Конец "Ненавсегда"

Sep 01, 2020 15:19




Только я собралась сходить на выставку «Ненавсегда» в ГТГ на Крымском валу, как выставку закрыли на неопределенное время. Закрыли и основную экспозицию искусства 20 века.
Это произошло потому, что во время сильного дождя крыша галереи протекла, а вода повредила часть экспонатов.


Событие это как-то не привлекло большого внимания, но, на мой взгляд, оно просто ужасно.
ГТГ - это главный художественный музей Москвы. Так называемая Новая Третьяковка была построена в 1983 году. Огромное здание было поделено между Центральным Домом Художника и собственно ГТГ. Было решено перевести в это здание коллекцию произведений 20 века, которая ранее размещалась на задворках исторического здания ГТГ.

Постоянной экспозиции не было долго. С 1986 года начали проводить выставки: «40 лет победы над фашизмом», «Молодость страны» и «Этапы большого пути».
Только в 1996 году появилась временная постоянная экспозиция, а как бы постоянная экспозиция была оформлена в 2007 году, причем, ее еще не раз переделывали. Последняя переделка относится к 2016 году.
20 век русского и советского искусства, включая андеграунд, отражен в экспозиции ГТГ очень полно. Здесь есть социалистический реализм, искусство «сурового стиля» и «андеграунда», новейшие течения.
Экспозиция прекрасна: она начинается залами русского авангарда 1900-1920-х годов, представленного такими художниками, как: Н. Гончарова, М. Ларионов, В. Татлин, С. Конёнков, А. Куприн, И. Машков, П. Кончаловский, Р. Фальк, А. Лентулов, К. Малевич, Л. Попова, А. Родченко, В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов, К. Петров-Водкин и др. Далее идут залы искусства советской эпохи 1920-1950: П. Кончаловский, Б. Григорьев, Н. Альтман, А. Яковлев, А. Дейнека, Ю. Пименов, Д. Штеренберг, В. Мухина С. Лебедева, К. Редько, А. Самохвалов, А. Лабас, А. Тышлер, Н. Гончарова, И. Бродский, Б. Иогансон, П. Корин, Ф. Решетников, А. Лактионов, А. Герасимов, С. Герасимов и др.; искусство советской эпохи. 1950-1980-е: А. Пластов, Г. Коржев, О. Рабин, Л. Мастеркова, Л. Кропивницкий, Т. Салахов, Д. Жилинский, В. Попков, Т. Назаренко, Н. Нестерова, М. Кантор и др., а также неофициальное искусство 1950-1990-е: И. Кабаков, А. Косолапов, Д. Пригов, К, Э. Булатов, В. Колейчук, М. Рогинский, В. Пивоваров и др. Плюс залы коллекционеров: Г.Д. Костаки. Собрание русского авангарда; В.И. Некрасова. Творчество Гелия Коржева; Л.П. Талочкина. Собрание «Другого искусства».
В историческом здание ГТГ советское искусство занимало 1 этаж, и эти художники были представлены 1-2 картинами, и то не все. А теперь у них по целому залу на каждого или по ползала, но и это очень здорово.


С каждым годом к самому широкому зрителю приходит понимание, что все это, как минимум, не менее ценно, чем русское искусство, представленное в основном, историческом, здании ГТГ.
И вот все это затоплено простым дождем! У меня просто нет слов. Как это могло случиться?

Увы, здание было неудачным с самого начала. Много было претензий к тому, как в нем содержались картины - что-то там с влажностью и др. Но заметим, что до 2018 года здание делили ГТГ и ЦДХ (в 2018 году ЦДХ оттуда изгнали), а крыша потекла именно над Третьяковкой. Что же за ней не следили? Кто за это отвечал? А ведь ЦДХ, естественно, не имел постоянной экспозиции, не хранил шедевры, как ГТГ.

Помнится, в 2008 году здание на Крымском валу хотели вообще снести, чтобы на его месте построить дом в форме апельсина известного архитектора Фостера, разместив в нем не только ГТГ, но и жилые помещения, отель, магазины и рестораны.


