Гипогей Волумниев в Понте-Сан-Джованни

Aug 02, 2017 22:44

Оригинал взят у sibeaster в Гипогей Волумниев в Понте-Сан-Джованни
В своем эпосе об Умбрии я доселе придерживался хронологического порядка, но с одним исключением. Вторая половина того дня, когда я ездил в Тоди, по планам отводилась на изучение Терни. Но после прогулки по Терни накануне вечером, я сделал вывод, что на этот город не стОит тратить драгоценное время, а лучше его посвятить гораздо более интересной экспедиции. Гипогей Волумниев, находящийся недалеко от станции Понте-Сан-Джованни, рядом с Перуджей, ну никак не вписывался в программу поездки и был в свое время с сожалением отложен на неопределенное будущее. И тут вдруг у меня образовалось свободных полдня, от Тоди до Понте-Сан-Джованни всего-то час езды на поезде Ferrovie Centrale Umbra, а затем оттуда можно вернуться тем же поездом в Терни. Решение было принято спонтанно.

Об особенностях частной железной дороге FCU я уже писАл: основная трудность там состоит в поисках места, где можно купить билеты. Билеты там продаются не от станции А до станции В, а на определенное расстояние: километражу соответствует определенная буква, так билет от Терни до Тоди назывался fascia I. По счастливой случайности загодя купленный билет от Тоди до Терни по километражу соответствовал пути от Тоди до Понте-Сан-Джованни, так что к гипогею я доехал без приключений. А вот на обратном пути образовалась маленькая трудность: на станции Понте-Сан-Джованни билеты FCU не продавались нигде. Висевшее на стене объявление сообщало адреса двух баров в городе (и не слишком-то близко к станции), где билеты можно купить. Поскольку времени у меня было предостаточно, я дошел до ближайшего из этих двух баров, где выяснилось, что они уж давно билетами FCU не торгуют. Я в сердцах плюнул, во второй бар не пошел и решил действовать по обстоятельствам. Как мне объяснил машинист поезда, билеты можно будет купить у разъездного кассира, так что я преспокойно уселся в поезд, с умилением наблюдая, как пассажиры идут куда-то вперед и возвращаются оттуда с билетами. Но я же знал, что кассир придет и наслаждался безмятежным созерцанием окружающего мира. Примерно через полчаса ко мне подошли два контролера, которым я на моем итальянском минус первого уровня объяснил, что в Понте-Сан-Джованни билетов мне купить не удалось, но я, разумеется, готов его купить в поезде. "Ах ты мерзкий заяц, убить бы тебя, но ты же иностранец" - так примерно можно было перевести их ответ. Как оказалось, схема немного сложнее: разъездной кассир безвылазно сидит в кабине машиниста, и пассажир обязан сам дойти до кабины, чтобы приобрести билет. А они, контролеры, только карают и казнят безбилетников, но билеты сами не продают. В порядке исключения они позволили мне исправить мою ошибку, сделанную по неведению; я дошел до кабины, вернулся с билетом, а все это время ожидавшие моего возвращения контролеры этот билет прокомпостировали)))

Впрочем, в Понте-Сан-Джованни можно доехать из Перуджи и Ассизи обычной Трениталией, так что вас, быть может, эти FCUшные заморочки с билеами и не коснутся. От станции Понте-Сан-Джованни до гипогея Волумниев близко, но часть маршрута проходит по обочине весьма оживленного шоссе (может быть, там и ходят какие-то автобусы, но таковые не были замечены).

Гипогей Волумниев - это большая семейная гробница знатной этрусской семьи Волумниев. Вообще их подлинная "фамилия" - это Велимна, но они с успехом романизировались. Гипогей находился посреди обширного этрусского некрополя Палаццоне, основные погребения в котором пришлись на VI - V века до новой эры. Некрополь долгое время раскапывали археологи-любители, основной целью которых были предметы искусства; естественно никакой документации, что откуда было взято, не велось; предметы из некрополя растаскивались по частным коллекциям. А вот гипогею Волумниев повезло: на него случайно наткнулись 5 февраля 1840 года при строительстве дороги, и за него принялись уже настоящие ученые. В результате мы можем увидеть гипогей таким, каким он был оставлен Волумниями (захоронения здесь продолжались до I века новой эры); над гробницей сооружено защитное здание, битком набитое найденными на соседнем кладбище урнами. Далее из здания можно прогуляться по саду, заглядывая в не разрушенные любителями от археологии гробницы поскромнее, а затем зайти в антиквариум, где выставлено еще несколько урн. В результате получился интересный археологический музей.



