Leave a comment

memento_mary November 3 2012, 20:47:15 UTC
Когда я читала "Оливера Твиста", никакого акцента на еврействе Фейджина не заметила. Ну еврей и еврей. И потом, когда впервые встретилась с критикой Диккенса за "антисемитизм", была поражена. Почему это еврей не может быть преступником? Билл, англичанин, может, а еврей, Фейджин, - нет? Где это написано, чтобы любой еврей - персонаж художественного произведения - был обязательно милым и симпатичным образцом добродетели?

В этой связи вспоминается малоизвестная у нас, но, оказывается, активно муссируемая на Западе тема "антисемитизма" великого поэта, нобелевского лауреата Т.С. Элиота. У него тоже попадаются в стихах евреи не самого благообразного вида, и это так возбуждало некоторых особо толерантных, что доходило до открытого скандала:
http://www.myjewishlearning.com/elcms/jewniverse/ts-eliot.shtml
Этот Литвинофф неплохо пропиарился тогда, войдя в историю исключительно нападками на Элиота, но не собственным творчеством (кто его когда читал?) Поражает другое: предписываемая некоторой частью общества для всех остальных презумпция любви к некой нации (не обязательно евреям - можно сюда и негров афроамериканцев подставить, и кого угодно). Почему нелюбовь к отдельным представителям нации равняется в их слепых глазах нелюбви ко всей нации? И если ненавидеть скопом ВСЮ нацию, а не отдельных представителей - плохо, то некритично любить ВСЮ нацию - разве хорошо, разве не странно? Шекспир выходит антисемитом уже потому, что создал образ Шейлока. Т.е. не Шейлок и ему подобные компрометируют еврейский народ, а Шекспир, который этого Шейлока описал. Марк Твен, оказывается, расист потому, что называл негра Джима негром, а индейца Джо вообще вывел сущим злодеем. Нет, не Джо - плохой человек, а Марк Твен, как он посмел предположить, что среди индейцев бывают такие дурные люди...

Все это ужасающий маразм, невозможный в нормальном мире. Но наш мир, стараниями борцов за все хорошее против всего плохого, давно уже не является нормальным...

Reply

uborshizzza November 3 2012, 21:10:02 UTC
То, что нормально было в эпоху Шекспира и даже Диккенса, странно смотрится из сегодняшнего дня. Допустим, они просто не любили евреев и имели о них дурное мнение, но тогда и термина-то такого, как "антисемитизм" не было. Они не собирались этими своими образами представить определенную концепцию в отношении евреев. Просто еврей был для них иноверец, иностранец, занимающийся темными делишками, и априори дурной человек.
Фильм- мюзикл же поставлен в другое время, и акцент на еврействе Фейгина явно делается. Не зря же читая книгу большинство народа о национальности злодея не думало. Это и интересно.

Reply

memento_mary November 3 2012, 22:04:24 UTC
еврей был для них иноверец, иностранец, занимающийся темными делишками, и априори дурной человек.
Не обязательно "априори". Они вполне могли с подобными евреями (и не только евреями) встречаться в реальности. И писали о них так не обязательно потому, что "раз это еврей - значит, должен быть плохим", а потому, что видели подобных персонажей в действительности.
Диккенс (как и всякий большой писатель "реалистического" направления) очень многие свои образы "срисовал" с людей, которых встречал в реальности. Да, какие-то черты утрированы, доведены до гротеска, до комического эффекта, но даже если признать образ карикатурным, необходимо признать и наличие у него реального прототипа. Наверняка и такой персонаж, как Фейджин, не с потолка придуман, а обобщает наиболее заметные, гротескные черты известных Диккенсу евреев, занимавшихся темными делишками. Тогда как мистер Пиквик и его друзья, например, - это карикатурное обобщение стереотипных английских джентльменов, и т.п. Странным кажется попытка сегодняшних критиков судить авторов прошлых времен на основании несоответствия сегодняшним взглядам. У них была несколько другая система координат. Не лучше и не хуже, просто другая, и они не обязаны были писать свои произведения с оглядкой на то, как их будет воспринимать кто-то когда-то. Вот Вагнера точно так же задним числом прочно вписали в "антисемиты" на основании любви к его музыке Гитлера. Можно подумать, Вагнеру следовало заранее подумать о грядущем Гитлере и, испугавшись, порвать ноты, чтобы не дай Бог не стать в глазах потомков "антисемитом".

В мюзикле, разумеется, все характеры упрощены до нескольких ярких мазков, т.к. нет возможности в рамках жанра раскрывать их нюансы так, как в книге. Поэтому и Фейджин стал гротескным евреем. Кому хочется глубины и неодномерности образа - пусть читают первоисточник или смотрят экранизацию того же Полански. Но настрой всех этих критических нападок всегда одинаковый - "да как они смели так плохо изобразить евреев! стыд! позор!" Как будто это запретная тема, или хорошо - или ничего.

Reply

uborshizzza November 4 2012, 07:29:28 UTC
Вагнер и высказывался против евреев. Наверное, его достали критики-евреи или банкиры.

Согласитесь, что это дело евреев, кого им играть, а кого нет.

Никто не упрекает людей прошлого в антисемитизме, но он был и остается. Из песни слова не выкинешь. Виноваты ли евреи в том, что к ним так относились? Вероятно, часть вины на них есть, т.к. они жили общиной, занимались ростовщичеством. Но сегодня это в прошлом.

Reply

memento_mary November 4 2012, 14:31:33 UTC
Да, наверное, у него были причины евреев не любить. Значит, имел на это основания. А нам не любить Вагнера, получается, можно, а не любить евреев - нельзя? :)

"Но сегодня это в прошлом" - Вы так думаете?
Еврейский банковский капитал куда-то делся? Еврейство как явление?
Просто сейчас критиковать евреев нельзя, как и вообще высказываться по поводу каких-то национальных признаков, не только еврейских.
Вот только ругать русских можно. Что постоянно и делается.

Reply

Вагнер и Гитлер memento_mary January 4 2013, 20:58:34 UTC
Гитлер потому и любил Вагнера, что тот был пещерным антисемитом, а вся его творческая и культурная концепция (без кавычек) была построена на ненависти к евреям и христианству и любви к языческим богам и обрядам и идее пангерманизма.

Reply

Re: Вагнер и Гитлер memento_mary January 4 2013, 21:40:28 UTC
А Вы не допускаете мысли, что Гитлеру просто нравилась музыка Вагнера? Не идеи и концепции, в ней заложенные, а сама музыка? И если идею пангерманизма там видно сразу, антисемитскую идею именно в музыке я усмотреть не могу. Впрочем, если смотреть "вооруженным глазом", исходя из того, что Вагнер-де был "пещерным антисемитом", можно усмотреть ненависть к евреям даже там, где ее вроде бы и нет :)

Вообще интересно получается с этой ненавистью к евреям. Неграм можно ненавидеть белых, китайцам - ненавидеть японцев, украинцам - "москалей", всему миру можно ненавидеть русских, но только выражение неприязни к евреям считается недопустимым, позорным и т.п.

Reply


Leave a comment

Up