Sep 30, 2014 14:27
ОПУС 9. ПОДСТУПЫ К ТЕМЕ: БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ "ХАОС-ПОРЯДОК"
(черновые наброски возможной книги)
Продолжим чтение первой главы поэмы.
Тусем, сăртсем хуп-хура
Юрĕ кайса пĕтнĕрен,
Тухать курăк çăп-çăра
Хĕвел хытă хĕртнĕрен.
(Букв. перевод: Холмы и горы черным-черны/ Оттого, что снег сошел/ Выходит трава густым-густа/ Оттого, что Солнце ярко жгет).
До удивления простая картина. В природе наступает временный хаос. Период временного хаоса, именуемый «весной», необходим природе для рождения нового порядка, имя которого - «лето». Я не случайно выделили эти два времени года. И тут следует заметить: в булгаро-чувашском календаре (как, впрочем, во всех восточных календарях) было всего два времени года: «зима» и «лето». Зимой Природа умирала (отдыхала, уходила в спячку). Летом она возРОЖДАЛАСЬ для новой жизни. И так ежегодно, циклично, повторяемо Природа демонстрирует рождение и смерть.
Архетип повторяемости имеет своей сутью знак предсказуемости. Предсказуемая повторяемость - гарант защищенности, комфорта. Это знак порядка. Данный архетип в произведении будет проявляться повсеместно. Нам же здесь важно обозначить его истоки, связанные с природными началами бытия.
А как же явление осени, приход весны? - спросит читатель. Дело в том, что «весна» и «осень» как времена года Природе не свойственны (поэтому они и отсутствовали в древних календарях). Это переходные периоды от « зимы» - к «лету» и от «лета» - к «зиме».
Что такое переходный период с точки зрения архетипов?
1)Переходный период характеризуется еще не устоявшимся порядком, когда предыдущий порядок рушится, а новый еще не вступил в свои права.
2)Архетип переходного периода есть код, шифр, который природа закладывает во все стороны человеческого бытия и его восприятия нашим сознанием.
3)Примеры. Скажем, переходный период подросткового возраста, когда ребенок покидает время, именуемое детством, и приспосабливается к жизни во взрослом своем качестве. Для него характерна неустоявшася психика, угловатость движений, перестройка внутренних органов и т.д. Или взять переходный период в обществе от одной системы к другой (скажем, от социалистической модели - к капиталистической); здесь также налицо проявление временного хаоса, как мы говорим, издержек переходного периода. А разве не то же самое наблюдается в природе? Более того, именно природные законы проявляются в рписанных случаях.
Вернемся к описанию начала весны в «Нарспи».
…Тусем, сăртсем хуп-хура
Юрĕ кайса пĕтнĕрен…
(Холмы и горы черным-черны/ Оттого, что снег сошел…)
Это уже разрушение зимнего порядка. Воображение читателя живо откликается на описание весны и готово дополнить это короткое описание картиной грязных дорог, неустоявшейся погодой, непредсказуемым дождем, мокрым снегом… То есть здесь налицо отсутствие определенности, налицо состояние природного хаоса.
К данной теме - противостоянию Хаоса и Порядка - мы неоднократно будем возвращаться, здесь же нам было важно обозначить: 1)некоторые особенности данного архетипа; 2)всеобщую генерацию данного архетипического (природного) кода во все стороны человеческой жизни; 3)осознанность данной масштабной темы самим автором (в дальнейшем бинарная оппозиция Хаос-Порядок проявится с особой силой).
Станислав Убасси
Возможное продолжение в ближайших постах
Убасси,
Нарспи,
опус,
Чувашия