Вчера рассуждал о гидравлической теории.
http://byacs.livejournal.com/191269.html Суть теории Виттфогеля состояла в том, что строительство ирригационных сооружений древности приводило к появлению обществ тоталитарного типа - отсутствие частной собственности, рыночной конкуренции, личных свобод, деспотическое бюрократическое правление и т.д.
Однако вопрос ведь в чем: каналы и пр. гидравлические сооружения возводились и возводятся в странах, в которых нет намека даже на тоталитарное устройство.
Вот, пример - Франция. Лангедокский канал или Южный канал (Le Canal du Midi) длиной 240 км. Соединяет Тулузу со средиземноморским городом Сет. В Тулузе смыкается с Гароннским каналом, который ведёт к Бискайскому заливу.
Вдохновителем строительства, руководителем работ был предприниматель Поль Рике, который частично финансировал строительство канала. Канал был прорыт при Людовике XIV в 1666 - 1681 гг. Смысл строительства состоял в том, чтобы обойти Пиренейский полуостров, сократив морские пути между северной и южной частью Франции - пираты, недружественная Испания, Гибралтарский пролив и пр. Да и дороги - как говорится, не то, что нынче. Проще морем довезти товар, чем
переть через всю страну.
Кстати, во время строительства чуть ли не впервые в Европе применялось социальное законодательство- нормы рабочего дня, соц. выплаты - по болезни, увечью...
В 1996 году как выдающийся памятник инженерии XVII в. внесён в число объектов Всемирного наследия. На канале действует 91 шлюз, разница водных систем составляет 190 м. Канал до сиз пор функционируюший, но прежнее значение уже потерял.
Представляю, каким убожеством выглядели все эти волго-доны, беломоры, если во ФРАНЦИИ ЭТО ВСЕ БЫЛО В СЕМНАДЦАТОМ ВЕКЕ!