Некоторые считают, что настоящих колокольчиков в Сибири быть не может. Климат не тот. Правда ли это? Про настоящие колокольчики из Европы, из Кавказа, в определителях пишут, что они и декоративные и лекарственные и съедобные, а местными народными названиями на всех языках можно заполнить страницу. О сибирском сказано, что значение его кормовое и то сомнительное. Если разборчивая корова встретит колокольчик на европейском лугу, она съест его с наслаждением, закрыв глаза от удовольствия. Кто же станет есть сибирский колокольчик, если он ощетинился с ног до головы, даже придатки прицветников откинулись назад. У истинного колокольчика, ботаники говорят, типового, листья широкие, у сибирского вида они узкие, вполне невзрачные. А цветки?! Любой цветовод ищет сорта с крупными колокольчиками. А сибирский колокольчик и сам ростом не вышел, и цветы его некрупные, узкие, свисающие вниз, словно на судьбу жалуются.
Но погодите судить опрометчиво. Да, цветки его направлены вниз, но это хорошая защита от дождя, не нужно лишний раз открываться и закрываться. Цветки небольшие, зато в густой метелке, их много, много будет и семян, ведь в отличие от других, сибирский колокольчик живет только два года. А вот если определить цвет этого колокольчика, задумается и ботаник. Одним словом, цветы его живописны, оттенки неуловимы и мерцают, нет, не всеми цветами радуги, только холодными тонами: они и фиолетовые и лиловые, и сине-фиолетовые и сине-лиловые, в них нет глупой голубизны незабудок или небесной синевы василька, абсолютно одинаковой под небом. Обычно сибирские колокольчики одиноки, но если человек создаст условия, например, уберет конкурентов, сгребая землю до глины при строительстве автотрасс, то колокольчик покажет себя во всей красе: до самого леса обочина будет … фиолетово-лиловой или сине-фиолетовой.
И, вообще, читатель, что для вас русская земля? Конечно, это не дремучая тайга севера, это лесостепь. Не случайно наши друзья-враги были степняки и с вождями степняков породнились наши князья, и подчас гордятся своим происхождением. Самая русская для меня из всех рек это Ока. Она в сердце, Волга где-то на границе. И понял я, что такое русская земля, еще школьником попав в заповедник под Серпуховом. Там уже двести лет не умолкает восторг ботаников, встречающих, так называемую «Окскую флору». Участок южных степей в самом сердце России. Беспечные туристы приезжают туда, чтобы полюбоваться на зубров, а самого главного они не замечают. На южной границе заповедника, в знаменитых Долах, на опушке соснового бора среди ковылей цветут русские рябчики , степная вишня и … сибирский колокольчик. Хорошо, что Московский университет смог оцифровать свой гербарий и сегодня в Линево мы можем заглянуть в древние листы, например, в 1820 год, когда впервые нашли этот колокольчик, а через сто лет его уже собирал для университета профессор Павел Смирнов со студентами. Наблюдают за сообществом колокольчиков и сегодня сотрудники заповедника. Да и вообще слово лесостепь, родные места колокольчиков, придумал сибирский ботаник Порфирий Крылов.
Что касается строения цветка, сибирский колокольчик ничем не отличается от европейских. Если вы загляните в его недра летом, то увидите всегда одну картину - длинный столбик пестика. А где тычинки? Они сморщились и прекратили существование еще в бутонах, поэтому опыление только перекрестное. Эту картину наблюдал и пытался объяснить еще в конце восемнадцатого века великий Шпренгель, и, однако, картину эту до конца ботаники не понимают и сегодня, находят все новые особенности и уверены, что такие тонкости в опылении есть только у колокольчиков.
И все-таки, почему он сибирский? Линней дал ему название в знаменитой книге по листу гербария, привезенного из Сибири. Скорее всего, это был гербарий Иоганна Гмелина. Именно в Западной Сибири этому виду нравится, здесь он обычен, а в Иркутске он уже в Красной книге, как и в Европе. Обычен он и возле нашего поселка все лето. Если вы хотите увидеть истинный, дикий колокольчик, приезжайте в многоцветную Сибирь. Не пожалеете