В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Сейчас у нас могучий кризис. Профессиональные экономисты и политологи, которые еще пару месяцев назад вещали, что экономика и финансы США и Западной Европы могучи как никогда, сейчас рассказывают, что причины этого кризиса очень сложны, и сказать, как он будет развиваться и чем кончится - ну совершенно невозможно.
Я, как женщина простая, неученая, в консерваториях не обучавшаяся и у Ясина в Высшей школе экономики не стажировавшаяся, со всей прямотой говорю, что экономика - вещь очень простая. Это - не управление портфельными инвестициями, не перекупка фьючерсов и не всеобщий лизинг, а всего-навсего производство продуктов и товаров, включая информационную составляющую. Та же книжка или газета - не столько бумага и краска, сколько информация. И эффективность экономики - соотношение между количеством произведенного товара и количеством тех, кто этот выпуск товара обеспечивает.
Есть некоторые тонкости в информационной сфере, так как там - иное соотношение затрат в разработке и копировании. Есть также своя специфика с производстве «товаров престижного потребления», но эта часть - вообще не экономика, это - понты.
Естественно, что в количество работников включается не только те, кто непосредственно товар выпускает, но и те, кто выпуск товара обеспечивает. Ну не может предприятие жить без вахтеров, бухгалтерии и отдела кадров.
Кроме этого в общее количество обеспечивающих выпуск нужно включать и тех, кто работников лечит, и тех, кто учит, и тех, кто им бороды стрижет,… Поэтому старая пословица «один с сошкой - семеро с ложкой» для современных условий кажется уже недостижимым идеалом. На одного непосредственно работающего приходится не 6, а много больше обеспечивающих.
Даже внутри компании количество «обеспечивающих» основную деятельность может быть много больше основного состава. Особенно много их - в крупных предприятиях, в которых начинаются трудности с управлением и обеспечением взаимодействия. Поэтому хотя в крупных компаниях больше ресурсов, что позволяет им делать крупные проекты, существуют и мелкие мобильные фирмы и фирмочки.
Однако, как хорошо изложил Паркинсон, административно-управленческий персонал не столько помогает выполнению основной производственной деятельности, сколько мешает, и результатом его деятельности становится усложнение управления производством, требующее увеличение количества управленцев. Все мы хорошо знаем, что стоит построить новое административное здание, как оно тот час оказывается забитым расширившимися и новыми структурами и приходится строить еще одно, побольше.
Этот закон Паркинсона абсолютно всеобщ вне зависимости от формы и особенностей основного процесса. Так, например, он приводит данные по увеличению численности английского военно-морского министерства, которое постоянно и существенно увеличивается в численности несмотря на постоянное уменьшение численности военно-морских сил.
Еще не так давно большинство солдат и офицеров воевали на поле боя. Сейчас в современных боевых операциях на каждого бойца на поле боя приходится от 4 до 7 бойцов систем обеспечения, не говоря уже о бесчисленном количестве штатских и полугражданских систем содействия и обеспечения.
Сейчас уже смешно вспоминать, что один из лозунгов, под которым осуществлялся демонтаж СССР - низкая экономическая эффективность производства вследствие большого количества чиновничества. В СССР, говорили высокоученые экономисты, регуляцией производства занимается огромное количество чиновников-захребетников, которых приходится кормить. Нужно снять эту обузу, пусть все регулирует «волшебная рука рынка». Ну и что получилось? Государство действительно сняло с себя обузу следить за регуляцией экономики, равно как и много других забот о всяких там гражданах. Но при этом число чиновников в России больше, чем в СССР, хотя не только задач стало меньше - и страна уполовинилась.
И ведь чиновники в силу своей специфики работы не просто друг на друга замкнуты - они и другим работы прибавляют. Какой-нибудь землеотвод с регистрацией в Земельном Кадастре - и все, куча народу только с выпученными глазами бегают, заполняют формы и пытаются разобраться, что как надо оформлять.
Даже если опять вернуться на уровень предприятия, то «система обеспечения» не просто разрастается - она становится доминирующей, так как именно с ней взаимодействует руководство, и именно ей проще всего добиться увеличения зарплат и числа ставок. Часто она становится доминирующим и по численности. Вот в Чехии была небольшая частная пивоварня. Там в цехе производства пива работает 3 работника, а маркетологов - 30 человек.
Разрастающаяся «система обеспечения» не просто увеличивается в численности - она требует для выполнения работ привлечения внешних сил. В результате появляются фирмы, занимающиеся такими услугами - аудит, консалтинг, помощь в оформлении таможенных деклараций,… Такие фирмы требуют создания других фирм для обеспечения своей работы, а также «окукливаются» и начинают работать друг на друга, теряя связь с окружающей действительностью.
Вот возьмем, например, систему денежного обеспечения. Некоторые люди в них действительно работать должны. Раз есть несколько валют, то должны быть и обменные пункты. Но кроме этого появилось масса финансовых аналитиков и финансовых трейдеров (или как там они называются), которые решают, когда лучше закупить нужную валюту - заранее или погодя. В силу специфики своей работы вся эта система покупок валют туда-сюда-обратно работает с нулевым результатом, так как выигрыш одного - всегда проигрыш другого. Нет, сидит куча народу с важным видом, заслуженные зарплаты получают. Анализаторы, блин.
