Я с понедельника лежу в глазной больнице. Вчера оперировали. Так как много людей, которым с возрастом предстоит подобное, и многие знают, что надо бы уже сейчас, то опишу происходящее максимально подробно (хотя, по понятным причинам, с большим количеством опечаток).
Итак, в один прекрасный момент по дороге на работу я вдруг заметил, что левый и правый глаз дает немного разную картинку. Посмотрев то одним, то другим, я заметил, что левый глаз «двоит» картинку. Так как ИМХО это или проблема с глазом, или опухоль мозга, я поехал Записываться на МРТ мозга и к офтальмологу.
Офтальмологи перепугались, смотрели меня долго и подробно, но ничего не нашли. Помню, что умирать в 40 с чем-то от опухоли мозга показалось мне очень обидным, но я записался к невропатологу и поехал делать МРТ.
На томограмме, однако, ничего (кроме мозга) не нашли. Невропатологи же на мои рассказы реагировали уклончиво. Вначале они пытались свалить все на офтальмоголов, потом объясняли, что картинка с одного глаза двоиться в принципе не может. Только с двух. А когда на вопрос о том, как двоиться, по вертикали или по горизонтали, я отвечал «по диагонали», они рассказывали, что кроме них есть и другие специалисты по мозгам, и они легко выпишут мне к ним направлении.
Однако как сотрудника меня все-таки направили на консультацию к профессору. Он высказался нак темуЮ что все бывает, но пересказа, что в томограмме ОК, ему мало. Я съездил за снимком, он его посмотрел, поздравил меня, а потом высказал предположение, что может, что-то с сосудами, питающими глаза. Или еще что-то. И направил меня делать допплера на сонных.
В общем, в процессе я выяснил, что болен я ХЗ, но пря сейчас не умру, и, как истинно русский человек, решил заняться дальнейшим лечением после завершения первоочередных дел.
***********
Прошло 10 лет. Я замечал, что эффект двоения то проходил, то возвращался, но в целом усиливался. И, наконец, 3 года назад во время очередного посещения офальмолога он (она) радостно воскликнула: «Батеньтка, на у Вас катаракта!», после чего велела капать Катахром и придти через поллгода.
Через полгода офтальмолог (по-прежнему дама, но уже другая) с еще большим энтузиазмом отметила, что центральная катаракта у меня на обоих глазах, причем прогрессирует. Я спросил, что далеть с лечением. «Ааа, розовые капельки?». «Да, так мне продолжать?». «Видите - не действует! Но если Вам нравится, можно продолжать». Мне капаться почему-то не нравилось, так что я перестал, даже не докапав свежекупленную банку.
Зрение явно падало. Кроме усилившейся близорукости оба глаза давали размытую и раздробившуюся картинку. Например, глядя на молодую Луну, я видел клубок из 5 сцепившихся серпиков. Мне стало тяжелее узнавать людей. Кончилось тем, что студентке, победившей в студенческой олимпиаде по моему предмету, я, сослепу ее не узнав, на экзамене влепил 3. Девица полдня рыдала на лестнице, а кафедральные дамы меня месяц пилили. Ну и летом во время планового профосмотра офтальмолог вместо «подумать» написала «Показана операция».
Заодно у меня девочка-офтальмолог, соискатель с просьбой о содействии, обсчитывает кандидатскую по похожей теме. Она оперирует, но там более тяжелый вариант, когда оперируют одновременно из-за катаракты и глаукомы. Я посмотрел на ее данные и выяснил, что:
- в результате операции острота зрения улучшилась у всех,
- среднее увеличение составило 0,5,
- ни у кого зрение не стало хуже 0,6.
Заодно она объяснила мне технологию. Операция сама (обычно) занимает минут 15-20. В большинстве мест обычно выписывают на следующий день, а в коммерческих, бывает - и через 3 часа. Также - аппаратура у всех клиник в Москве, кто оперирует, одинаковая, технология отработана, так что все равно у кого оперироваться - у профессора или ординатора. Единственное, за чем н7ужно следить - чтобы клиника не халтурила и проводила до и после все многочисленные исследования, а то мало ли что, вдруг с сетчаткой начнутся проблемы.
Параллельно знакомые профессора, с которыми я работаю, вспомнили о своих знакомых профессорах, работающих в «Красновской» клинике, и направили меня туда.
Собственно, чне в любом случае лучше всего было там, так как клиника совсем рядом с моей кафедрой, 10 минут пешком (и я, естессственно, объявил, что во все дни, кроме операции, я буду сбегать читать вечерние лекции), ну и как сотрудник 1 медуниверситета у меня в своей клинике.
