Турне в Абхазию. Источник святого Василиска

Feb 01, 2024 07:00


08.06.2023

В прошлый раз я рассказывал про Монастырь Иоанна Златоуста - Турне в Абхазию. Монастырь Иоанна Златоустого - 1, Турне в Абхазию. Монастырь Иоанна Златоустого - 2 ... А в этот раз мы к священному источнику приехали.





Причем здесь мы уже во второй раз, и, надо сказать, за год много изменилось - вон антенну телефонную поставили, связь уверенная во всей долине, ущелье -



Ну, я фотографии, может быть, из старого отчета подёргаю для сравнения; а так же и легенду вспомню...



Святой мученик Василиск Команский родился в последней четверти III века в селении Хумиалон . Это село располагалось рядом с Амасией и приблизительно в 9 км к северу от города Команы Понтийские. Св. Василиск приходился племянником св. мученику Феодору Тирону, который также родился в пределах города Амасия и вырос в том же Хумиалоне. После смерти правителя Амасии Пуплия, при котором св. Феодор Тирон принял мученическую кончину, новым начальником (игемоном) Амасии был назначен Асклипиодот, фригиец родом, который, придя в Амасию, подверг христиан гонениям. Это происходило во времена соправления Римской империей августов Максимиана и Максимина, т. е. между 308 и 310 г.г.



После оглашения в Сенате города Амасия актов св. Феодора Тирона, в которых были изложены события, связанные с исповеданием им христианской веры и его мученической кончиной, правитель Асклипиодот заинтересовался дальнейшей судьбой упоминавшихся в этих актах св. мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска. Они, как выяснилось, находились под стражей в Амасии. Асклипиодот дал указание привести их к нему. Клеоник и Евтропий были родными братьями, родом из Каппадокии . Они вместе со св. Василиском были воинами и соратниками св. Феодора Тирона. Игемон Асклипиодот потребовал от св. Евтропия, чтобы он вместе с Клеоником и Василиском совершил жертвоприношение в честь языческих богов и римских императоров.



Причем, Асклипиодот не настаивал непременно осуществить саму процедуру языческого жертвоприношения, он требовал от св. Евтропия, лишь огласить публично, что он принес жертву богам и повинуется игемону. После отказа, последовавшего от св. Евтропия, правитель обратился к Клеонику и Василиску, спрашивая у них, совершат ли они жертвоприношение богам, чтобы остаться в живых или же будут на стороне Евтропия, чтобы подвергнуться тем же мучениям. Клеоник и Василиск ответили Асклипиодоту, что они пострадают за Христа вместе с Евтропием. Святые Евтропий, Клеоник и Василиск подверглись жестоким мучениям. Их растягивали и избивали жесткими кнутами. Затем их опять заключили в темницу. Св. Евтропия вызывали из тюрьмы еще несколько раз, но он снова и снова отказывался принести жертву богам и повиноваться игемону.



По решению Сената города Амасия был назначен день принесения жертвы богам. В этот день Асклипиодот повелел призвать всех жителей Амасии и членов Сената в храм Артемиды, где каждый должен был совершить жертвоприношение, которое заключалось в воскурении ладана (ливана) перед статуей богини Артемиды. Ладан в руки каждому давал сам Асклипиодот.





Съемки 2022 года

Для совершения этого жертвоприношения привели из заключения и Евтропия, Клеоника и Василиска. После мольбы св. Евтропия к Богу о помощи, произошло землетрясение, от которого сотрясся храм и статуя Артемиды упала и разбилась. Сильно напуганный игемон и все те, кто были с ним, выбежали из храма. Затем Асклипиодот, придя в здание Сената, повелел принести асфальт и растопить смолу в трех медных тазах с тем, чтобы вылить их на св. мучеников. Он также дал указание вбить столбы в землю, чтобы растянуть на этих столбах за ноги и руки святых мучеников, и принести туда котлы с кипящей смолой.



На следующее утро по указанию Асклипиодота привели святых Евтропия, Клеоника и Василиска. После очередного отказа св. Евтропия принести жертву богам, Асклипиодот повелел распять св. мучеников, вынося им приговор следующего содержания: «Евтропия, «учителя магов», и с ним «колдуна» Клеоника, не подчинившихся повелению августов (императоров) и признавших себя христианами, распять за городом. Василиска вновь заключить в тюрьму».



Св. Василиск потребовал от игемона, чтобы был вынесен приговор и ему. Асклипиодот возразил, что, поскольку они, Евтропий, Клеоник и Василиск, условились пострадать вместе, он не вынесет одновременного приговора всем троим. Св. Евтропий и Клеоник были пригвождены палачами к древам, где они отдали свои души Богу.
Мученическая кончина св. Евтропия и Клеоника произошла между 308 и 310 г. г. День их памяти совершается 3 марта (16 марта по новому стилю).
Два благочестивых человека, которых звали Коид и Велоник, мужы сенаторские, испросили у игемона Асклипиодота, дав ему дары, позволения взять для погребения тела святых мучеников. Велоник с почестями предал погребению тело св. Евтропия в своем владении, называвшемся Ферма, которое находилось в 18 милях (около 27 км) от Амасии.