Нужно не только деньги на деньги менять, но и что-то покупать. Для оптовой торговли придумали биржи. Вначале действительно на них что-то покупали, а уже сейчас одними фьючерсами торгуют. Правом на покупку чего-то когда-то но зафиксированной цене. Фьючерсы продают, новые покупают. Если не ошибаюсь, то сейчас объем продаж той же нефти раз в 10 больше ее физического количества, а общий объем ежедневных торгов в несколько раз больше, чем стоимость всего имеющегося. Понимаете, все, что вокруг есть, каждый день по несколько раз друг другу перепродают. Это не экономика, это игра в наперсток.
Точно так же есть те, кому для обеспечения или расширения производства нужно сейчас денег занять, и есть те, у кого сейчас есть свободные средства. Соответственно для того, чтобы им друг друга не искать, созданы банки, а также такие формы привлечения денег, как акции. Так что банкир - это кассир, у которого простая работы - принять денег от одних и выдать другим. И на этой операции, в которой банкиры не разбираются, так как они не знают реальных нужд и проблем производства, выстроена огромная закукленная пирамида из ну очень важных людей. Банкир - это звучит гордо, он - носитель сакрального знания.
Помню, как после того, как мавродиевки уже лопнули,
а дефолта еще не было, у сослуживцев еще водились какие-то деньги, и они искали, куда бы их пристроить. Я их спрашивал - а откуда эти банки, куда вы деньги отдаете, их потом в таком количестве возьмут, чтобы и вам больше прежнего отдать? Как же, говорили они, владельцы этих банков придумали такие хитрые банковские схемы, которые помогут получить огромные проценты, неужели не понимаешь? Нет, говорю, не понимаю. Есть некоторая известная прибыльность производства, поэтому прибыльность банковских вкладов может быть только ниже ее, так как деньги деньги не рождают. Нет, говорили они, ты просто не понимаешь всю хитроумность их хитрых финансовых планов. Не может вся финансовая гениальность свестись к простой схеме «взять и не отдать», а есть нечто, что мы своим скудным умишком просто не понимаем. Помните: «Чара», банк «Тибет», корпорация «Экорамбус», «Хопер-инвест»,…
В результате когда в США финансовый кризис начался, то выяснилось, что 30% работников США в нем прямо или косвенно работает. Это ж какая экономика должна быть, чтобы такую армию нахлебников выдержать? Либо очень могучая (см. начало), либо виртуальная.
Одной из интересных особенностей современной мировой экономики состоит в том, что в ней произошло разделение обязанностей по странам. В результате сейчас товары и продукты производят одни страны, а по очереди друг у друга проводят аудит другие. Целые страны занимаются только тем, что друг у друга по очереди за деньги составляют бухгалтерские балансы.
Нет, составить и сдать бухгалтерский баланс - дело большое. Слава, слава трубочистам бухгалтерам. Будет в отчетности чисто-чисто. Но от одного составления баланса булки не появятся, поэтому экономика страны, в которой все занимаются только бухгалтерией, может жить только в долг. Когда надо долг отдавать - берем в долг, да еще сверху на житье. Потом, глядишь, еще кто в долг даст…
И вот сейчас наступил неизбежный момент, когда больше в долг не дают. Для того чтобы обеспечить сонмы бухгалтеров работой по перепроверке балансов, в долг продолжает и продолжает давать государство, но основная проблема от этого не решается.
Что дальше будет - и так всем, кроме профессионалов, понятно. Вслед за банками падают пенсионные фонды, которые уже давно живут только за счет огромных госдотаций. Для того чтобы избежать возмущения избирателей, правительство США скупает еще и эти бумажки, и больше делать вид, что экономика выправится и долг будет отдать, нельзя. В результате и в США, и в Европе запускается единственный механизм, который позволяет ликвидировать безнадежный госдолг - запускается гиперинфляция. Вслед за ней начинается товарный дефицит, вслед за этим - самое интересное. Разборки, кто у кого на шее сидит и какой штат за счет какого жирует.
Ну и что? Современный способ организации экономики зашел в тупик, и его ждет крах, так как дальше поддерживать его не удается, а новый миропорядок рождается только на руинах старого. Не первый раз так было. Была, например, в России замечательная вещь - крепостное право, позволявшее дворянам ну очень хорошо жить. Потом, после его отмены, эта прибыльная экономика рабского труда вдруг стала неэффективной. У кого-то из русских классиков про дворян того времени была изумительная фраза «и они сидели с утра до вечера и с вечера до утра и спорили, как бы им из своего убыточного хозяйства сделать прибыльное, ровно ничего в оном не меняя».
Вот и так сейчас - сидят государственные мужи и думают, какому из банков и сколько в долг дать, чтобы экономика вдруг стала прибыльной.
«Говорят - вот новое, однако это то, что уже было в веках».