Выставка Тернера

Feb 07, 2009 16:09


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

В музее изобразительных искусств им. Пушкина с 18.11.08 по 15 .02.09 проходит выставка Джозефа Тернера. Музей работает с 10 до 19 часов (касса - до 18 час.), выходной - понедельник. В четверг - длинный день - до 21 часа (касса - до 20 часов). Но это - обычное расписание. А в честь Тернера длинные дни пойдут с 10 по 15 февраля. Билет стоит 200 руб., для всех категорий льготников - 100 руб. Можно взять еще проспект и аудиогид. Не знаю, сколько это стоит. Съемка всех видов (фотоаппарат со вспышкой, без вспышки, видеокамера) в этом музее всегда была категорически запрещена. На вход есть очередь. Шаг очереди в будни - 15 мин., в выходные - до 30 мин (из-за экскурсий). Поэтому, если в воскресенье очередь загибается за ограду и стоит на уровне входа в Институт Философии, то стоять часа три. На осмотр выставки одного часа хватит. Советую идти позднее: тогда есть шанс, что в зале будет не слишком много народа.

Мне удалось попасть в музей только с третьего раза. Надо было, конечно, идти в ноябре, а не дожидаться января-февраля. Первый раз я выстояла часа полтора, но так замерзла, что решила: здоровье дороже. Кстати, там ходил один гражданин и предлагал провести к кассам за 300 руб. Итого получалось - 500, а вдвоем - 1000. Мы отказались, а потом жалели, но было уже поздно: после 2-3-х ходок он исчез. Но в первый раз - это было еще ноль градусов. Во второй раз я только подошла к музею, но, увидев такую же очередь, как в первый раз, ушла, так как было -15. В третий раз я подъехала в будний день в пол шестого. Очередь стояла, но маленькая. Никто не верил, что успеем пройти, как вдруг из музея поступил приказ пустить всех! В гардеробе все было нормально: все-таки очередь не из-за возможностей гардероба, а из-за металлоискателя. Меня насмешила чопорная гардеробщица. Я ей даю пальто, а она: «Куда ж я его повешу?" - "Да вот же, мужик только что пальто взял!" - "Кто? Кто?" - "Вот место освободилось!" - "А мне показалось, что вы сказали это слово?" - "Какое слово?" - "Мужик!" - "Ну, извините».

Картин представлено довольно много, так что можно составить свое мнение о творчестве Тернера, о котором я до этой выставки имела довольно смутное представление. Помнила только, что у него пейзажи, все расплывчато, что от его картин идет свет, и что он считается предтечей импрессионистов. В общем, все так и оказалось. Самая первая картина Тернера похожа на Куинджи.
«Рыбаки в море» (1790).


Это была его первая большая картина маслом, до этого он писал акварели. Тернер родился в Лондоне в 1775 году в семье цирюльника. С детства хорошо рисовал. Помогал отцу. Ему нашли учителя Т. Джиртина. Тот рисовал виды Лондона, которые тогда охотно покупали. Тернер тоже стал их рисовать. Отец выставлял рисунки в лавке, они хорошо продавались. В 14 лет мальчика приняли в Королевскую академию художеств. Уже на второй год обучения его акварель была на выставке. По окончании он стал членом Академии художеств (1802) и модным живописцем. Его картины хорошо и дорого продавались. Писал он много. После него осталось 5000 картин и большое состояние. Те картины, которые не были проданы, он завещал лондонским музеям.

В Белом зале Пушкинского музея можно видеть его большие полотна. Там есть картины на классические темы, пейзажи, виды Лондона, картины на современные для художника темы (ночь битвы при Ватерлоо). Но сразу видно, что сюжет вовсе не занимает художника: фигуры выписаны почти небрежно, а если и выписаны, то в персонажах нет жизни, а иногда они так малы, что их не сразу и заметишь. Да и пейзаж - не главное. Главное на его картинах - небо. Оно занимает большую часть полотна. В этом плане то, что выставка проходит именно в Белом зале с колоннами мешает восприятию (как и множество людей, стоящих у картин). Эти картины хочется смотреть все сразу, став на середину зала. Тогда видно, что кругом - одно небо, и какое оно разное. Но не только небо, а еще и свет. На картине, где изображена египетская казнь с убиением первенцев, небо страшное, грозное, кровавое. На картине с трупами убитых при Ватерлоо (современников поразило число убитых - 75000)- небо темное, ночное, но висит над полем битвы как бы светящийся карающий меч, а некоторые пейзажи заливает ровный золотой свет.
«Лондон»


«Старый лондонский мост»


«Восход солнца в тумане».


«Мост символов»


К 1840 году Тернер все больше отходит от конкретики. Теперь окончательно ясно, что более всего его интересует изображение света, воздуха, воды, движения. К этому времени его картины перестают покупать, но он уже столько заработал, что может позволить себе писать то, то хочет.
«Похороны в море» (1842 год)


«Восход с морскими чудовищами»


Поздний Тернер стал предтечей символизма. В его картинах на библейские темы изображения людей, сюжета почти условно. С помощью цветовых пятен, за которыми можно только угадать солнце, небо, луну, облака он хочет показать смысл происходящего.
«Тень и тьма. Вечер после потопа»


«Ангел, стоящий на солнце». Фигуры внизу - это Адам и Ева, оплакивающие Авеля, убегающий Каин, Юдифь с головой Олоферна, другие библейские персонажи, но они еле видны в божественном свете исходящим от ангела. Человечество и его история - ничто перед лицом вечности.


Именно около этих картин больше всего народу. Наверное, потому, что они ближе к современной стилистике. А мне больше понравились те, где он еще писал небо. Я тоже люблю смотреть на небо. Когда я жила на высоком этаже, я любила лечь так, чтобы было видно одно небо, и смотрела, смотрела на него.

Кроме картин, написанных, маслом, выставлены еще и акварели.

Скончался Тернер в 1851 году на руках у любимой женщины. От прежнего брака он имел двух дочерей. Многие работы Клода Моне напоминают Тернера, а его поздние картины похожи на Чюрлениса. Так часто бывает с очень талантливыми людьми - они совмещают в себе разные эпохи, предвидят будущее.
Previous post Next post
Up