Ч.2. Оправдание сволочного артиста

Nov 23, 2009 08:28


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

А теперь я хочу обсудить еще одно свойство, поражающе меня в нашей культуре. Это отношение к тем людям, которые когда-то сделали тебе что-то хорошее. Хочу показать это на примере Булата Окуджавы. В этом году у него юбилейная дата - 85 лет со дня рождения ( 1924 -1995).
И вот среди огромного благодарственного хора появляется статья другого содержания.
http://www.bards.ru/press/press_show.php?id=1420&show=person&letter=%CE&page=10&person=257

С тех пор на этого критика (Ефима Лямпорта) вылито столько грязи, что и не сосчитать. И не думаю, что когда-нибудь ему это простят.

Когда-то все очень любили Окуджаву. Знали его песни, пели хором «Возьмемся за руки, друзья». И я тоже до дыр закрутила пластинку с «Синим троллейбусом» и подпевала, ежели кто его пел, и даже пыталась читать его романы, и во всяком случае, стеснялась сказать, что они мне очень не нравятся. Но вот наступил 1993 год.

В 1993 году Окуджава подписал «письмо 42-х» с требованием репрессий против участников событий октября 1993 года.

О защитниках парламента он высказался в интервью газете «Подмосковные известия» от 11 декабря 1993 года так:

«- Булат Шалвович, вы смотрели по телевизору, как 4 октября обстреливали Белый дом?
- И всю ночь смотрел.
- У вас, как у воевавшего человека, какое было ощущение, когда раздался первый залп? Вас не передёрнуло?
- Для меня это было, конечно, неожиданно, но такого не было. Я другое вам скажу. С возрастом я вдруг стал с интересом смотреть по телевизору всякие детективные фильмы. Хотя среди них много и пустых, и пошлых, но я смотрю. Для меня главное, как я тут понял: когда этого мерзавца в конце фильма прижучивают. И я наслаждаюсь этим. Я страдал весь фильм, но все-таки в конце ему дали по роже, да? И вдруг я поймал себя на том, что это же самое чувство во мне взыграло, когда я увидел, как Хасбулатова и Руцкого, и Макашова выводят под конвоем. Для меня это был финал детектива. Я наслаждался этим. Я терпеть не мог этих людей, и даже в таком положении никакой жалости у меня к ним не было. И может быть, когда первый выстрел прозвучал, я увидел, что это - заключительный акт. Поэтому на меня слишком удручающего впечатления это не произвело. Хотя для меня было ужасно, что в нашей стране такое может произойти. И это ведь опять вина президента. Ведь это все можно было предупредить. И этих баркашовцев давно можно было разоружить и разогнать - всё можно было сделать. Ничего не делалось, ничего!»

Для меня этого было довольно. Я больше не хочу петь его песни слушать их тоже не хочу. Но других людей это от него не отвратило. Ладно, может быть, они были с ним согласны.

Но вот его другое не менее известное высказывание.

Булат Окуджава / Дмитрий Быков. - М.: Молодая гвардия, 2009; с 742-743:

<...> В августе 1995 года Окуджава был гостем программы "Поверх барьеров", выходящей на радио "Свобода" <...> Расспрашивали его Марк Дейч, Марина Тимашева и автор этих строк. Разговор зашел о Шамиле Басаеве, который в мае 1995 [на самом деле в июне, за два месяца до эфира. - SK.] захватил больницу в Буденновске и держал в заложниках беременных женщин и медперсонал, пока не получил гарантий прекращения войны в Чечне.
- На ваш взгляд, кто такой Шамиль Басаев: новый Робин Гуд или террорист-убийца? - спрашивает Дейч.
- То, что он совершил, конечно, печально и трагично. Но я думаю,что когда-нибудь ему поставят большой памятник. Потому что он единственный, кто смог остановить бойню.
- Но погибли в больнице мирные люди.
- Но перед этим погибли пятьдесят тысяч мирных людей.
- Но ведь всем известно, что Шамиль Басаев стоял за многими террористическими акциями...
- Вы судите Шамиля Басаева вообще или говорите об этом конкретном поступке? Если говорить о Шамиле Басаеве вообще, я не юрист, я недостаточно информирован... Если говорить о том, что случилось в Буденновске, - это печально и трагично, но война трагичнее, чем этот поступок. И поэтому я думаю, что когда-нибудь ему памятник поставят. <...>

И с этим согласны? Думаю, нет. Я не знаю людей, которым бы нравился Басаев. Просто для них такие высказывания - это одно, а Окуджава- это другое. Он сам - это та пластинка с «Ленькой Королевым», это «Надежда, я к тебе вернусь» и другое. Люди благодарны ему за те приятные минуты, которые им доставили его песни, и они не хотят слышать его слов про Басаева, про расстрел парламента.

У нас популярным людям - артистам, певцам, очень трудно, почти невозможно сделать что-то, что погубило бы их репутацию. Был любимый многими актер Г.Юматов ("Офицеры"). Однажды он спьяну застрелил человека, дворника, с которым они вместе выпивали. Его хотели судить, потом дело замяли. И люди жалели его, а не убитого дворника, потому что они помнили его роли, те чувства, что он у них вызывал, как актер, а до дворника им не было дело. Наоборот, получалось, что актера, который вскоре умер, чуть ли не затравили.

И вот в этом отношении к людям, которые нам когда-то доставили радость, я вижу проявления православной культуры. Не надо судить - это дело бога или кесаря. А наше дело - быть благодарным. В большей степени это касается вот таких популярных людей. Конечно, если человек был лично с вами сначала хорош, а потом вам навредил, вы можете начать его ненавидеть или осуждать. Но гораздо лучше вы будете себя чувствовать, если простите его и вспомните хорошее. Принять это решение часто мешает характер, но делая иное, мы как-то чувствуем, что поступаем неверно.
Первая часть идеологизмов - http://uborshizzza.livejournal.com/712718.html

автоном http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=509

Идеологические размышлизмы, Прикладное богословие

Previous post Next post
Up