Во время Великой Отечественной войны с августа 1941 г. по 1945 г. под престолом Владимирского храма села Виноградово, где служил о.Иларион, тайно хранилась глава святого прп. Сергия Радонежского до ее возвращения в Лавру в апреле 1946 г. после открытия. Именно о. Иларион облачал святые мощи прп. Сергия в схиму и вернул святую главу к мощам.
О сокрытии главы Преподобного Сергия в настоящее время известно по воспоминаниям не самих участников ее изъятия, а ее последующих хранителей, записанным через 60-70 лет после изъятия главы и через 35-45 лет после ее возвращения.
Вскрытие мощей Преподобного Сергия Радонежского.11 апреля 1919 года, пятница перед Лазаревой Субботой
Непосредственные участники, отец Павел Флоренский и Юрий Александрович Олсуфьев, погибли задолго до того времени, когда о событиях, связанных с главной Преподобного Сергия стало возможным говорить открыто. Но в общих чертах об этом знали члены их семей, близкие люди - П. А. Голубцов (впоследствии архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий) и Е. П. Васильчикова (удочеренная племянница Ю. А. Олсуфьева).
София Владимировна Олсуфьева (урожденная Глебова), жена Юрия Александровича, была глубоко верующей. Когда наступила революция, она видела сон, будто к ней явился святой Сергий и сказал, чтобы она поселилась близ его гроба. Олсуфьевы купили в Сергиевом Посаде дом и стали там жить.
Вскрытие мощей Преподобного Сергия Радонежского. 11 апреля 1919 года
В 1919 году по решению Сергиево-посадского исполкома Троице-Сергиева Лавра была закрыта как действующий монастырь. Мощи Преподобного Сергия находились в ведении Лавры, но по требованию местной власти были обнажены от покровов и прикрыты лишь стеклом. Замысел власти сводился к тому, чтобы убедить верующих в тленности мощей Преподобного Сергия. Однако число верующих, шедших на поклонение, против ожидания властей, с каждым днем только увеличилось. После закрытия Лавры доступ братии и верующих к мощам прекратился.
Осенью 1919 года возник план перевезти мощи Преподобного Сергия в один из московских музеев. Активное противодействие этому оказали верующие Сергиева Посада и Святейший Патриарх Тихон. В конце января 1920 года опасения, что советская власть осуществит свой замысел и дело лишь в сроке исполнения, стали реальными. Вот тогда-то, опасаясь лишиться мощей Преподобного Сергия, с благословения Патриарха Тихона произошло изъятие главы.
Схиархимандрит Иларион (Удодов).
Настоятель (1936-1946гг.) храма Владимирской иконы Божией Матери
села Виноградово, Московская область
Можно предположить, что очищение раки и изъятие мощей было сделано отцом Павлом Флоренским и графом Юрием Александровичем Олсуфьевым вполне открыто, а не тайно, как это описывается в светских публикациях. Поскольку мощи предполагалось увезти в Москву как экспонат, комиссия должна была «привести их в порядок»: очистить раку, переложить, может быть, даже прикрыть или завернуть.
Именно в феврале-марте 1920 года отец Павел был назначен исполняющим обязанности председателя комиссии. Ему и Ю. А. Олсуфьеву была известна система внутренней и внешней охраны Лавры, знакомы все лица из местной и центральной власти, которые могли интересоваться Троицким собором и состоянием мощей Преподобного Сергия. Отцу Павлу из всех членов комиссии оказывалось наибольшее доверие, и даже постоянная слежка, установленная за ним сергиево-посадским "политбюро", лишь подтвердила его политическую нейтральность и неучастие в деятельности союза православных общин Сергиева Посада по защите мощей Преподобного Сергия.
В.А.Серов.София Владимировна Олсуфьева. 1911
Замена главы была тщательно подготовлена. Для того чтобы незаметно изъять главу Преподобного Сергия, надо было заменить ее другим схожим черепом. По воспоминаниям Е. П. Васильчиковой (приёмной дочери графа Олсуфьева) и П. А. Голубцова (будущего владыку Сергия - епископа Новгородского и Старорусского), отец Павел (Флоренский) и Ю. А. Олсуфьев для замены главы Преподобного Сергия избрали череп князя Трубецкого, поскольку основное погребение князей Трубецких также находилось в Троице-Сергиевой Лавре. Останки какого из князей послужили Преподобному Сергию неизвестно.