Тело же Клеоника было предано погребению Коидом, который, натерев его благовониями, похоронил его в селении, именовавшемся Кима и расположенном в 30 милях (около 45 км) от Амасии. В местах погребений св. мучеников Евтропия и Клеоника совершались великие знамения и чудеса.
Спустя какое-то время при правлении того же римского императора Максимиана (308-310 гг.) на место игемона Асклипиодота был направлен новый правитель по имени Агриппа. Ему также было поручено подвергать христиан гонениям. В это время мученик Василиск все еще находился в заключении в Амасии . После усиленной мольбы св. Василиску явился Господь, который сказал ему, чтобы он не скорбел о том, что призывается последним.



Господь сообщил св. Василиску и то, что он будет отпущен из тюрьмы, чтобы увидеться со своими родными и затем, вернувшись, примет мученическую кончину в Команах. Когда наступило утро, св. Василиск позвал своих охранников и попросил их, чтобы они отпустили его на несколько дней к родным, в селение Хумиалон. Солдаты ответили ему, что они отпустили бы его, если бы не боялись того, что в скором времени он может быть призван к правителю. Тогда св. Василиск попросил солдат сопроводить его к родным, и сделать это до того, как игемон Агриппа прибудет в Амасию.



Мученик Василиск в сопровождении солдат был отведен в свой дом в Хумиалоне. Там он наставил в вере свою мать, братьев и родных, призывая их оставаться преданными вере Христовой и молиться за него Господу. После этого св. мученик Василиск возвратился вместе с сопровождавшими его солдатами в город Амасию.
Прибывший в Амасию игемон Агриппа, выяснив все, что касалось св. мученика Василиска, дал указание отвести его в город Команы для совершения над ним судебного процесса. Туда же, в Команы, немедля отправился и сам Агриппа. Расстояние от Амасии до Коман Понтийских составляет 75 км по прямой и 114 км по дороге.



Священный источник

Солдаты, придя в тюрьму, вывели оттуда св. Василиска и, обув его в железные башмаки, натыканные изнутри гвоздями, повели его прямо в Команы. По дороге гвозди в обуви вонзались до самых костей св. мученика, так что вся земля, по которой волокли его солдаты, была залита кровью. Закат застал конвой в селении Дакозар (по другой версии Дакон) и они остались на ночлег в доме госпожи того села, гречанки (язычницы) по имени Траяни.
Солдаты привязали св. Василиска к высохшему платану с обведенными назад вокруг ствола дерева руками. Сами же направились в дом, где для них был накрыт ужин. Святого мученика сопровождали около тринадцати солдат. Св. Василиск, оставшись один, привязанный к дереву, стал молиться Господу. Толпа народа собралась вокруг него. Во время мольбы св. Василиска произошло землетрясение, от которого все, находившиеся рядом с ним, испуганные, упали на землю.



Поднявшись, они увидели, что высохшее дерево покрылось зеленой кроной, а на том месте, где стоял сам св. Василиск, из земли забил источник воды. Госпожа этого селения, Траяни, видя это чудесное событие, уверовала во Христа вместе со всеми, кто жил в ее доме. Солдаты игемона, которые сопровождали св. Василиска, также уверовали в Господа. Они освободили его от оков и продолжили свой путь по направлению к Команам. На следующий день солдаты вместе со святым Василиском, уже несколько дней находившиеся в пути, достигли города Команы Понтийские. Напомним, что расстояние от Амасии до Коман Понтийских составляет 75 км по прямой и 114 км по дороге.

Рядом мемориал воинам, погибшим в ходе грузино-абхазского конфликта в   1992-1993 г.г.





Грузино-абхазская война (1992-1993) (в абхазских источниках часто употребляется термин «Отечественная война народа Абхазии») - вооружённый конфликт на территории Абхазии между абхазскими и грузинскими вооружёнными силами.



Вооружённый конфликт 1992-1993 годов, по обнародованным данным сторон, унёс жизни 4 тыс. грузин (ещё 1 тыс. пропала без вести) и 4 тыс. абхазов. Потери экономики автономии составили 10,7 млрд долларов США. На территории республики осталось огромное количество мин, унёсших жизни около 700 человек.



Около 250 тысяч грузин (почти половина населения Абхазии) были вынуждены бежать из Абхазии, из 50 тыс. репатриировавшихся в течение 1994-97 годов 30 тыс. снова бежали в Грузию после событий 1998 года. Неурегулированность отношений между Республикой Абхазия и Грузией, наличие тысяч грузинских беженцев из Абхазии в Грузии является постоянным источником напряжённости в Закавказье.



26 августа 2008 года Российская Федерация официально признала независимость Республики Абхазия и установила с ней дипломатические отношения.

На сегодня всё... Следующим разом в Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище поедем.

Продолжение следует

#такаязима, #10прогулок, путешествие, Фотография

Previous post Next post
Up