывезено из Абхазии и разошлось по разным местам. Так, серебряная икона Моквского храма оказалась в Хобском Успенском монастыре, старинное Евангелие и Псалтырь XI века на пергаменте - в Мартвильском монастыре, архиепископский посох - в Мцхетском соборе.
В XIX веке дорогу к храму приходилось прокладывать через густые девственные леса. Известный кавказовед академик М. Броссе, посетивший Моквский собор в 1848 году, писал: “Обширные размеры церковного корпуса, опутанного сетью ползучих растений, кровля, превращенная в воздушный сад, прекрасный купол, удлиняемый высокими стволами деревьев - все это приводит зрителя в удивление. Однако осколки цветного стекла, куски карнизов с замечательной резьбой, обрушившиеся паперти приводят посетителя в уныние”.
В 50 годах XIX столетия храм был отремонтирован, пол вымощен заново известняковыми плитами, с запада возведен придел, а на куполе сооружена маленькая ротонда. В результате этой реставрации сильно пострадал наружный облик храма - исчезли резные карнизы, черепичную кровлю заменили железной. Внутри храма тесаный камень стен покрыли штукатуркой, а росписи и мозаику в алтаре забелили. В этот же период собор был превращен в усыпальницу. Здесь похоронены последний владетельный князь Абхазии Михаил Шервашидзе, его сын Георгий, поэт и общественный деятель, многие абхазские военачальники.
В 1902 году монахини из Богодуховского монастыря Харьковской губернии основали Кавказский (Моквский) Успенский женский монастырь, а в 1920 году храм вновь подвергся разграблению. Было похищено и вывезено за границу принадлежавшее Моквской Архиепископской кафедре ценное Евангелие, написанное на 328 листах и украшенное уникальными миниатюрами и орнаментом, выполненными моквским иноком Ефремом при Моквском архиепископе Данииле в 1300 году. В 80-х годах XX века моквское Евангелие было возвращено в СССР.
В 1968 году широко отмечалось 1000-летие Моквского собора. К этой дате была проведена частичная реставрация.
В 2002 году Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы открылся вновь. При официальном открытии были отслужены всенощное бдение и Божественная литургия.
На сегодняшний день службы в Моквском соборе проходят редко, однако двери храма всегда открыты.
Чуть о месте нахождения храма...
Село Моква (Мыку) относится к Очимчирскму району Абхазии. Располагается на слиянии рек Моква и Дуаб в 15 (пятнадцати) километрах от административного центра района - села Очамчира. В советский период название села на грузинский манер звучало Мокви.
Село Моква является административным центором Мыкусской сельской администрации в состав которой до входят пять поселков: Аджажв, Адзбжара, Ахыуаа, Моква Ахабла, Джал (до конца XX века).
По состоянию на 2011 год численность Мыкусской сельской администрации составляла 939 (девятьсот тридцать девять) человек. Этнический состав представлен четырьмя национальностями: абхазы - 85,0%, грузины - 6,1%, русские - 4,3%, армяне - 0,9%.
В советский период здесь находилась большая грузинская диаспора. Грузины-менгрелы покинули село во время вооруженного конфликта в 1992 - 1993 годах.
Основной религией села является христианство. Мусульман в поселке нет.
Топоним Моква (Мыку): Мықә, мыку (Моква) - один из древних ойконимов Абхазии. Основу топонима составляет родовое имя Мықә, Мықәаа (Мықә-ба) известное у адыгов как Мокко (Моковы), принадлежащее одному из знатных родов Абхазии.
С древнейших времен место, где располагается село Моква было центром народных собраний, здесь находится одна из священных полян Абхазии - Мыкуашта («Моквинская поляна»). Первые упоминания о поляне относятся к периоду Абжуйской Абхазии. В настоящее время поляна служит местом проведения массовых гуляний и конно-спортивных соревнований.
Поляна Мыкуашта расположена у слияния двух рек - Моквы и Дваба. С давних времен она, как и поляна Лыхнашта в западной Абхазии, являлась местом всенародных сходов, где решались важнейшие вопросы. В народе поляну Мыкуашта называют «Абжьыуаа рейзарта», т.е. место схода всех абжуйцев - жителей современного Очамчырского района. Здесь же, после завершения официальной части схода, проходили ежегодные осенние праздники, конноспортивные состязания.
