Современные системы коммуникаций
открывают каждому из нас колоссальные знания во всех областях человеческой
деятельности. Казалось бы, нет предела совершенству! Сколько в мире существует
возможностей не только реального, но и удалённого, дистанционного образования.
Электронные ВУЗы, институты, обучающие программы, виртуальные тренажеры,
интернет-консультирование и т.д. Тем не менее, мир становятся пустым..
В 1996 году, лауреат Нобелевской премии по экономике от 2008 года
Пол Кругман написал
статью, в которой рассказал о том, что происходит с экономической дисциплиной и
образованием вообще в 2096 году. Т.е. статья написана от человека, живущего в
2096 году. В частности, он пишет:
«..снижающаяся отдача от высшего образования вызвала кризис в самой системе
образования. Зачем студенту проводить четыре года в колледже и еще несколько
лет в аспирантуре или докторантуре, если у получаемых ими дипломов напрочь
отсутствует денежный эквивалент? В наше время работа, для которой достаточно
шести-двенадцати месяцев профессионального обучения -- уход за детьми, больными
и престарелыми, плотницкое дело, управление домашним хозяйством и т.д. --
приносит доход, сравнимый с тем, что получает человек с дипломом магистра, и
намного превосходит доход доктора наук. Так что число поступающих в колледжи и
университеты упало почти на две трети со времен пика, который пришелся на рубеж
веков. Многие институты высшего образования не смогли выжить в этой жестокой
среде. Известные университеты в основном справились с проблемой, но изменили
свой характер и вернулись к своей прежней роли. Сегодня место вроде Гарварда --
это скорее социальный институт, нежели учебное заведение. Это место, где дети
из богатых семей получают навыки вращения в обществе и заводят друзей среди
себе подобных» [*].
Интересная картина, которую мы можем наблюдать уже сегодня. Уже сегодня,
программы подготовки и передачи знаний и опыта из поколения в поколение
перестали работать. В глобальном мире не нужны ни физика, ни математика, ни
экономика (которую, кстати, до сих пор преподают в ВУЗах по старым,
классическим теориям, несмотря на то, что экономическая ситуация в мире им
давно не соответствует и не отвечает) если они не дают мне каких-то прямых,
эгоистических результатов. Мы даём детям знания, которые не нужны в глобальном
мире. Уже сегодня сама по себе наука неинтересна подавляющему числу людей.
Передовые концепции и научные теории успешны только благодаря признанию в
обществе иерархической структуры институтов. Реально понимают эти теории и
концепции - очень ограниченный круг лиц. При этом, если человек интересуется
наукой - то только для того, чтобы с её помощью использовать всех остальных.
Мы называем образовательную систему воспитательной, но она вообще не
воспитывает. Это видно по результатам, а также по предметам, которые там
изучаются. Сколько в школе, ВУЗах есть уроков и бесед, направленных на
воспитание человека? Разве кто-то об этом заботится? В расписании только
физика, химия, экономика - а потом мы удивляемся, почему у нас такие трудности
с детьми? Общественные институты выпускают роботов, которых даже толком не
научили работать на предприятиях. В этом состоит их задача - подготовить
рабочего, который будет работать на «конвейере». А кто он, что он, каким
человеком будет и как будет жить - никого в системе образования не волнует. Так
сегодня воспитывают человека: «Какую специальность ты выбрал? Сколько на ней
зарабатывают»? Это называется образованием.. К чему это привело? Отсутствие
ориентиров развития, тупик в международных отношениях, геополитические
изменения и катастрофы, тотальная коррупция, экономико-хозяйственный кризис,
нежелание договариваться и откровенное незнание «Что делать?». И с этой общей
проблемой нужно что-то решать, а обо всем остальном хорошо бы забыть на время,
imho.
----------
[*] Пол Кругман - "
Посинение
белых воротничков"