Oct 01, 2014 11:47
ОПУС 10. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА В "НАРСПИ (заявочный тезис)
В предыдущих постах произведение «Нарспи» мной было названо поэмой. В своей монографии я подверг критике такое жанровое именование произведения. Прежде всего потому, что «Нарспи» непрочитываемо без учета мифологического картины мира, явно присутствующей в произведении.
Итак, обозначим несколько заявочных тезисов.
Как отмечают исследователи, для мифа характерно выявление точки, в которой совершается АКТ ТВОРЕНUЯ. Это точка обладает высшей ценностью, через нее проходит ОСЬ МИРА (Axis Mundi или, другой вариант именования: World Axis). Здесь произрастает Древо мировое.
Центр мира, наделенный максимумом сакральности - т.е. максимальной святостью - по наблюдениям исследователя Акбара Турсунова (монография «Человек и мироздание), выделяется в трех отношениях:
1) во временном, так как «по представлению субъекта именно здесь некогда проходил акт творения, и в этом качестве центр мира фиксирует временную границу между хаосом и космосом»;
2) в пространственном - именно здесь проходит axis mundi (ось мира);
3) центр мира должен быть освящен через ритуальное воспроизведение акта творения во время праздника.
Сильби - в произведении "страна чувашей", освоенное пространство "нашего", т.е. окультуренное нашим природосообразным законом - культовыми ритуалами (об этом детальнее - позже). Сильби в этом плане является средоточием максимума сакральности. То есть создается ситуация, когда здесь и именно в этом месте, расположен «энергоцентр», осуществляющий священную связь чувашей с Космосом и диктуемым им миропорядком.
Однако есть одно НО. "Нарспи" - не миф в чистом виде. В своей монографии я пытался показать, что поэма «Нарспи», будучи "не чисто мифом», а художественным ПРОИЗВЕДением (то есть продуктом ПРОИЗВОДНЫМ), являет собой художественную игру, точнее, обыгрывание мифологической картины мира. Иными словами, разница между «чисто мифом» и данным художественным творением подобна разнице понятий «культ» и «культура».
В этой связи еще раз обратим внимание на первые строчки произведения. Точкой начала отсчета времени является конец марта - промежуток между концом холодного сезона и началом теплого, т.е. времени, несколько предшествующему акту творения. Данный момент, как уже отметил ранее, прекрасно отражает семантика чувашского называния месяца март - «пуш уйах» (букв.: пустой, «незачатый» месяц). Иными словами, акт природного зачатия в природе пока отсутствует.
Известный американский ученый Ф. Боас справедливо полагает: отнесение действия к начальным временам - постоянная черта мифологического жанра.
Пока этого достаточно. В дальнейшем мы все более и более будем убеждаться в том, как искусно и органично вводится мифологическая картина мира в образную структуру произведения.
Возможное продолжение в следующих постах
Станислав Убасси
Убасси,
Нарспи,
опус,
Чувашия