Жертвы битв за публикационную активность. Ч2. Избиение стариков

Feb 28, 2019 21:45





Я уже писал, что руководство нашего славного университета экстремально жестко выколачивает из сотрудников публикации в журналах списка Scopus. Вторым приятным сюрпризом для сотрудников стали программы на омоложение. В частности, все сотрудники в возрасте 70 лет без разбора и заслуг увольняются, точнее, переводятся из штата на почасовую оплату.

Работающие у меня доценты-полковники, которые до моей кафедры служили в академии им. Фрунзе, тут же вспомнили одного из командиров академии.

После назначения он рьяно принялся за работу. Каждый рабочий день с 8 до 10 он проводил совещание, на котором обязательно должны были присутствовать все заведующие кафедрами. Там ему подавали список офицеров, которые опоздали сегодня на занятия, и он устраивал жуткий разнос заведующим тех кафедр, у которых были проштрафившиеся. Второе обязательное ежедневное совещание проводилось с 15 до 17. На нем командующий спрашивал, какие лекции должны будут читать на их кафедре на следующий день, требовал краткого пересказа, после чего орал, что все это устарело, никому не нужно и полная ерунда.

Вопрос о том, когда завкафедрам работать, командующего академией не волновал. Руководитель должен руководить, то есть разносить и быть разносимым, а работать должны сотрудники.

Среди других мероприятий командующий уволил всех преподавателей, которые по возрасту ушли в отставку и работали как наемные гражданские, потому что все, что все из знания безнадежно устарели, а вместо них приняли молодых перспективных. Доценты вспоминали одного такого молодого эффективного, который вел занятия, читая то, что написано в тетрадке, а на все вопросы о том, почему так, а не иначе, отвечал: «Потому что у меня так написано».

Однако академия им. Фрунзе - место слишком заметное. И свои офицеры с обилием звезд там учатся, и много иностранцев. И из-за жалоб на резкое падение качества обучения командира академии убрали. А, как известно, самый простой способ избавиться от дурака-руководителя - перевести его с повышением. Так что командира назначили командующим береговой охраной России.

Там он продолжил совершенствовать свой стиль руководства, однако морячки его аккуратно подставили, и через пару месяцев командования его отправили в отставку на заслуженный отдых. А уволенных из академии стариков потом искали и пытались вернуть на прежнее место.

Конечно, это - экстремальный пример, однако школа руководства у нас в стране общая. Вот только что по телевизору - высшее руководство категорически потребовало, чтобы во всех исполнительных органах не менее трети сотрудников было моложе 35 лет, и чтобы немедленно! Значит, имеющихся работников будут увольнять, фактически - с нарушением закона, а вместо них будут брать ничего не умеющих начинающих работников. Ну а когда они освоятся и научатся работать - их тоже надо поменять на задорную молодежь.

Возвращаясь к нашим баранам - вывод за штат всех класса 70+ неудачно именно для стимуляции публикации. У нас и без этого всех перевели на временный контракт длительностью не более 3 лет, при этом тем, кто не публикуются, контракт не продлевают.

От начала исследования до написания статьи - несколько лет, потом публикация статьи в журнале списка Scopus первых двух квартилей (которые требуют) - это тоже долгая процедура. Ну и тот, которому уже стукнуло 65, неизбежно начинает считать - а зачем ему что-то делать, если в 70 лет его все равно отправят к Нараяме?

Должен объективности ради сказать, что подобное творится сейчас во всех вузах. И все потому, что всем вузам поставлена заведомо невыполнимая задача - догнать и перегнать лучшие мировые вузы в рейтинге, которые их же люди и составляют. При этом делают вид, что не понимают, что:
- Деньги на научные исследования выделяются несравнимо меньше,
- Подготовить и опубликовать статью на неродном языке в журнале, с которым у тебя нет неформальных контактов, намного сложнее,
- Преподаватель вуза ведет научную работу в свободное от преподавания время. Но если у нас учебная нагрузка раза в два больше, чем у западноевропейского коллеги, то когда же эти самые статьи писать?

В результате руководство вузов должно изображать, что оно изо всех сил работает в указанном высшем начальством направлении. Но, все, что оно может придумать - это кричать «Давай-давай!».

Но вопрос о том, почему начальство с таким упорством требует омоложения кадров, требует отдельного рассмотрения.

ИМХО дело в том, что резкое постарение, которое имеется сейчас во многих отраслях в образовании и здравоохранении - признак крайнего неблагополучия. Вот беру я данные ресурсам здравоохранения, читаю, что средний возраст фтизиатров по стране больше 70 лет, и понимаю, что пушистый зверь уже пришел.

Большой средний возраст преподавателей вузов - индикатор неблагополучия. Сложилось оно в прошлые годы, когда на работу преподавателем вуза никто не шел. В результате среднего поколения практически нет. Молодежь появляется, но по большей части они начинают работать, защищаются и уходят.

Вузам трудно конкурировать даже со школами - платят школьным учителям больше, а требований к ним меньше. Вот сейчас опять написал в кадры бумагу, чтобы по вузам разослали информацию, мол, у меня на кафедру требуются выпускники, может хоть на этот раз откликнется кто. Сейчас у нас типа кризис, с работой стало тяжелее. С другой стороны, возьму выпускника, первые два года от него толку не будет, а там кризис кончится, он и упорхнет.

И когда я получаю от начальства очередную бумагу с требованием сформировать на кафедре группу повышения публикационной активности из 2-3 докторов наук в возрасте до 35 лет, желательно свободно владеющих английским языком, у меня складывается ощущение, что мы с начальством живем в параллельных Вселенных.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (За жизнь)

За жизнь

Previous post Next post
Up