Об организации прохождения исследования я уже писал. Далее надо было пройти анестезиолога, кардиолога, зубного, промыть слезные протоки, сдать кучу анализов. И после прохождения последнего задания я перешел на новый уровень и меня госпитализировали.
Увы, суровая реальность обломала все планы - на приеме у меня отобрали штаны, ботинки и пальто. Заодно выяснилось, что хотя операция назначена на вторник, выпустят меня не ранее следующего понедельника.
О быте и условиях, пожалуй, в следующем. Сейчас о самой операции. Осле закапываний, уколов и отметкой зеленкой того глаза который надо оперировать, выдают одноразовые нетканые костюмчики, бахилы и шапочку. Одеваешься в палате и ждешь. Далее тебя выкликают, сажают в инвалидное кресло и везут на другой этаж. Там сажают в зал ожидания на кресло )человек , ждать минут 15), надевают манжету и подвешивают тонометр. Потом уводят в операционную, гладут на стол, над которым разместился агрегат для операции, вкалывают иглу в вену, удобно укладывают (резиновый круг под голову, чтобы не дергался), и через пару минут к тебе подходит операционная бригада, профессор с помошником. В операционной столов 10, стоят они в ряд, ьак что, отработав одного, хирурги делают два шага и переходят к следующему. Очень эффективно.
Процедура операции неболезненная, умеренно противная. Блиххка к затянувшемуся обследованию на щелевой лампе. Единственный минут - в том, что должен лежать неподвижно и смотреть в одну точку, пока у тебя в глазу ковыряются. Основная техника такая - в центре делают отверстие в 3мм диаметром, далее ультразвуком разбиваю хрусталик, извлекают, на его место вставляют сложенный новый и расправляют.
Я оказался хреновым пациентом и чуть не довел профессора до белого каления. Вначале я неправильно понял приказ «смотреть на источник света» и смотрел на самый яркий, который оказался лампой дневного всета у него за головой, а не фонарик. Потом, оказалось, что по команде «расслабиться» я автоматически закатываю глаза. И в глаз периодически льют массу холодной воды. Каждый раз после этого я начинал непроизвольно крупно дрожать.
При кажущейся простоте и отработанности могут быть неожиданные технические трудности. Так, мой сосед по палате оперировался 40 минут, и ему на роговицу поставили швы. Оказалось, что задняя стенка капсулы, в которой был хрусталик, у него слишком хрупкая, и хрусталик пришлось дополнительно прикреплять к передней стенке.
Ощущения после операции - примерно как после удаления зуба. Единственно, что надо 3 часа строго лежать.
Итак, после операции глаз заклеили, на инфалидке привезли в палату у погрузили в койку. Сегодня утром в 8 - расклеивание. Сняли глухую повязку и нацепили что-то вроде лошадиной шоры, велели сидеть ждать осмотра врача. Сижу, смотрю вниз под шору и как-то выясняю, что вижу еще хуже, чем до операции. К 9 появляется врач, смотрит на таблицу, и выясняем, что вижу я только 2 строку, да и то хреново. Потом - осмотр у хирурга, перетекающий в консилиум. Сетчатка в порядке, остально вроде тоже, так что непонятно, с чего бы вдруг. Лечащий врач докладывает, что строк я вижу 2, что на приборе посмотреть не удалось, он выдает ошибку - зрачок слишком узкий. Профессор смотрит на щелевой лампе сетчатку - ОК. Дает команду расширить зрачок и посмотреть на другом этаже, где более продвинутый прибор. Идем туда, по дороге врач начинает отзываться на шутки, что удивляться тут нечему, у врачей, блатных и рыжих все через задницу. Однако смотрим там - вроде все ОК.
Возвращаемся обратно, смотрим на таблицу - я вижу уже 6 строку.
Врач расслабляется и объясняет, что может быть такое. При ультразвуковом дроблении часть сетчатки, расположенная против зрачка, может отреагировать и на пару дней плохо заработать, а так как зрачок был очень узкий, то только она и рабдотала.
Итак, в течение дня я наблюдал положительную динамику. Заметно лучше становилось после каждого закапывания. С утра для меня было тяжело найти чашку и ложку, потом было просто некомфортно ходить, потом вдруг выяснилось, что оперированный глаз уже очень неплохо воспринимает все, что вдали, но плохо видит вблизи. Но это было уже полурабочее состоянии. К 2 часам ко мне приехали пару аспирантов, и мы до 6 с ними поработали, глядя на них то одним, то другим глазом, можно было давать необходимые команды. Ну а чейчас уже раскнул и напечатал пост, сидя без очков, т.е. в основном опираясь на оперированный глаз. Правда, пришлось выставить 28 шрифт, мельче уже не вижу.
Надеюсь, что будет лучше и продолжение будет следовать.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Медицинские байки)