Сигрид Унсет. "Кристин, дочь Лавранса". Ч2

Mar 11, 2023 10:32

Вторая книга трилогии называется «Хозяйка».

Начало
https://uborshizzza.livejournal.com/5835324.html

Кристин после свадьбы уехала в поместье мужа, находящееся довольно далеко от ее родного дома. Эрленд там мало бывал, предпочитая жить в городе. Хозяйство было запущенным, но с помощью верного Ульва молодая жена навела там порядок.

Ее первые роды были очень тяжелыми и длились трое суток. Был даже момент, когда призывали Эрленда, чтобы роженица посидела у него на коленях - существовал такой обычай для случаев, когда ребенок был зачат до брака. Но не помогло - роды шли еще сутки.

Пришлось известить Лавранса, что у него родился внук, которого назвали в честь деда с материнской стороны, хотя по обычаю должны были назвать в честь деда с отцовской стороны (причем, называть можно только именем умершего деда, а если назвать именем живого человека, то будет несчастье). Праведник Лавранс опечалился, но потом, как всегда, простил дочь - свет своих очей.

Аналогично и Сигрид Унсет родила первенца вскоре после свадьбы и очень боялась известить об этом мать. Отец писательницы умер, когда ей было 11 лет, но она, действительно, была папина дочка.

Для Кристин ребенок стал настоящим чудом: она была уверена, что не может быть более красивого младенца. Как же так получилось, что из греха, стыда, боли появилось такое совершенное, такое безгрешное существо? Она не могла не изумляться этому каждый день.
Молодая мать не спускала сына с рук, что раздражало Эрленда. Он понял, что его отношения с женой уже никогда не будут прежними. Теперь она говорила только о ребенке: зубик прорезался, понос начался и пр.

Кристин настояла на том, чтобы внебрачные дети Эрленда жили в их доме. При этом мальчик ей нравился, а девочку она терпеть не могла: та была ябеда и чуть что, бежала жаловаться отцу, который всегда был на ее стороне. (Здесь угадываются отношения самой Унсет к детям ее мужа от первого брака).

Вторые роды прошли легко. Но перед родами Кристин очень захотелось увидеть мать, и она, зная, что мать направляется к ней, пошла ее встречать через лес. Это очень трогательные страницы в книге. Все же мать есть мать. Какое-то время она помогала Кристин с детьми.

Дальнейшая жизнь супругов разнообразием не радовала. Кристин занималась хозяйством и рожала сыновей одного за другим. Всего за годы брака у нее родилось 9 сыновей и ни одной дочери, о чем она сожалела. Ей казалось, что девочки ближе к матери. Но двое сыновей у нее были близняшки - абсолютно одинаковые.

Кристин от родов не подурнела. Напротив, она стала красивее. Эрланду казалось, что солнце просвечивает ее насквозь, освещая губы и тело.
Старших детей выкармливали кормилицы. Но третий сын, Гэуте, родился такой слабенький, уродливый, с большой головой, что кормилицы отказывались им заниматься, и мать кормила его сама. Мальчик долго не ходил, не говорил. Были использованы и разные снадобья и даже магические приемы, но в конце концов что-то помогло.

Вслед за этим ребенком родились прелестные близнецы. Кристин любила всех своих детей, но так получилось, что ее второму сыну доставалось меньше внимания, чем другим. Иногда ей казалось, что у него есть проблемы со зрением, но было некогда им заняться: много внимания забирал больной Гэуте, потом новые беременности.

Кристин перестала справляться с хозяйством, пришлось нанять домоправительницу. За ней же осталась обязанность шить для всех детей одежду, которая на них так и горела. Ткала она тоже сама.

За это время случилась эпидемия какой-то детской болезни, от которой умер внебрачный сын Эрленда, а ведь ему было уже лет 15. Кристин тяжело пережила эту потерю, так как пасынок рос ей настоящим помощником. Перед смертью он отдал ей свой крест, и она его никогда не снимала.


Когда детей было уже пятеро, Кристин съездила погостить к отцу. Там она восстановила хорошие отношения со своим бывшим женихом Симоном, жившим по соседству. Он к этому времени уже овдовел, воспитывал внебрачную дочь и собирался жениться на младшей сестре Кристин. Это решение пришло в голову не ему, а девушке. Ей было 14 лет, но она хотела замуж именно за бывшего жениха своей сестры - так иногда случается с сестрами.

Симон был смущен, однако и Лавранс был не против такого брака. Так почему бы и не попытать счастья? Девушка не была такой красавицей, как Кристин, но все же недурна собой. Вместе с тем Симон не мог выбросить Кристин из своего сердца, но не подавал виду.

Кристин родила еще одного сына и назвала его Лавранс. Старший Лавранс держал малыша на руках и представлял, как внук наденет его воинский доспех, и ему это было странно.
Лавранс же уже плохо себя чувствовал. Он успел выдать младшую дочь замуж и слег. Умирал он в окружении жены, дочерей, зятьев, внуков, другой родни и соседей. Со всеми попрощался. Похороны были достойные, торжественные. Все только и говорили, что о добродетелях покойного. Его имущество было распределено между дочерями. Имение, в котором стоял родительский дом (были и другие имения, поменьше), досталось Кристин. Временно за ним взялся приглядывать Симон.