Вот так выглядит здание-футляр изнутри: это - огромный склад урн. Как вы помните (мы же с вами побывали в одном этрусском музее - в Вольтерре), этруски кремировали своих умерших, и в урны помещался лишь прах.

В центре здания-футляра находится мрачная лестница вниз; в конце поджидает непритязательная дверь, открыв которую, попадаешь в собственно гипогей. Это вам не какая-нибудь могилка, а целое здание с большим холлом, из которого можно пройти в четыре боковые комнаты (они сейчас пусты) и три, расположенные в конце зала. Все помещения накрыты настоящей скатной кровлей, так что по впечатлениям мы оказываемся будто бы в обычном доме, только обитали здесь мертвые. Их урны сконцентрированы в комнатах в конце зала.


Фронтон над входом в основную комнату. Я уже писал, когда рассказывал о Вольтеррском музее, что изображения этрусского культа мертвых настолько схожи с христианскими, что это наводит на грустные размышления. Птички, пьющие из кувшинов; крылатые человекоподобные существа, которых мы считаем ангелами, если видим на христианских памятниках, и демонами преисподней, если - на этрусских.



Голова Горгоны очень часто будет нам встречаться: еще бы, один ее взгляд обращал любопытного в камень, так что голова эта идеально подходила на роль стража гробницы.

Вот собственно урны Волумниев:





Это - урна главы рода, ее охраняют те самые демоны преисподней, ставшие в христианстве ангелами:






Глава рода:



Слева и справа покоятся его потомки. Все имена их известны, я просто не стал записывать эти варварские сочетания букв)))









Это - самые интересные из урн в гипогее, остальные там попроще.

Теперь выйдем из этого царства мертвых. Поглядите на наиболее интересные (с моей точки зрения) урны, собранные в здании-футляре:





















Распечатка, которую дают в кассе, малоинформативна. Вот в Археологическом музее Перуджи, куда мы с вами обязательно сходим, с пояснительными стендами было получше, так что там я вам больше сюжетов прокомментирую. Из представленных здесь я запомнил, что сюжет войны между людьми и грифонами называется битвой аримаспов с грифонами. Считалось, что где-то на краю земли живет героическое племя этих самых аримаспов, поставленное здесь богами, чтобы сдерживать натиск грифонов.

Покончив с футляром, я погулял по саду, заглядывая в раскопанные гробницы. Большинство из них - это просто ямы, и лишь в одной вырублены ионические колонны, поддерживающие свод (как назло, у меня снимки не получились, и в Вики тоже их не оказалось). В конце сада можно зайти в маленький двухэтажный антиквариум, где в щадящем количестве (по сравнению с "футляром") представлены еще этрусские урны.



Просто про роза и гирлянда



Очень частый сюжет на урнах: жертвоприношение Ифигении. Ифигения - была дочерью микенского царя Агамемнона, того самого, что завоевал Трою. Перед отправлением греков к стенам Трои Агамемнон случайно прогневал Артемиду, и та наслала безветрие. Флот долго простоял в бухте, и ничего не понимающие греки обратились к прорицателю; тот предрек, что ветер подует только после принесения в жертву Артемиде прекраснейшей из дочерей Агамемнона. Отец посопротивлялся, но уступил требованиям товарищей по оружию; Ифигению уже возложили на жертвенник, как Артемида внезапно смилостивилась: Ифигению заменили животным, а саму девушку богиня унесла в Тавриду (Крымнаш, как видим, издавна был прибежищем необычным женщин: начали с Ифигении, а закончили Поклонской)



Ифигения поближе



Еще один частый сюжет - смерть Эномая. Эномай был царем с дочкой на выданье. Но дочку он любил как-то по-особенному: всех ее потенциальных женихов Эномай вызывал на состязание колесниц, побеждал их и убивал. Но на всякую хитрую попу найдется свой штопор: некий Пелоп подкупил царского возницу, и тот сломал спицу в колеснице Эномая. В итоге Пелоп победил и убил тестя.



Эномай - поближе.






Снова аримаспы vs грифоны.



Иногда прах супругов помещали в одну урну.



Гордость коллекции - семейная урна.



Еще одна семейная урна. Вроде бы показана смерть Троила - троянского царевича, при жизни которого Троя не могла быть взята греками. Проблему решили просто: Ахилл подстерег Троила и убил.

На этом маленький музей внезапно закончился. Но нас ждет гораздо бОльшая коллекция этрусских урн в Археологическом музее Перуджи, так что не отчаивайтесь: все интересное впереди)))

Италия, этруски, перепост, +скульптура античная

Previous post Next post
Up