Жизнь или саксофон.

Nov 27, 2013 23:25


По какому-то из каналов показывали «Стиляг» Тодоровского. Посмотрела часть фильма. Первый раз я его видела в кино. Все-таки на большом экране все сморится лучше. Если хочешь узнать хорош фильм или нет - посмотри его по телевизору.
В этот раз меня не задело, что стиляги одеты очень ярко, а остальные советские граждане - исключительно в черном и сером. Глупо просто. И музыка не по делу: лучше бы дали песни тех лет. Но это все детали.

Главное - это история главных героев - Пользы и Мэлса. Парень - сын простого работяги из коммуналки учился в МГУ. Непонятно, на кого именно Мэлс учился, но, скорее всего, он должен был стать физиком или математиком.
Это где-то 1955 год. Впереди у страны запуск первого космонавта, строительство ядерных электростанций, открытие и разработка новых месторождений, освоение целины, создание многих видов нового оружия, строительство огромных гидроэлектростанций, заводов-гигантов, новых городов.
Та коммуналка, где он живет, скоро расселится по отдельным квартирам. Мэлс живет в стране, где бурно идет развитие, где есть возможность себя проявить. Получив университетский диплом он мог бы оказаться на переднем крае науки - ведь парень явно способный и упорный. Он мог бы получать хорошую зарплату и жить вовсе не плохо. А главное, принес бы пользу своей стране, где столько мужчин всего 10 лет назад отдали свои жизни за его то, чтобы он мог стать настоящим человеком. Он обязан был работать за двоих и заменить тех, кого уже нет.
Но вместо этого Мелс влюбился в девушку-стилягу и послал свою жизнь к черту. Его прельстили яркие одежки, праздник каждый день.
И что он в итоге получил? Образования он лишился, работает кабы где бы: лишь бы, бессмысленно отстояв смену, переодеться в яркие тряпки и пойти в кабак играть на саксофоне. При этом Мелс является самоучкой и не имеет представления об основах музыкальной культуры.
Еще он имеет семью. Живет у тещи-психопатки. В фильме не показано, как они общаются, но ясно, что ему несладко. Жена из загадочной Пользы превратилась в обычную истеричную бабу, очень напоминающую по всем статьям свою мамочку. С какой злобой она кричит на мужа, которому их общий друг из прежней жизни привез саксофон из самой Америки! И для друга этого у нее пяти минут не находится, и халат не снимает ради прихода гостя, будто это какой забулдыга, а не красавец-дипломат к ним пришел, и на чудо-инструмент она даже взглянуть не хочет: "Я же просила потише", - орет она дурным голосом.
А истерит Польза потому, что ни капельки не любит своего мужа. Что в нем завидного? Потомственный пролетарий, считающий себя музыкантом. А она все же дочка партработницы, и жила в хорошей квартире, а не в коммуналке из 10 комнат с одной уборной. Муж все ночи проводит в кабаках - того гляди сопьется. И внешность у него неинтересная - какой-то он немножко деревянный и ротик куриной гузкой. Она вышла за него замуж, потому что была беременна от другого мужчины, и надо было, что называется «прикрыть грех». Тогда на женщину, родившую внебрачного ребенка могли смотреть косо или ей могло казаться, что на нее так смотрят. На самом деле соседи и сослуживцы не осуждали, разве что по злобе могли иногда припомнить. Как было осуждать внебрачных детей, когда мужчины находились в таком дефиците? Но некоторые девушки были такие мнительные в : им казалось, что за их спиной все шепчутся.
Мало того, что Мэлс растит чужого ребенка, так это еще и негритенок. Так что Пользе замужество все равно не слишком помогло - никого не убедишь, что Мэлс отец ее крошки. Результат, как говорится, налицо.
А как ее угораздило родить негритенка? Может быть, это была огромная страсть? Ничего подобного. Она кинулась на незнакомого мужчину только потому, что он был американец, тут уж некогда было разбирать: негр не негр. Одна ночь - и вся жизнь прахом. Кстати, Мелса она обманула: она должна была знать о беременности раньше, чем сказала ему, потому что по ее словам она встретилась с американцем до того, как начала спать с Мелсом, а по фильму видно, что времени прошло много. Во-вторых, она не сказала, что родится черный ребенок. Это все узнали только, когда пришли ее встречать из роддома. То есть, она узнала, что беременна, и начала искать того, кто на ней женится. Никого, кроме Мелса не нашла - он был влюблен всерьез. Затем привязала его к себе с помощью секса и женила.
Теперь у нее нелюбимый муж и сын с темной кожей. Всю жизнь будут шепотки за спиной.
А негритенок? Он вырастет, выучится, получит профессию, а потом, в 90-х уедет куда-нибудь в США, чтобы искать своего родного отца, а Польза останется в Москве - в США ей не место.
А что будет с Мелсом? Может быть, он к 90-м уже умрет, а, может, все же сумеет стать известным саксофонистом и будет ходить из телепрограммы в телепрограмму, рассказывая о своих страданиях и подвигах в страшном тоталитарном СССР.
Разве же все это не идотизм? Но вот этих людей нам уже 25 лет пытаются впарить в качестве образца.
Не надо было строить гиганты социалистической индустрии, заниматься наукой - надо было играть на саксофоне. Игры да танцы важнее настоящего дела. Все заграничное лучше всего нашего только потому, что заграничное. Вот девушка всех поклонников отгоняла, а с американцем в один момент сошлась: и неважно, что он завтра уедет, неважно сколько ему лет и как он выглядит, не важно, что он, скорее всего, принял ее за проститутку - главное, что иностранец.

Пестрые тряпочки важнее хлеба насущного. Разве дикари не так же себя ведут на радость колонизаторам?

Но что интересно: в конце 80-х целая большая страна повела себя примерно так, как Мелс с Пользой, а прямо сегодня мы можем наблюдать очень похожее поведение Украины. Люди готовы последнее потерять ради менее, чем призрачных, надежд считаться "европейцами".


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

бытовые размышлизмы

Previous post Next post
Up