И в наше время каждый год на поляне Мыкуашта в конце сентября проходит празднование в честь Дня победы абхазского народа в войне 1992-1993 годов. Собираются жители со всех окрестных сел и города Очамчыра. Кроме концертного выступления с национальными песнями, танцами, игрой на народных инструментах, зрители наблюдают за конными скачками. В последнее время возрождаются национальные игры.
Есть такая конная игра у абхазов, называется «ампыл асра». В игре участвуют две команды по шесть всадников, в руках у каждого - своеобразные ракетки («ачуган»). Кожаный мяч размером в два кулака раньше набивали мхом, а теперь используют резиновый мяч. Игровая площадка ограничивается двумя боковыми и двумя лицевыми линиями. Судья бросает мяч на поле игрокам. Участники игры стараются поймать мяч ачуганом и ускакать с ним за лицевую линию к воротам, а соперники пытаются догнать того, кто с мячом и выбить мяч из ачугана. Во время игры не обходится и без травм, что делает ее и опасной, и интересной. Победителем становится команда, забившая большее количество мячей.
Ну, и легенды... С храмом связана одна легенда, которая похожа на правду. Однажды абхазский царь Леон III решил построить такой храм, который бы своей красотой и мощью затмил все предыдущие. Долго выбирали подходящее по красоте и удобству место. Много было мастеров, которые хотели взяться за это дело, да не решались - хоть и много золота царь пообещал в награду, но боялись ему не угодить. И вот, наконец, нашелся смельчак, который построил вместе с мастерами этот собор. Легенда гласит, что царь решил погубить смелого зодчего - то ли от жадности, то ли от того, что не хотел, чтобы где-нибудь был построен такой же храм. Взобравшись по приставной лестнице на макушку храма, Леон остался недоволен тем, как выглядят сверху окрестности. Затем наверх поднялся зодчий, но царь приказал лестницу убрать. Так и оставили бедного зодчего на голодную смерть.
Храм был действительно построен при царе Леоне III. Сам Леон недолго прожил после постройки храма. Легенда говорит, что он был похоронен в этом же соборе. А через несколько лет умер последний абхазский царь, не оставив после себя наследника по мужской линии. И тогда на престол взошел племянник умершего царя (сын Гурандухт, которая была замужем за тао-кларджетским князем). С того момента абхазское царство объединяется с Картлией, становясь Царством абхазов и картвелов.
И чуть о вскользь упомянутом женском монастыре... 24 окт. 1902 г. еп. Сухумскому Арсению (Изотову) поступило прошение от насельниц Свято-Троицкого монастыря в Харькове монахинь Емилии и Аполлинарии и 15 послушниц, а также от послушницы Василиско-Златоустовского мон-ря Сухумской епархии Досифеи (Мужецкой) о разрешении учредить жен. общежительный мон-рь при Успенской ц. с. Мокви. В ходатайстве было указано, что сестры располагают 30 тыс. р. на возобновление обители.
Еп. Арсений отправил доклад в Грузино-Имеретинскую синодальную контору, оттуда рапорт поступил в Синод. Дело об открытии обители длилось 2 с половиной года и сопровождалось недоразумениями. Так, выяснилось, что коллективное заявление было сфальсифицировано Досифеей, однако после открытия всех обстоятельств она не отказалась от своих намерений и письменно обязалась предоставить еп. Арсению до 1 марта 1903 г. указанную сумму. Поскольку в Сухумской епархии уже обсуждался вопрос об открытии жен. обители при церкви Илори, идея возобновить мон-рь в М. не получила широкой поддержки.
Вблизи церкви есть колокольня, построенная намного позже Моквского храма. Ее первоначальные стены из песчаника в ХХ веке были укреплены бетоном.
В окрестностях Моквы разбросано немало древних памятников: крепостей, храмов и оград. На правом берегу реки, в двух километрах от собора, находятся развалины Джальской церкви, внутри которой сохранились следы фресковой росписи. А вокруг развалин тянется стена с остатками ворот. Как и многие другие храмы на прилегающей территории, этот культовый памятник в средние века входил в Моквскую епархию.
На сегодня всё, в следующий раз Илорский храм посетим. Интереснейшее место...
Продолжение следует