Вдова же ушла в монастырь. Она умерла через 2 года, и ее похоронили в монастыре без присутствия дочерей. Меня удивила такая разница в отношении к родителям. Или, если кто-то умер в монастыре, то родным хоронить нельзя?

Отношения с мужем у Кристин трудно было назвать хорошими. Они оба были вспыльчивыми. Если не считать производства детей, они ни в чем больше не сходились. Кристин ругала мужа за равнодушие к маленьким детям (он начинал заниматься сыновьями только, когда они становились подростками), за то, что он не интересовался хозяйством. Она все время пеняла мужу на то, что он ее соблазнил и обрюхатил, навеки покрыв позором и огорчив ее папу. Она из-за этого каждый день кается, а ему хоть бы что. А Эрленд говорил, что грех - это каяться в поступках, в которых уже исповедовался и получил прощение. Также Кристин не могла забыть мужу случай, когда в первый год их совместной жизни к ним приехала его высокопоставленная родня, они сидели за столом, ели и веселились, а ее не пригласили. Но с этого события прошло уже 15 лет!
Эрленд обижался. Пару раз он ее даже ударял, из-за чего чувствовал себя негодяем и еще больше злился на жену.

Эрленд получил пост при королевском дворе, жить стал в городе, где у него появился дом (достался от брата, ушедшего в монастырь), разъезжал по делам службы то в Данию, то в Швецию. Он охотился, бывал на рыцарских турнирах, на пирах. Эрленд хотел, чтобы Кристин выезжала вместе с ним, но она отказывалась. Ей было лучше дома.

Иногда Эрленд пытался проявить хозяйственность, но Кристин считала, что он только делает хуже. Так он купил табун красивых, чуть ли не арабских, заморских лошадей. Кристин сразу сказала, что эти лошади будут бесполезны в снежной Норвегии, здесь лучше подходят коренастые норвежские лошадки. Но она не угадала: кони прижились. Или Эрланд подарил жене прекрасных охотничьих собак. Она их не взяла, так как боялась, что они покусают ее или детей.

Благодаря королевской милости, Эрленд стал получать больше доходов, но вместе с тем у него росли и расходы, так как он содержал много воинов, хорошо их кормил и одевал, желая восполнить им те лишения, которые они претерпели вместе с ним в юности. Так что на благосостоянии семьи его увеличившиеся доходы не влияли.

В то же время его дочь, пользуясь частыми отлучками отца, отбилась от рук. Эрланд пытался выдать ее замуж, но она отказывалась, находя у женихов всевозможные недостатки. Например, у одного из женихов была бородавка.
Она завела себе женатого любовника, а Эрленд застал их вместе. Он изувечил парня, а беременную дочь спешно выдал замуж за немецкого купца, что считалось очень плохой партией для норвежцев. Ребенок родился мертвым, и больше у этой пары детей не было. Впоследствии купец разбогател, а дочь Эрленда стала жить в роскоши, но сильно растолстела.

На 13-й год своего брака Кристин родила своего предпоследнего ребенка. Он родился слабым, а она долго не могла восстановиться. Его назвали в честь отца Эрленда (соблюдали очередность). Она долго кормила этого малыша грудью, клала его в супружескую постель, что раздражало мужа.

Между тем Эрленд начал заглядываться на одну знатную замужнюю женщину, которая оказывала ему недвусмысленные знаки внимания. После очередной ссоры с женой, Эрленд сошелся с этой женщиной. Кристин об этом знала, как и все остальные - Норвегия тесная.

В стране же росло недовольство королем. Знатные люди требовали, чтобы во главе правления государством был поставлен наместник, и чтобы государственная печать была передана в руки норвежцу, раз король склонен большую часть времени проводить в Швеции. Король выбрал наместника, но не того, который устраивал бы всех. В итоге составился антиправительственный заговор. Суть его была в том, чтобы наместником в Норвегии был сын Магнуса, который стал бы только норвежским королем, и, таким образом, Норвегия стала бы опять независимой. Эрленд был близок к зачинщикам заговора. Некие тайные письма Эрленд носил с собой, а любовница их нашла в поясе его штанов и прочла, а когда он с ней расстался, она его выдала.

Его арестовали, отобрали все имущество, держали в темнице, пытали, чтобы он выдал других участников заговора, но он молчал, чем спас множество знатных людей, в том числе и братьев Симона, которые тоже принимали участие в заговоре, о чем Симон не подозревал. Но люди все равно были на него злы, говоря, что их замысел погорел из-за того, что Эрленд не мог уследить за своими штанами.

Кристин с детьми пришлось перебраться в родительский дом. Желая спасти мужа, она обратилась за помощью к Симону, который был готов ради нее на все. Он обивал пороги всех знатных людей, которые могли бы заступиться за Эрленда перед королем, он проявлял чудеса красноречия, унижался, угрожал и достиг того, что Эрленда все же освободили.

Я с этим заговором как-то не разобралась, тем более, что в 1343 году сын Магнуса Шведского стал по воле своего отца королем Норвегии, но это не главное для романа.

Окончание
https://uborshizzza.livejournal.com/5836243.html


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

пересказы, Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up