От десакрализации Еды до десакрализации денег

Aug 08, 2011 14:53


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

В отеле, где мы отдыхаем, появилось забавное семейство из мальчонки лет 4, его родителей и тещи. В столовой мальчонка соглашается есть только при условии, что ему показывают мультики. Очень забавно смотреть, с какой серьезностью и солидностью он смотрит диснеевские мультфильмы на планшетном компьютере, стоящем на столе на подставке, в то время как трое взрослых выплясывают вокруг него, умоляя съест тот или иной кусочек.

Молодец! Начальник растет! Знает себе цену, умеет построить окружающих и получить от жизни все. Но я хотел порассуждать на другую тему. Сейчас поведение родителей, впихивающих в детей еду, стало редкостью, атавизмом, а лет 40-50 назад оно было распространено достаточно широко (хотя использовалось для этого обычно не ублажение, а командно-административные методы). Наше современное общество - общество сытых людей (пусть даже изобилие еды достигается за счет ее откровенной подделки), тогда как еще несколько поколений назад в лучшем случае типичный человек был человеком голодным, в худшем - умирающем с голоду.

Для тех, кто был рожден в начале 20 века, еда была не просто едой - она была Едой! Каждый кусочек нес в себе жизнь, отсутствие Еды грозило мучениями и смертью, ее поглощение - возрождением. Поглощение еды становилось священнодейством. Выбросить еду, недоесть еду было святотатством. Хороший, ребенок, являющийся гордостью родителей, должен был быть толстым. Худой ребенок означал либо то, что он болен, либо что его недокармливают, и в обоих случаях бросал несмываемую тень на всех родственников.

Даже в условиях сытого общества те, кто пережил голод, несли его отпечаток на себе до самой смерти.

Один мой дальний родственник мальчишкой был в блокадном Ленинграде. Дальнейшая его жизнь сложилась благополучно, но до самой смерти где бы он не жил и куда бы не ехал, но всегда у него у кровати была наволочка, набитая сухарями.

В позднесоветское время страх призрака голода приобрел извращенную форму, когда еда закупалась впрок на случай голода. У любой уважающей себя хозяйки были заначены 50-килограммовые мешки сахара, пшенки и перловки, которые приходилось периодически выкидывать и закупать новые.

Особо извращенная форма этого извращения - это «картошечка со своего огорода». Многие горожане до сих пор начиная с весны тратят уйму времени и сил на то, чтобы посадить, вырастить и выкопать картошку со своих дач. Осенью мешки с картошкой торжественно привозятся домой, несколько раз «своя картошечка» торжественно готовится и поглощается, потом надоедает, а к зиме мешки со сгнившей картошкой выбрасываются с тем, чтобы весной начать все с начала.

Однако это - рудимент, и современное общество состоит из сытых людей, уверенных, что еда будет у них всегда, в любых условиях и в достаточном количестве. В результате Еда потеряла сакральный смысл, и родители перешли на значительно более разумную формулировку «Ребенок не хочет есть? Ну и пусть не ест, проголодается, тогда и поест».

По мере получения доступности ЕДА потеряла свой сакральный смысл. Но в этом смысле она не одинока - аналогичный процесс идет и с другими ресурсами.

Например, еще несколько веков назад огромную ценность представляла из себя соль. И непосредственно для еды, и как средство консервации. Массовым было тяжелое соляное голодание. Помните, у «Короля Лира», когда в начале дочки рассказывают, как они любят папочку, одна говорит ему «Я Вас люблю, как соль». Сейчас это - ресурс копеечный. Человек того времени, увидевший, что в столовых и ресторанах солонки стоят в свободном доступе, просто бы рехнулся от счастья.

Несколько позже доступным ресурсом стал сахар. Еще не так давно сахар (квинтэссенция сладости) был доступен только богатым людям, тогда как народ попроще подслащивал свою жизнь медом. В деревнях девки даже чернили зубы, дабы показать, что они - из богатой семьи, едят много сахару и от того у них зубы испорченные.

Подобная десакрализация при превращении ресурса из малодоступного в легкодоступный происходит и с другим. Например, с книгами.

Не так уж давно книги писались на шкурах от руки, стоили очень дорого и были малодоступны. Библиотека в тысячу томов считалась неимоверно крутой, в нее ездили издалека. Основное содержание было соответствующее, книги были о действительно важных вещах. В основном - религиозные, реже - философские, реже - научные.

По мере увеличения доступности уважение к книгам падало, а содержание становилось все более развлекательным. Ну и по мере распространения электронных носителей оно тоже превратилось в товар с условной ценой. У меня на компьютере книг во много раз больше, чем я смогу прочесть.

Похоже, что подобная пертурбация происходит и с таким ресурсом, как Деньги. Еще недавно Золото было не просто символом и носителем денежных знаков - оно было легендой. Все эти Нибелунги, спершие у гномов золото, или драконы, лежащие на груде золота - это таинственно и красиво. А вот Нибелунги, скопипастившие чемодан долларов, или дракон, возлежащий на кредитной карточке - это уже совсем не то.

Отказ от золота и переход на бумажные деньги был связан с тем, что деньги перестали быть редкостью, и их потребовалось много. При натуральном хозяйстве большинство крестьян деньгами и не пользовались - они им были не нужны.

Вначале бумажные деньги были символом обеспечивающих их золота и других реальных ценностей, потом, после отказа от обеспечения, перешли в разряд абстракции. После же перехода на преимущественно электронный и банковский оборот денег они стали абстракцией абстракции.

Собственно, и происходящие сейчас один за другим финансовые кризисы показывают, что деньги потеряли сакральный смысл. Еще недавно про США говорили: «Страна желтого дьявола», описывали, что всякие там миллионеры буквально служат своим богатствам, пытаясь их приумножить, потому что «деньги должны работать». Сейчас же, по мере отрыва денег от реальности, с точки зрения миллионера 80-летней давности ситуация совершенно абсурдная. Например, США имеет безумный долг, и ей продолжают давать деньги в долг! Совершенно изумительно охарактеризовал вчера ситуацию Алан Гринспен, сказав, что «Америка не может не отдать долги, так как она всегда способна напечатать для этого нужное количество денег».

Собственно, не только американцам дают в долг - есть и другие страны, которым долги списывают и тут же дают деньги в долг по новой.

Это говорит о том, что деньги тоже стали общедоступным ресурсом. Собственно, уже сейчас технология столь продвинута, очень небольшая часть людей занимается чем-то нужным, остальные или делают вид, что что-то делают, или даже и это ленятся делать. Для того, чтобы поддерживать жизнь на очень хорошем уровне комфорта, современному человеку надо в среднем заниматься производительным трудом совсем немного. Или, с другой стороны, если ранее для крестьянина уменьшение доходов в 2 раза означала неминуемую голодную смерть, то сейчас - то, что вместо фирменных шмоток придется покупать подделки. Но так как и то, и другое сделано в Китае на одной фабрике, то с точки зрения рационального человека один хрен.

Поэтому там, где пессимисты видят финансовый коллапс и кровавый ужоснах, то я (в более далекой перспективе) вижу общество, в котором деньги станут столь же доступным ресурсом, как соль в солонках. Точнее - когда деньги на то, чтобы хорошо жить, можно будет заработать влегкую, а горбатиться нужно будет только за понты.

Критика

Previous post Next post
Up