Екатерина Павловна Васильчикова вспоминает, что «когда вскрывали мощи, было то, что рассыпалось с костей. Это все было отдельно собрано отцом Павлом и Юрием Александровичем и убрано в церковь. И тогда они взяли главу Преподобного Сергия и заменили ее головой князя Трубецкого. Сначала глава была спрятана в ризнице - ее оставили в монастыре, не сразу унесли из Лавры. Это мне потом рассказала София Владимировна, жена Ю.А. Олсуфьева. После этого главу Преподобного Сергия перенесли к нам в дом на Валовую улиц. Сначала она хранилась у нас в столовой в большой квадратной дубовой коробке из-под каких-то серебряных вещей. На коробке стояла пальма, как на подставке».
граф Юрий Александрович Олсуфьев. (1878-1938гг.)
В 1928-1929 гг. волна арестов прокатилась по Сергиевому Посаду. К этому времени семья Олсуфьевых переехала ближе к Москве, в район г.Люберцы. С.В. Олсуфьева вернулась в Сергиев Посад, чтобы тайно перевезти главу в менее опасное место. Дом Олсуфьевых бы опечатан, но Софье Васильевне разрешили войти. Она прошла в дом и взяла главу, которая потом хранилась сначала у нее, закопанная в саду в Сергиевом Посаде, а потом была передана П.А. Голубцову (1933г.) и спрятана около станции Люберцы Казанской железной дороги до августа 1941 года.
Павел Александрович Голубцов вспоминает: «Когда выкапывали, было очень жутко. Это было ночью. Где-то выла собака, и мы боялись, что она может разбудить соседей. Надо было до рассвета успеть. Главу я переносил в хозяйственной закрытой сумке, чтобы не было подозрений, а сверху прикрыл газетой, как будто в сумке кочан капусты.
Когда пришел на станцию, рассветало, и поезда на Москву еще не ходили. Я шел пешком до Абрамцева или Хотькова и там уже сел на поезд. И в поезде шел по вагонам или стоял, чтобы не садиться». Он шел из уважения к мощам и не смел поставить святыню на сидение, чтобы не осквернить ее.
Священник Павел Александрович Флоренский (1882-1937)
П. А. Голубцов отнес главу Юрию Александровичу Олсуфьеву, который жил возле Люберец, в двух километров от Угрешского монастыря в маленьком поселке (4-5 домов), который назывался Мешаловкой. До станции Люберцы надо было идти пешком километров семь, но малонаселенный и достаточно отдаленный поселок был выбран специально, чтобы не привлекать внимание. О том, где была спрятана глава, знал только очень узкий круг близких людей.
Ю. А. Олсуфьев был арестован 24 января 1938 года. Хранить главу в Люберцах стало слишком рискованно, так как С. В. Олсуфьеву также в любой момент могли арестовать (что и случилось в 1938-39 гг), а с началом войны П. А. Голубцова со дня на день могли призвать в армию. Тогда Е. П. Васильчикова осталась бы единственной, кто знал, где находится глава Преподобного Сергия. Главу снова передали П.А.Голубцову. Е.П.Васильчикова вспоминала об этом периоде очень противоречиво, но несколько раз говорила, что глава была перемещена «после ареста дяди Юрия, когда подходили немцы». Е. П. Васильчикова упоминает, что в 1941 году Юрий Голубцов унес голову «в сторону Москвы».
Павел Александрович Голубцов (будущий архиепископ Сергий) и отец Иларион (Удодов)
Вероятно, в промежутке от начала войны (22 июня) до своего призыва в армию (20 августа 1941 года) П. А. Голубцов и перенес главу из Люберец к своему старцу схиархимандриту Илариону в Виноградово. При этом он снова практически весь путь прошел пешком, а на поезд садился только «в таких местах, где нельзя было проходить».
Таким образом, во время Великой Отечественной войны глава Преподобного Сергия находилась в алтаре храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово у иеросхимонаха Илариона (Удодова) с 19 августа 1941 года до лета 1945 года.
Игумен Андроник, который во время войны он был пономарем в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово, вспоминал впоследствии, что чувствовал по поведению отца Илариона, что в алтаре происходит нечто необычное, но сам не спрашивал и ничего не знал. Уже после возвращения главы в Лавру протоиерей Петр Удодов (брат отца Илариона) рассказал игумену Андронику, что в течение нескольких лет у них в алтаре под престолом хранилась глава Преподобного Сергия.
