Рецензия на роман Анны Борисовой «Креативщик»

Feb 07, 2009 23:32


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Второй роман Анны Борисовой называется «Креативщик». Ее первая книга, «Там», была про загробную жизнь. Но самое интересное в книгах Борисовой - это личность автора. Известно, что «Анна Борисова» - псевдоним. Кто за ним скрывается? Больше всего грешат на Бориса Акунина. Во-первых, «Борис Акунин» - тоже псевдоним Г. Чхартишвили, который любит интриговать публику. Один раз он уже это проделал, запустив романы про Фандорина, почему бы ему не попробовать второй раз? Во-вторых, стиль похож. В-третьих, те же инициалы, только переставленные.

Странный человек - Григорий Чхартишвили. То стилизуется под детектив, то под философские притчи типа Коэльо. Зачем? Наверное, потому что хорошо продается.

Главный герой «Креативщика» - демон. Но ничего плохого он не делает. В данном случае, демон - это просто нечеловеческое существо, имеющий необычные способности. В начале романа он имеет облик глубокого стрика, к концу превращается в ребенка. На это у него уходит один день. Превращению способствуют его встречи с разными людьми, каждому из которых он чем-то помогает: кому понять себя, кому избавиться от страхов, кому от сожалений. Его первая пациентка - девочка, которая имеет противный характер, боится застрять в лифте и плохо учится. Встретив ее в лифте, демон сразу все это узнает и останавливает лифт. Он рассказывает девочке, что является креативщиком на телевидении, то есть придумывает разные передачи. Например, он придумал шоу нового типа, где сокровище ищет команда, причем люди не выживают друг друга, а помогают (А вот действительно, почему так много передач, где люди должны жрать друг друга? Вот так и передается новая идеология. Раньше в такого рода соревнованиях побеждали командой) Основная идея шоу такая, что каждого можно для чего-то использовать в целях достижения победы, обратив их недостатки в достоинства. Но эту мысль автор обратил против коллективизма, потому что в том шоу, о котором креативщик рассказывал, победила не команда, а одна очень противная девица. Ее звали так же, как и застрявшую в лифте девочку и она изъяснялась ее словами. Она отказалась работать в команде и нашла клад одна, да еще и одолела матерого уголовника, который до кучи оказался там замешан. Приободренная рассказом старичка девчонка теперь не боится лифтов, контрольных и знает, что главное - это быть самой собой, потому что уж лучше хуже нет.

Во дворе помолодевший демон встретился со старушкой, которой помолодеть, увы, не дано. Она одинокая, сожалеет, что не вышла замуж, хотя у нее и было три жениха. Демон представляется ей драматургом и рассказывает пьесу о ней самой. В ней четыре картины: жизнь с первым, вторым и третьим женихом. Во всех вариантах жизнь была прекрасна до поры до времени. А в четвертой картине одинокая старушка говорит с телевизором и умирает. Идея: что не делай, а конец-то один. Он добавляет, что героиня его пьесы была счастлива только отражением чужой жизни, жизни своих мужей, а вот если бы она жила одна, то научилась бы противостоять страданиям. Эта мысль утешает одинокую старуху, а демон опять молодеет.

Далее демон идет в парк, где у него сразу два клиента. Один - бывший филолог, ставший сильно верующим. А раньше он занимался Гумилевым. Демон получает большое удовольствие, легко разрушив его новый мир. Он считает, что религиозность этого новообращенного вызвана только страхом смерти. Демон рассказывает филологу подробности о последних часах жизни Гумилева, и тот возрождается к светской жизни. Второй страдалец - инвалид. Он недоволен однообразием своей жизни. Ему демон рассказывает о новом методе лечения. Оказывается, каждая жизнь - как мелодия. Она записана заранее, но игла может соскочить с пластинки и тогда будет казаться, что все время одно и то же. В пример он приводит одного судейского, который много лет исполнял приказы начальства, но чувствовал, что попал в ловушку. Жизни ему не было, не смотря (а может быть, благодаря) наличию жены и любовницы. И вот надо было ему отказать в ходатайстве об изменении меры пресечения одному больному раком заключенному, который сидел по хозяйственному делу в СИЗО. Судейский знал, что надо отказать, но взял - и разрешил. И его мелодия опять заиграла. В описанной коллизии легко считывается история с бывшим топ-менеджером Алексаняном. К чему она тут? И чем это может помочь старику-инвалиду, которому и жить-то всего ничего осталось? Может быть, надо было взять другого героя?

Затем демон встречает женщину, которой он помогает донести сумки до детского сада. Здесь у автора душеспасительные истории кончились, и он начал просто развлекаться. Демон демонстрирует женщине, что может точно сказать кто когда и отчего умрет. Про себя она знать не захотела. Потом он показал ей, что может познакомиться с любой девушкой. Познакомился. К чему были эти трюки? К тому, ч о жизнь каждого расписана заранее?

Далее демон встречается с закадренной им в прошлом эпизоде девушкой, которой он рассказывает сюжет детективного фильма. Этот сюжет вообще никак не связан с предыдущими, разве что из него можно извлечь то, что люди легко предсказуемы.

Последняя встреча была с бывшим неофитом (который любил Гумилева, но променял науку на религию). Он следил за демоном и видел его превращения. Тут демон сообщил ему, что мир создал дьявол. Это легко можно видеть по тому, сколько в мире зла. Бог - его ученик. Бог борется с дьяволом с помощью добра, но сил у него мало. Поэтому он предпочитает править мертвыми людьми - так спокойнее. С этой целью Бог запрещает секс и обещает жизнь после смерти. Только было неофит захотел ему поверить, как оказалось, что все это демон выдумал, чтобы доказать, насколько непрочна вера у этого человека. А религия нужна, чтобы человек знал, что он - не один.

В конце романа маленький мальчик садится на фанеру и улетает к едрене фене. Напоследок он сооружает Эйфелеву башню. Видимо, автор реализует поговорку "пролетел, как фанера над Парижем". Только вот кто пролетел? Читатель?

Такой вот, с позволения сказать, философский роман. Любит этот Чхартишвили над людьми издеваться.

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up