В конце марта Маша Сверчкова из волонтерского объединения
"Сельская церковь" village_church пригласила меня на благотворительный спектакль. Как раз на тему гибнущих памятников и их восстановления. А чуть раньше, примерно на такую же акцию, меня пригласила Анор Тукаева, руководитель проекта
Крохино.ру krokhino_cerkov. Я не на шутку задумался, кому из девушек отказать. Обижать никого не хотелось. С Анор нас связывает
понятно что, а с Машей -
поездки с ОИРУ, а также легендарная
Софийская церковь в Новоселках, про которую я в свое время
написал на Малых Островах и в ЖЖ. Напомню: затерянный в лесу памятник конца XIX века оказался совершенно неизученным и даже не вошедшим в биографические сводки творением Леонтия Бенуа, это несмотря на опубликованные в журнале "Зодчий" за 1894 год чертежи и эскизы за подписью автора.
av_otus, изучающий эту эпоху в русской архитектуре, отводит Софийской церкви важную роль в становлении неорусского стиля. С его-то подачи я в свое время и отправился на велосипеде в оленинские леса, завсегдатаи
arch_heritage помнят эту полудетективную историю. После той заметки, а также после ряда публикаций неравнодушных потомков местных жителей, на церковь последовательно обратили внимание районные власти, местный поисковый отряд, джиперы, пешие туристы, один благотворительный фонд и в конце концов волонтеры из "Сельской церкви". Недавно туда, опять же не без Машиного участия, съездили ребята из команды
"ТАМ в России" ru-there, с некоторыми из них имел удовольствие познакомиться недавно на
презентации фильма про Пёзский волок - при всем моем неоднозначном отношении к джыперству вообще и к ТАМовским мероприятиям в частности, впервые мне попались организованные джиперы, берущие на свои въезды "бампером в алтарь" не бухло и металлоискатели с кайлами, а грабли с косами и мусорные мешки.
Терзания с отказом счастливо разрешились за день до спектакля. Выяснилось, что речь идет
об одной и той же благотворительной акции. Шел я туда в итоге с легким сердцем, но без особого вдохновения - вывеска обещала любительский спектакль провинциального детского театра, ну каких особых сценических откровений можно ждать от этого действа...
Всё оказалось иначе. Есть простой способ отличить хороший фильм или спектакль от плохого -
наличие постоянной концентрации. Когда смотришь, открыв рот, вслушиваясь в каждый звук, ловишь каждый жест и каждый кадр - и при этом еще ощущаешь такой забытый, но приятный плохо смазанный скрип собственных извилин... Как и большинство зрителей, я честно просидел в слезах и соплях большую часть спектакля - настолько режиссер и дети-актеры нашли точные ниточки к резонирующим струнам. Хорошая драматургия (нужно сказать, что пьесу под впечатлением от знакомства с проектом Крохино.ру и лично с Анор написала сама руководительница театра, для чего ей пришлось честно и основательно погрузиться в тематику памятников, волонтерства и реставрации), очень точная режиссура и очень искренняя игра детей-актеров. Получилась пьеса не столько про церковь, сколько про подростковые поиски себя, своего эгрегора, идентичности. О том, что уважение к своей истории, к своим предкам, корням - не меньшая потребность, чем в изобилии диктуемые городской средой ценности и соблазны. И дети приходят к пониманию этого через обрывочные, легкие, почти водевильные прикосновения ушедшей реальности и прошлых конфликтов. При этом пьеса выстроена очень тактично и вполне светски - несмотря на присутствие среди действующих лиц ангелов, настоятельницы монастыря, слушательницы воскресной школы и даже... разрушенной церкви. В роли церкви, насколько я успел уловить, выступил многострадальный и редко посещаемый храм в Перстёнках, что стоит над долиной Днепра в Сафоновском районе Смоленщины. В одном из эпизодов он неожиданно возникает на сцене мозаикой из картонных кусочков фотографий, на обороте которых тоже изображены гибнущие храмы, уже в полный размер. За несколько секунд, что картинки были в руках у артистов, я успел узнать Успенский собор Рдейской пустыни и деревянную церковь в Новой Осиновке (что важно, учитывая прописку труппы - местную, саратовскую). А еще в спектакле участвовали репродукции со старинных семейных фотопортретов - причем реальных фотографий из домашних архивов участников спектакля. Так что дети лишь отчасти играли, а отчасти проживали на сцене свои собственные сюжеты.
В общем, если будете в Саратове - не пожалейте времени, сходите на этот спектакль. Он называется "Звонари, или История не на оценку", а сам театр называется необычно и весьма говоряще: "Театр, где играют дети, несмотря ни на что".
Анор, Маша, спасибо за приглашение!
P.S.
Дмитрию Жуку, руководителю поискового отряда Оленинского района "Орел" (сделавшему вместе со своими поисковиками и другими волонтерами многое для Софийской церкви в Новоселках) - требуется помощь!