Это я в ответ на это: «Скажем, в СССР мюзикл с подобными антисемитскими нотками никогда бы поставить не дали.» И вы тоже пишете про 1968 год. Так что поставить - возможно, что и не дали бы, а вот показать - вполне получилось. Кстати, никто, как мне помнится, и не заметил, что Феджин - еврей, хотя Диккенса читали многие, и многие помнили, что в романе «Наш общий друг» Диккенс вывел благостного еврея именно ради того, чтобы уравновесить или скомпенсировать впечатление от Феджина.
Мюзикл я тогда в кино пропустила, а когда в детстве читала, то, конечно, мне и в голову не пришло, кто какой национальности. Это сегодня любят рассказывать про страшный русский антисемитизм - мы тогда невинные в этом, да и в других смыслах были.
Кстати, в фильме Поланского я тоже не заметила национальности Фейгина. А здесь это бьет в глаза. Автор мюзикла родился в Англии, но его родители прибыли туда с Западной Украины. Скорее всего он сам был еврей. Отсюда и музыка.
Когда я читала "Оливера Твиста", никакого акцента на еврействе Фейджина не заметила. Ну еврей и еврей. И потом, когда впервые встретилась с критикой Диккенса за "антисемитизм", была поражена. Почему это еврей не может быть преступником? Билл, англичанин, может, а еврей, Фейджин, - нет? Где это написано, чтобы любой еврей - персонаж художественного произведения - был обязательно милым и симпатичным образцом добродетели
( ... )
То, что нормально было в эпоху Шекспира и даже Диккенса, странно смотрится из сегодняшнего дня. Допустим, они просто не любили евреев и имели о них дурное мнение, но тогда и термина-то такого, как "антисемитизм" не было. Они не собирались этими своими образами представить определенную концепцию в отношении евреев. Просто еврей был для них иноверец, иностранец, занимающийся темными делишками, и априори дурной человек. Фильм- мюзикл же поставлен в другое время, и акцент на еврействе Фейгина явно делается. Не зря же читая книгу большинство народа о национальности злодея не думало. Это и интересно.
еврей был для них иноверец, иностранец, занимающийся темными делишками, и априори дурной человек.Не обязательно "априори". Они вполне могли с подобными евреями (и не только евреями) встречаться в реальности. И писали о них так не обязательно потому, что "раз это еврей - значит, должен быть плохим", а потому, что видели подобных персонажей в действительности
( ... )
Вагнер и высказывался против евреев. Наверное, его достали критики-евреи или банкиры.
Согласитесь, что это дело евреев, кого им играть, а кого нет.
Никто не упрекает людей прошлого в антисемитизме, но он был и остается. Из песни слова не выкинешь. Виноваты ли евреи в том, что к ним так относились? Вероятно, часть вины на них есть, т.к. они жили общиной, занимались ростовщичеством. Но сегодня это в прошлом.
Нормально. Феджин в фильме похож на хасида, а как раз в то время идёт борьба с космополитизмом и сионизмом с противопоставлением правильным евреям - патриотам СССР.
Антисемитизм был и в СССР тожеsince1975November 4 2012, 09:12:54 UTC
Антисемитизм был и в СССР тоже, просто об этом в газетах не писали. А в головах, в быту он был всегда. Даже у тех, кто убежденно защищал негров Африки. Основная претензия была в том, что среди умеющих устроиться много евреев или много евреев, сумеющих устроиться (в смысле, на теплое место, а не работать).
Все чепуха, негров в СССР тоже линчевали, но газеты и это скрывали. Основная претензия была в том, что среди негров много чернозадых, или среди чернозадых много негров (в смысле, членов этнических ОПГ, а не чернокожих).
Не верю, что до перестройки были этнические ОПГ. Максимум, отдельные фарцовщики, но не того масштаба, как сейчас. И никто их не линчевал, однако студенческие драки реально были. А вот юристов среди начальства и интеллигенции реально было достаточно, что и сейчас продолжается.
Re: Антисемитизм был и в СССР тожеmemento_maryJanuary 4 2013, 21:47:22 UTC
Людей, которые хорошо устроились, не любят не за их национальность, а за то, что хорошо устроились. А сам факт того, что в СССР евреи и в самом деле хорошо устраивались, говорит об отсутствии, а не наличии, государственного антисемитизма. Бытовой "антисемитизм" - это вышесказанное (зависть или неприязнь к "устроившимся"). А "государственного" - который мешал бы евреям занимать руководящие посты, иметь доступ к образованию и работе, исповедовать свою религию или дискриминировал бы их иным способом - не было. Достаточно посмотреть на списки советских руководителей (особенно раннего периода) и советской научной и творческой интеллигенции, советских журналистов и т.п.
Comments 17
Reply
Reply
Reply
Кстати, в фильме Поланского я тоже не заметила национальности Фейгина. А здесь это бьет в глаза. Автор мюзикла родился в Англии, но его родители прибыли туда с Западной Украины. Скорее всего он сам был еврей. Отсюда и музыка.
Reply
Reply
Фильм- мюзикл же поставлен в другое время, и акцент на еврействе Фейгина явно делается. Не зря же читая книгу большинство народа о национальности злодея не думало. Это и интересно.
Reply
Reply
Согласитесь, что это дело евреев, кого им играть, а кого нет.
Никто не упрекает людей прошлого в антисемитизме, но он был и остается. Из песни слова не выкинешь. Виноваты ли евреи в том, что к ним так относились? Вероятно, часть вины на них есть, т.к. они жили общиной, занимались ростовщичеством. Но сегодня это в прошлом.
Reply
Негативный образ вполне допустим...
Reply
Reply
Reply
Reply
А сам факт того, что в СССР евреи и в самом деле хорошо устраивались, говорит об отсутствии, а не наличии, государственного антисемитизма. Бытовой "антисемитизм" - это вышесказанное (зависть или неприязнь к "устроившимся"). А "государственного" - который мешал бы евреям занимать руководящие посты, иметь доступ к образованию и работе, исповедовать свою религию или дискриминировал бы их иным способом - не было. Достаточно посмотреть на списки советских руководителей (особенно раннего периода) и советской научной и творческой интеллигенции, советских журналистов и т.п.
Reply
Leave a comment