Украина: могло ли быть по-другому?

Aug 25, 2014 07:17

Дурацкий вопрос, ага. История не терпит, всё такое... И тем не менее, попробуем пофантазировать, поскольку в таких размышлениях прячется и возможный ответ на вопрос: что дальше? (фото varandej)

А что значит "по-другому"? Хуже, чем есть? Казалось бы, хуже уже некуда. Крым отпал, Восток воюет, взаимная ненависть зашкаливает, свобода слова забыта, экономика в штопоре. Однако, двигаться есть куда, недавняя история подбрасывает примеры и увы, еще не вечер. Война всех со всеми, "югославизация" с этническими чистками. "Афганизация" с дюжиной неуправляемых полевых командиров и недееспособной центральной властью. Ирак, Сирия, Ливия, Сомали... Уверены, на нашем веку не суждено увидеть Днепропетровскую республику? Львовско-Тернопольскую? Припятско-Волынскую? Яссо-Кишиневскую? Вольный город Одессу? Что ж, вспомним этот разговор через год-полтора.

Однако, не будем накликивать плохие сценарии. Вспомним хорошие и "сравнительно хорошие". Мирный раздел Чехословакии. Финляндия с 5-6% шведского населения, но полноправным вторым государственным языком. Швейцария с четырьмя государственными языками и кантональным устройством. Бельгия, Канада, Ирландия, Белоруссия - где есть свои конфликты, но языковая политика строится таким образом, чтобы их минимизировать. В конце концов, Испания, Великобритания, Прибалтика - где конфликты тлеют и языковая сегрегация налицо - но удается (пока?) удерживать мирный сценарий. Возможен ли был хоть один из этих сравнительно позитивных сценариев в постсоветской Украине?

Мой ответ - нет, невозможен. Слишком велик был в противоречивом и неоднородном украинском обществе многолетний запрос на "демоскализацию". Слишком много украинцев покрошили друг друга в мировых войнах и в их послесловиях. Слишком велика была вера в способность Украины кормить помимо себя пятерых нахлебников и в сытую жизнь без оных. Слишком экзистенциальна обида на запрет УГКЦ и РГКЦ и жульническую инкорпорацию их в РПЦ... Обратка рано или поздно должна была случиться, и она случилась в виде 23 лет последовательной демоскализации. Уродливость и неуклюжесть которой на фоне крушения иллюзий стремительного улучшения качества жизни качнули маятник в другую сторону и включили обратку уже в виде неприятия маргинальным меньшинством искусственного двуязычия и выворачивания истории наизнанку. В этих условиях на Украине не нашлось правителя (ни "демократического", ни даже "тоталитарного"), способного лавировать между этими двумя полярными общественными запросами и вовремя давать по ушам радикалам. Началось нагнетание риторики, нескончаемые и неконтролируемые взаимные оскорбления, радикализация и поляризация общества. На непрофессионализм первых лиц и разгул олигархической вольницы наложились нижайшие моральные качества украинского политикума, тут он вполне дал бы фору политикуму даже российскому или белорусскому. В результате под воздействием численного перевеса квазиевроориентированных (а по сути - "общенедовольных") слоев сползание в демоскализацию распространилось из культурной и внутриполитической на другие общественные сферы - экономическую, правовую, внешнеполитическую; пролилось коктейлями Молотова и снайперскими пулями в Киеве, Одессе и Мариуполе, и обратка не замедлила воспоследовать в виде Крыма и Донбасса. (Я сознательно воздерживаюсь от терминов "дерусификация" или "украинизация" в пользу "демоскализации", ибо вектор тут почти не этнический, сам термин "москаль" возник на Украине не как синоним русских или русскоязычных, а как дефиниция сторонников московского царя: с этой точки зрения и немка Екатерина Великая, и грузин (осетин? еврей? армянин?) Сталин, и украинцы Хрущев и Брежнев были типичными москалями).

Есть ли из сложившейся тяжелейшей ситуации позитивный выход? Очень сомневаюсь. Нынешние украинские, российские, да и мировые лидеры совсем не выглядят похожими на потенциальных номинантов Нобелевской премии Мира. Антироссийский дискурс на долгие годы подпитан Крымом и гражданской войной на Востоке, антикиевский тоже посеян крепко и надолго. Разумные голоса с обеих сторон, призывающие одуматься и успокоиться - тонут в гуле ненависти и лжи, подогреваемой СМИ. Призывы деятелей культуры, будь то Макаревич или, допустим, Кобзон - остановить насилие и взаимную вражду - оборачиваются потоками помоев в их адрес. Тот же Ходорковский, Немцов и даже сам Шустер после единственной произнесенной не в униссон с толпой миролюбивой фразой мгновенно становятся врагами, ватниками и путинскими пропагандонами. При этом в толпе уже не вспоминают, как когда в захваченном Норд-Осте, среди прочих, ждали своей участи 32 граждан Украины - не кто иной, как полный кавалер украинского ордена "За заслуги" И.Д. Кобзон - вышел на переговоры с террористами. (Б.Е. Немцов, которого террористы тоже запрашивали на переговоры, кстати, тогда испугался и отключил телефоны). Зато А.В. Макаревич, которого сейчас превозносят светочем демократии, всего несколько лет назад вдохновенно агитировал россиян за В.В. Путина с Д.А. Медведевым (пруф).

Как расшить этот узел? Ждать, пока политизированные пассионарии истребят друг друга в гражданской войне? Жестоко, да и надежды мало. Злость зашкаливает не только на фронтах, плюс уже прочно выплеснулась за пределы Украины. Надежды на "коллективный разум" нет, уроки истории его кристаллизацию в рамках одного поколения - опровергают. Но те же уроки истории неумолимо проповедуют максиму "революция пожирает своих героев", исключений почти не наблюдается. То же самое ждет с большой вероятностью и Украину, и остается надеяться, что пожирающие в итоге окажутся гуманнее пожираемых. Такие примеры истории как раз известны.

И кстати да, вангую Галицко-Волынское княжество и Запорожскую Сечь.

заграница, момент истины, политота, бифуркации

Previous post Next post
Up