После Великой Отечественной войны П. А. Голубцов переносит главу Преподобного Сергия из храма Владимирской иконы Божией Матери на московскую квартиру Е. П. Васильчиковой (лето 1945 года - весна 1946 года). Е. П. Васильчикова на машине отвозит главу Преподобного Сергия Святейшему Патриарху Алексию I. Возвращение главы Преподобного Сергия к его мощам произошло 20 апреля 1946 года после открытия Лавры.
Екатерина Павловна Васильчикова. Фото начала 1960-х гг. Из архива Адриана Александровича Егорова
Отрывок из беседы (28 мая 1991 г.) П.В.Флоренского с Е.П.Васильчиковой:
«Легко предположить, что именно о.Иларион привёз главу преподобного Сергия в Лавру, но дело обстояло не так. В 1945 году, по возвращении домой из армии, Павел Голубцов перевёз главу Преподобного в московскую квартиру Екатерины Васильчиковой. Она и передала святыню Патриарху Алексию I (Симанскому) «Отвезла это Святейшему Алексию, - вспоминала Екатерина Павловна, - когда открылась Сергиева Лавра... Но только... Надо молчать! Потому что, во всяком случае, сказать, что это было возвращено Святейшему, тоже нельзя. Он тоже в совершеннейшей тайне держал, но он не был испуган, он знал, что это нельзя... Думаю, он понимал, что это сверхподвиг! Во всяком случае я отвезла это Святейшему. Не Голубцов, а я отвезла на машине... Я сама из рук в руки отдала Святейшему»
Слава Богу, что игумен Адроник опубликовал её как точную стенограмму. Никакой литературной правки! Ответы 85-летней старицы порою противоречивы, с повторами и недоговорённостями, но они - правдивое, искреннее свидетельство, и в этом их бесспорная историческая ценность.»
Рака с честными мощами Преподобного Сергия, игумена Радонежского.
Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Наши дни
Рассказ Екатерины Павловны дополняет её сын Адриан Александрович:
«Покуда Ковчег хранился у нас в доме то, как правило, никто из духовенства не бывал у нас... Очень часто поздно вечером приезжал Павлик Голубцов (будущий архиепископ Сергий)... По тому времени он запомнился мне, как пламенный спорщик с горящими глазами.
Правда, его беседы с родителями чаще всего проходили в основном тогда, когда меня укладывали спать временно в другой комнате, а они были в маленькой комнате, где на окне, в дубовом ковчеге под цветком, находилась Святыня... Тогда, в 1946 году, на Домниковку за мамой приехала машина, не заезжая во двор, так как мама ждала её одна на улице. И я боялся, что маму везут на Лубянку. Туда, где я уже успел побывать в пятилетнем возрасте (в 1940 г. - Г.К.). Но мне сказал тогда отец, что всё хорошо, чтобы я молился и ждал маму».
Троице-Сергиева Лавра перед революцией
Хотя Архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) вспоминал впоследствии, что вернул главу Преподобного Сергия к его мощам именно схиархимандрит Иларион (Удодов).
Выбор Патриархом Алексием схиархимандрита Илариона был неслучаен. В январе 1945 года в связи с ожидавшимся приездом английской делегации на Поместный Собор Русской Церкви и посещением еще не открытой Троице-Сергиевой Лавры схиархимандриту Илариону было поручено «облачить в схимническое одеяние мощи Преподобного Сергия, которые поставили на свое место в Троицком соборе. До этого рака с мощами находилась посреди Никоновской церкви в качестве экспоната и ее обходили кругом, глядя через стекло на непокрытые косточки».
Троице-Сергиева Лавра в середине 1920-х годов
Вероятно, местоблюститель Патриаршего престола митрополит Алексий уже знал о том, что глава Преподобного Сергия находится у отца Илариона, и в январе 1945 года послал его осмотреть мощи, чтобы, как только откроется Лавра, быть готовым возвратить главу. Тогда же из запасников Загорского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в ведение Московской Патриархии были переданы облачения и церковная утварь, в том числе уникальное облачение святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского.
Отец Иларион прожил в Виноградово до дня своей кончины 15 марта 1951 г. в возрасте 88 лет и похоронен по левую сторону от алтаря Владимирского храма. В 1968 году рядом с ним упокоился и его брат о. Петр, скончавшийся в возрасте 92 лет.
https://sirin-from-shrm.livejournal.com/