В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Когда этот бложик стало читать достаточно много народу, то я пошел в книжный магазин и купил учебник по русскому языку, чтобы не замусоривать Интернет своими грамматическими и орфографическими ошибками. К сожалению, его изучение подтвердило подозрения, бывшие у меня со школы - что правила русского языка писали или идиоты, или садисты.
Русский язык и сам по себе сложен. И произношение - большой набор звуков, включая рычащее «р», и сам язык, со склонениями, спряжениями и падежами. Но если с тем, как писать слова, еще есть ясность, несмотря на кучу исключений, то вот все остальное - просто волюнтаризм. Где ставить запятые, когда писать слитно, когда раздельно, когда - через черточку, когда с прописной, когда «не», когда «ни»...
Приведу примеры, которые с точки зрения любого технаря являются просто издевательством над здравым смыслом.
Итак - что с большой, что с маленькой. Читаю: названия важнейших документов пишутся с заглавной буквы, а не с прописной, например, «Декрет о земле». Хорошо - а что считать важнейшими документами, а что - нет?
Или: «В некоторых обозначениях по традиции все слова пишутся с прописной буквы, например Могила Неизвестного Солдата». Традиция - это святое, но вот как понять - это традиция или распространенная ошибка?
Еще недавно по традиции говорили «на Украине» и «в Крыму», в отличие от «в Белоруссии» и «на Магадане». А потом традиция вдруг резко поменялась, в официальной речи говорят «в Украине», но Крым пока держится.
Правила правописания стоят на том, что в любой ситуации существует единственный правильный вариант, а все остальное - неправильно. Но выясняется, что то, какой вариант правильный, зависит от непонятных обстоятельств. Например, обычно названия сортов растений и пр. пишутся в кавычках с маленькой буквы, но в специальных текстах они пишутся без кавычек с большой буквы.
А как определить, какой я текст пишу - специальный или нет?
Даже там, где нет подобных поправок на традицию и не перечислены явные исключения, логичность и последовательность правил вызывает массу вопросов. Например, смотрим, когда наречия пишутся слитно, когда - раздельно, а когда - через черточку, и обнаруживаем 15 правил, когда что писать. При этом на взгляд человека со стороны эти правила какие-то странные, очень плохо формализованные. Есть варианты, которые хочется отнести сразу к нескольким группам, а есть и те, для которых и не поймешь, куда их приткнуть.
А уж в том, что касается правил пунктуации - и полный бардак. Просто приведено куча примеров, кто что когда употреблял, а ты разбирайся, на что это больше похоже.
Так что с правописанием ситуация такая же, как с произношением, то есть имеется некая традиция, как что произносить причем произносятся слова совсем не так, как пишутся), а ты будь добр, запоминай. Формальные правила тебе иногда помогут, но далеко не всегда.
В результате есть люди с «врожденной грамотностью», а есть те, которые хотя и правила зубрят, и книжки все время читают - а все равно пишут с кучей ошибок, так что «прочитав, что она написала, хочется обнять ее и вместе с нею плакать». Тут дело примерно как с музыкальным слухом - многое зависит от его направленного совершенствования, но еще больше - от того, кого чем наградил Создатель (положено - с большой буквы. До 1991 года было положено с маленькой).
Ну и, раз дело основано на механическом запоминании, то очень важно, что именно мы запоминаем.
Как любезные моему сердцу компьютерные технологии влияют на грамотность? Да очень по-разному. С одной стороны, просто изумительно, что, когда я пишу в Вордике, он подчеркивает красным слова с орфографическими ошибками (хотя то, что во фразе «розовая жопа голубого негра» он все 4 слова считает орфографическими ошибками - явный перебор). Но, с другой стороны - все эти сложные случаи пунктуации, когда с большой буквы, когда с маленькой - он не проверяет. С теми же слитными и раздельными сочетаниями - для них ведь обычно допустимы разные варианты, только в разном контексте.
Опять же ранее грамотность была основана на том, что читающий много читал в основном тексты грамотные. Книжки, которые печатались в стародавние времена, проходили через лапы корректоров и редакторов, асов и зубров своего дела. Сейчас же, в эпоху Тырнета, основой нашего чтения являюцца тексты самопальные, часто даже через Ворд не пропущенные, в которых полно не то что орфагроффических - элементарных граматических апшибок. И, читая креатифф на обланском, и сами мы их нахватываемся, как воспитанники интерната при монастыре нахватываются дурных словечек после того, как у них штукатуры в кельях делают ремонт.
Я, правда, надеюсь на те же компьютерные технологии. Сейчас уровень такой, что проверка идет на уровне слова. Если техника сильно усовершенствуйецца, то проверка будет осуществляться на уровне фразы. То есть пишешь ты креатифф, а Супервордик через Тырнет шарицца по всем редакционно одобренным текстом, и если че - галочку ставит, дескать, было уже такое, в полном Собрании сочинений Сумарокова.
А пока - учебник русского языка под рукой, и я, чертыхаясь, в очередной раз пытаюсь превзойти это издевательство над здравым смыслом.