Слава богу, тогда общественности удалось вроде бы отбиться. Идея с апельсином отпала, но появились новые. Согласно новому плану, подготовленному Москомархитектурой, фасад нового здания Третьяковской галереи будет обращен к Садовому кольцу, справа от него расположится новое здание Центрального дома художника, а слева так называемый «Конференц-зал», являющийся инвестиционной составляющей проекта. Участок, который сейчас занимает ЦДХ, на плане обозначен как «Здание общественного пользования» и также отойдёт инвестору..
Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что в бюджете РФ нет средств для реконструкции и расширения здания, поэтому «реконструкция» ЦДХ и Третьяковской галереи предполагает снос здания на Крымском валу и постройку на этом месте 17-этажного здания гостиницы. 25 февраля 2009 года Москомнаследие заявило, что здание ЦДХ не будет поставлено под госохрану, так как не является объектом культурного наследия (с момента создания объекта прошло менее 40 лет). 2 декабря 2009 года руководство ЦДХ получило официальное распоряжение Правительства РФ № 1796-р от 28 ноября 2009 года, из которого следовало, что здание будет снесено, а Третьяковская галерея будет переведена из него в другое место.
В феврале 2018 года бюро Рема Колхаса представило проект очередной реконструкции, согласно которому здание будет поделено на четыре сектора: фондохранилище, образовательный центр, выставочное пространство и актовый зал. По задумке архитекторов, фасад здания останется без изменений, в то время как изнутри обрамляющие атриум стены будут разобраны и здание сделают полностью прозрачным. Вместо существующей анфилады комнат создадут большую выставочную площадь с видом на парк Горького, а лестницы заменят цветные эскалаторы.


Выглядит красиво, но ведь если денег не было в 2008 году, то откуда они возьмутся сейчас?

В августе 2019-го руководство музея объявило, что здание Новой Третьяковки будет полностью закрыто на реконструкцию с 2023 по 2027 или 2028 годы. Часть экспозиции будет отправлена в хранилище, а другая часть будет выставляться в новом здании на Кадашёвской набережной.

Вероятно, в связи со всем этим денег на ремонт крыши и не давали. Я не думаю, что в этом виновна только директор ГТГ Зельфира Трегулова, хотя это при ней уже в историческом здание псих повредил картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына». То небрежность с охраной, то с крышей… Неужели опять с рук сойдет?


То есть, планы по уничтожению здания на Крымском валу никуда не делись. То есть, вначале выгоняют и оставляют без здания ЦДХ, т.е. делают лишенцами современных художников, заодно доводят до аварийного состояния все здание, а там - здравствуй снос и стоим гостиницу.

Но до 2023 года здание не дотянуло. Вероятно, его теперь закроют уже в этом году, а когда появится новая экспозиция на Кадышевской набережной, бог весть.
Здание это еще не готово. При этом в здании планируется разместить хранилища архивных документов, мастерские для реставрации масляной живописи, скульптуры и графики, конференц-залы и служебные помещения. Выставочная площадь - 9 тысяч м², а в ГТГ до объединения с частью, принадлежащей ЦДХ, было 12 тысяч м². То есть, опять в тесноте, но не в обиде и через много лет.


Дело в том, что высокие чиновники не считают советское искусство большой ценностью. Ценностью они считают картины Передвижников. Возможно, они еще как-то признают русский авангард из-за его высокой стоимости на зарубежных аукционах, а остальное вроде как никому не нужно за рубежом, а нам и Передвижников с Айвазовским, Шишкиным и Васнецовым хватит. Море, медвежатушки, богатыри - вот это искусство, а Коржев или Дейнека, или Попков, не говоря уже об остальных - нет. Это же советское, непрестижное, совок.



Подтверждением этого является и варварское уничтожение зданий в стиле конструктивизма по всей Москве.

Это очень недальновидная и неверная позиция. Денег нет на крышу! А на бордюры есть. Только этим летом перед моим домом бордюры меняли 3 раза (убрали нормальный старый, поставили другой, потом еще не раз поменяли), а ведь год еще не кончился.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))

ИЗО

Previous post Next post
Up