Скончался Эльдар Рязанов. Причиной смерти стала сердечнососудистая недостаточность. Последние годы Рязанов не раз попадал в больницу, а было ему 88 лет. Кстати, он родился 18 ноября 1927 года в Самаре, т.е. умер в месяц своего дня рождения - так часто бывает
(
Read more... )
..Э.Рязанов, снимавший в советское время гармоничные и остроумные фильмы, с тонкими ассоциациями и многослойной мыслью, вдруг, перейдя открыто в антисоветский лагерь, стал раз за разом выдавать тупую, натужную и бестактную муру.
Как может произойти такой моментальный распад? В Новый год (2001) по разным каналам телевидения одновременно передавали разные фильмы Рязанова - он же придворный режиссер. Можно было сравнить «Иронию судьбы» и «Загнанные клячи». Какой контраст! О Н.Михалкове и А.Кончаловском и говорить нечего, такое мурло из них вылезло, какого никто не ожидал.
На мой взгляд, дело в следующем. В ходе культурного строительства в СССР была создана целая индустрия, производящая «продукты культуры», и такая же индустриальная система подбора и подготовки кадров. Обширная категория людей обладает хорошими способностями для художественного творчества по жесткому заказу, " в рамках системы ". Эта система должна задать им главные, «высокие» идеи и общий пафос (идеологическую базу), а также установить эффективный контроль ( цензуру ). В этих условиях Э.Рязанов снимет фильм «Берегись автомобиля», а А.Кончаловский фильм «Первый учитель» - шедевры мирового кино.
Как только эта система рушится и эти люди остаются без заданных идей и без цензуры, а вынуждены вынимать высокие идеи (сверхзадачу) из своей собственной души, сами устанавливать для себя этические и эстетические рамки и нормы, то оказывается, что на выполнение таких задач их душа не способна. И при всем их мастерстве на уровне малых задач, они не могут создать этически приемлемое и художественно целостное произведение - не могут они быть художниками без художественного совета и без цензуры.
Почему же эти люди возненавидели советский строй, при котором они как раз и могли состояться как художники? Потому, что их сожрал комплекс неполноценности. После первых своих успехов и премий они, по недостатку ума, приписали всю заслугу себе лично. может быть, даже в душе посмеялись над цензурой, которую они обвели вокруг пальца - не заметили, что шли на помочах этой цензуры. Но с возрастом все умнеют, и они стали в душе понимать, что сами по большому счету бесплодны, а творчески продуктивны только в составе большой бригады.Для доброго и веселого человека в таком открытии, которое почти каждый из нас в какой-то момент делает, нет никакой трагедии. А люди типа М.Ульянова или Э.Рязанова, наоборот, возненавидели ту почву, которая их питала. Эта ненависть лишь усугубилась оттого, что они остались в дураках (в творческом плане) - новый строй, одной ногой стоящий на воровстве, в принципе не может служить для художника источником большой идеи. Что-то позитивное, какой-то ницшеанский пафос «сверхчеловека» еще можно найти на Западе, у идеологов «золотого миллиарда», но туда наших экс-советских мэтров не берут уже по возрасту. Загнанные клячи!
Вот они в злобе и грызут уже мертвую руку, которая их кормила - грызут и мажут своей слюной образ советской страны, «где они жили, как пила на суку».
Кстати сказать, они и как глашатаи антисоветизма быстро теряют ценность. Один из собеседников в Интернете отметил эту парадоксальную вещь - антисоветский пафос Ахмадулиной и Плисецкой оказывает действие только на советских людей. Новое поколение, не прошедшее советскую школу и не воспринявшее советскую культуру, к ним будет глухо, потому что оно не будет читать стихов Ахмадулиной и любить «Умирающего лебедя» Плисецкой. Кто это такие, что за чувихи? Пила на суку!
<...>
=======================================================
=======================================================
Reply
Напомню, что "одним из собеседников в интернете" был я.
Я на форуме Кара-Мурзы тогда предсказал интерес к СССР у поколения более молодого, чем я. И именно за счет того, что оно в СССР не жило, не впитало его атмосферу и нормы, а ПОТОМУ НЕ ИМЕЕТ ТОЙ ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ. В частности, не молится на тогдашних богов, не считает их неприкасаемыми.
(А даже бабушка моя, уж на что советская, не любила, когда я шпынял Окуджаву. :-)) )
И Вы сами, наверное, уже обращали внимание: насилие, которое применялось властью в СССР, уже не ужасает - в большинстве своем - новое поколение. Да и не только новое. Ни за что каяться наше общество не собирается вовсе.
"Выслали? Пусть спасибо скажут, что не уничтожили. А, пожалуй, неплохо было бы" - примерно так сейчас думают очень многие о "репрессированных народах", к примеру.
Тезис же о том, что "творцы" из-под палки (т. е. под цензурой) работали ЛУЧШЕ, чем без нее - точнее, что "палка" им не так уж очевидно мешает [1] - почти что и не нуждается в доказательстве. Никто из тех режиссеров, к примеру, что "переполз" из советского времени в антисоветское, не стал не то что ЛУЧШЕ работать, а...
==============
[1] Не персонально, а с точки зрения результата.
Reply
Reply
Reply
Reply
Ксати, "Старые клячи" в моем понимании - скорее просоветский фильм.
Reply
Reply
Leave a comment