Хабсус - дом Ниссани в Тур Абдине.

Mar 14, 2017 19:33

Оригинал взят у serg_slavorum в Хабсус - дом Ниссани в Тур Абдине.
Мой перевод статьи с "Шлама" - сайта ассирийцев, проживающих в городе Мишлен в Бельгии. Оригинал здесь.




Сентябрь - самый печальный месяц в Тур Абдине, когда поздняя летняя жара ещё опаляет это горное плато Месопотамии с его волнистыми хомами, и когда христианские эмигранты со всей Европы съезжаются сюда посетить своё давно оставленное отечество. Они следуют путями прошлого, но ещё осталось несколько их старых сородичей в деревнях, где некогда проживали сиро - православные семьи. В деревне Хабсус старая женщина бережёт древнее христианское наследие.



Хабсус или Хабснас расположен к западу от главной дороги между городом Мидьятом и историческим местом Хасанкейф (Hasankeyf) на реке Тигр. Узкая дорога, немощёная и представляющая из себя едва ли что - то большее, чем песчаная тропа, петляет по холмам. Как только достигаешь последнего холма, с которого открывается обзор на Хабсус, можно хорошо рассмотреть церковь Мор Шемун. Церковь стоит на отшибе деревни, выглядя как изолированный форт, и нет ничего вокруг, что выглядело бы приветливо для нежданного посетителя. Хабсус был занят курдскими семьями, заселившими серые дома с плоскими крышами. Они возвели свой собственный ориентир на местности - недавно построенную большую мечеть с массивными стенами и высоким минаретом, возвышающуюся над деревней.



Деревня Хабсус с мечетью и церковью Мор Шемун на заднем плане.

Церковь Мор Шемун названа в честь святого VIII века. Мор Шемун или святой Симон родился в Хабсусе. Он стал одним из самых известных настоятелей монастыря Мор Габриэль, до сих пор являющимся важнейшим центром Сиро - православного христианства в Тур Абдине.

Шемун получил известность как Шемун д’Зайте (Симон «Оливковые деревья»), так как он организовал посадку тысяч оливковых деревьев на равнине, примыкающей к Тур Абдину. Благодаря этому проекту и другим деяниям Шемуна весь регион наслаждался последним периодом процветания в конце VIII века.



Кладбище в Хабсусе.

Самый полдень, солнцепёк, жители деревни прячутся от жары в своих домах. На окраине деревни играют в догонялки курдские дети. Они едва обращают внимание на чужестранца, появившегося на их игровой площадке. Кажется, они играют на месте, где когда - то было кладбище. Одно из надгробий, скорее всего, свидетельствует о христианском прошлом этого места. Имя усопшего, начертанное на надгробии - Оздемир (Ozdemir), распространённое имя в Тур Абдине. Возможно этот Оздемир был родственником пресловутого Шамуэля Оздемира (Samuel Ozdemir), родившегося в деревне Арнас к востоку от главной дороги из Мидьята в Хасанкейф, после своей эмиграции в Бельгию более известного как Пер Шамуэль (Père Samuel), ультраправого сиро - католического священника, ныне проповедующего во франкоговорящей части Бельгии и ведущего свой собственный крестовый поход против ислама. Но это другая история.

Курдский мухтар (мэр) Хабсуса в конце концов заметил посетителя. Он предлагает мне воды - тепловатой и подозрительной - и чаю - горячего и безвредного - и посылает свою младшую дочь найти ту единственную персону, сведущую в том, что иностранцы хотят лицезреть. Наконец она приходит, последняя сиро - православная христианка в Хабсусе, старая женщина в курдском наряде. Она носит длинное голубое платье и белый головной платок, её имя Ниссани Абдулла. Ниссани говорит только на курдском и на родном туройо, нео-арамейском диалекте Тур Абдина, но её улыбка выражает искреннюю радость. Мы вместе идём по мощёной булыжником дороге в тени домов на окраине деревни. Далее следует крутой подъём по скалам и камням к месту, находящемуся на хребте, возвышающемся над Хабсусом.



Колонна во дворе монастыря Мор Лозоор.

На вершине холма стоит разрушенный и заброшенный Мор Лозоор или монастырь святого Лазаря, его древние камни пылают в солнечном свете. Он был основан Мор Шемуном по прозвищу «Оливковые деревья». Старушка Ниссани, хранительница ключей от этого места, открывает маленькую деревянную дверь. Мы входим во внутренний двор. Груды камней в углах и изумлённо взирающие «чёрные глаза», смотрящие назад - входные отверсия в осыпающихся стенах пристроек и пустая церковь. Справа на середине двора стоит колонна, которая некогда сделала монастырь известным, привлекая паломников со всего Тур Абдина. Колонна внутри полая, время её создания согласно надписи датируется концом VIII века. Как гласит христианская традиция Тур Абдина, в те давние времена монах по имени Даниэль (Даниил) подвизался в подвиге столпничества и проводил многие годы на этой колонне. Это была экстремальная форма ранней монашеской жизни, и монастырь Мор Лозоор сохранил единственное свидетельство о ней в Тур Абдине.



Ниссани во дворе монастыря Мор Лозоор.

Не надо денег, показывает она жестами. Для церкви, я пытаюсь разъяснить, для церкви и монастыря. Наконец она принимает купюру в десять евро, которую я хочу вложить в ладонь ее морщинистой руки. Ниссани Абдулла показывает путь обратно в деревню. Она старше, чем посетитель, следующий за ней по пятам и пытающийся не отставать от нее, когда она слепо проходит по скалам. Женщина её возраста стирает бельё в молочного цвета воде в каменном корыте среди валунов. Ниссани выжидает момент. Они приветствуют друг друга и обмениваются несколькими словами на курдском, вероятно насчёт сумасшедшего посетителя из - за границы, который хотел карабкаться всю дорогу к той «безобразной» свалке на холме и который, вероятно, дал большие чаевые за экскурсию. В какой - то степени в деревне она одна из них. Это родная земля Ниссани и место, где она желает быть похороненной.

Одиночество - это состояние ума для путешественников. Ниссани никуда не путешествует, для неё весь мир заключён в её родной деревне, она - последний сиро - православный житель в Хабсусе.

Небольшая справка.



Карта Тур Абдина, на которой стрелочкой помечено местонахождение деревни Хабсус и заброшенного монастыря Мо Лозоор:




Об основателе монастыря Мор Лозоор:

Симон Харранcкий (он же Мор Шамун аль-Зайтуни, д'Зайте) - ассирийский церковный деятель и богослов, митрополит Сиро-православной (яковитской) Церкви.

Родился, как было сказано в статье, в деревне Хабсус (старое название Хабеснас, Habesnas) в Тур Абдине. Получил религиозное образование и принял монашество в знаменитом яковитском монастыре Мор Габриэль (ок. 657 года). В 682 году рукоположен в священники и избран настоятелем Мор Габриэля (Дайро д'Мор Габриэль). За время своего служения в сане игумена организовал постройку многих церквей и монастырей в Тур Абдине, а также насаждение оливковых рощ, за что и получил своё прозвище.

В 700 году выбран митрополитом Харрана, маленького города, в 20 милях к югу от Эдессы (Урхи). Будучи митрополитом св. Симон построил школу в своей родной деревне. Является автором многих произведений в защиту вероучения Сиро-православной Церкви. Один из его трактатов адресован Константину, греко-православному митрополиту Харрана.

Отошёл в лучший мир 1 июня 734 года. В этот день Сиро-православная Церковь чтит его память.

Составлено по:

https://orthodoxwiki.org/Simon_of_Harran

Ближний Восток, религия

Previous post Next post
Up