Оправдание бездельнику

Nov 23, 2009 00:20


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Мне хочется написать серию постов про практическое применение православных ценностей в нашей культуре. Мнение мое субъективно, и вряд ли совпадает с оценками тех, кто изучает этот вопрос профессионально, но все же я его выскажу. Первым из этой серии будет пост об отношении к бездельникам на работе. (Я уже писала об этом раньше http://uborshizzza.livejournal.com/693945.html,
но теперь это будет более обобщено). Бездельник не считается в нашей культуре совсем бесполезным человеком. У него есть полезные функции. Во-первых, он служит точкой отсчета, ниже которой опускаться нельзя. Что-то он ведь делает? Вот меньше него работать недопустимо. Во-вторых, он служит оправданием для других в случае их не слишком успешной работы. «Этому можно, а я что, рыжий?» или «Вот он еще хуже меня». В-третьих, бездельник способствует личному спокойствию: если что, то выгонят (дадут выговор) сначала ему, а уж потом мне. В -четвертых, сохранение бездельника в коллективе позволяет продемонстрировать широту натуры, терпимость и доброту. И получается, что от бездельника есть большая польза. В среднем на рабочий коллектив из 30 человек должно приходиться 2 лентяя. Если их больше, то коллективу трудно выполнять свою работу. Когда одного бездельника выгоняют, на его место заступает тот, кто шел по результативности за ним, но еще не считался бездельником.

Такое устройство рабочего коллектива отражает свойство древнего общества находить свою нишу для всякого человека. Вероятно, оно древнее православия, христианства, вероятно, оно идет еще от той иерархии, которая есть у приматов. Кто-то должен быть лучшим, а кто-то должен быть худшим, и оба одинаково важны для коллектива. В христианстве эта ценность понимается так, что не дело людей судить друг друга: для этого есть бог. Дело людей - сохранять друг друга. Помните, Луку их пьесы «На дне» Горького? Лука в этой пьесе - носитель именно православных ценностей. Он никого не осуждал, считал, что для всех есть место. Горькому он был ненавистен. Коммунисты боролись с этой чертой всеми методами. Получалось, может быть, только при Сталине. Но как только репрессии прекратились - все вернулось на свои места. Мне в прошлый раз писали, что такие отношения в коллективе - это не отражение православной культуры, а есть везде. Не могу ничего об этом сказать. Я столько наслышана о знаменитой протестантской этике, а также о научной организации труда… Мне представляется, что в нашем народе такое отношение считается еще и богоугодным. Ведь, в конце концов, как возникла православная русская культура? Христианство плюс славянские языческие традиции, которые в свою очередь имеют корни в той организации жизни людей, что досталось им от своего природного состояния.

Идеологические размышлизмы, Прикладное богословие

Previous post Next post
Up