Современная волынская иконография

Apr 20, 2017 14:02

Наверное, каждому приходилось сталкиваться с таким явлением, когда с недавно умершего человека близкие к нему люди пытаются делать своего рода икону, происходит своего рода посмертная канонизация человека в глазах родственников или близких.
Нечто подобное приходится наблюдать среди духовенства и мирян УПЦ Московского Патриархата на Волыни.
В данном случае речь идёт про недавно умерших митрополита Луцкого и Волынского Нифонта (Солодуху), и протоиерея Валентина Негоду.
При чём, покойным современные "церковные идеологи проукраинского крыла УПЦ(МП)" пытаются приписывать те качества, которые бы идеально вписывались в современную политическую конъюнктуру, и которые приближали бы их к пантеону украинских национал-патриотов: мол, покойные любили превыше всего Украину и её народ (странно, в таком случае, а почему же не Бога? почему не ближних своих?), были "проукраински ориентированными", и даже якобы терпели преследования в советский период за своё "проукраинское" мировоззрение. Как бы, пытаются рисовать с них своего рода иконы в желто-синих тонах.
Тем, кто близко знал покойных, такое читать - и грустно, и смешно. Да, безусловно, умершие духовные подвижники уважали украинский народ и украинский язык, не отрекались от своей национальности, однако они ни в коем случае не превращали "украинство" в своего рода идола, кумира для поклонения. Не использовали свою "украинскость" для антирусских или русофобских выпадов. И они, разумеется, как и все нормальные церковные деятели, были чужды всякой политике.
Но ведь находятся молодые люди, которые, будучи не знакомы с деятельностью этих церковных достойников, слепо верят тому, что про них печатают с подачи прот. Валентина Марчука и его команды, а также с подачи других якобы "поинформированных" и "знающих" лиц.
Пропагандистские публикации, призванные показать "национал-патриотическое лицо" очередного деятеля - это своего рода "индульгенция" перед властями, чтобы они дальше не инициировали захваты храмов. Так, своего рода "индульгенцией" для властей стало объявленное Нифонтом 6 апреля 2015 года завершение сбора средств на АТО, когда было собрано более 1 миллиона гривен в Волынской епархии. Действительно этот факт показывает, что УПЦ(МП) поддерживала АТО? Думаю, вряд ли. Скорее всего, это был тактический шаг, направленный на то, чтобы смягчить политику новых властей, остановить межконфессиональное противостояние при помощи властей, и предотвратить новые захваты храмов, в которых те самые власти прямо или косвенно были замешаны.
Из неофициальных источников известно о том, что Нифонт через одного из посредников (Ярослава А.) передавал деньги на поддержку деятельности "Правого сектора" - той самой структуры, которая захватывала храмы УПЦ-МП в соседних Ровенской и Тернопольской области. Однако этот шаг также был обусловлен не сознательным выбором со стороны Нифонта, а скорее всего, обычным страхом, желанием оградить себя от возможных провокаций, "откупиться".
Про Валентина Негоду пытаются утверждают, что он и его родственники были репрессированы за антисоветскую деятельность, за принадлежность к секте леонтьевцев, и так далее. Хотя никаких документальных подтверждений, точных и достоверных, эти пропагандисты из окружения Марчука не приводят. Не потому ли, что таких доказательств просто в природе не существует?
Патриотизм, национализм, и другие "измы" - вообще, должны ли существовать в Церкви? В целом, Церковь всегда исповедовала идею небесного Отечества, а не земного, хотя и учила покоряться властям.
Соответственно, любая пропаганда антиукраинских взглядов, украинофобии и сепаратизма - это грубое нарушение церковных канонов. Равно как и пропаганда радикального украинского национализма. Здесь уж не должно быть никаких двойных стандартов, и нельзя одно считать грехов, а другое - таковым не считать...
Previous post Next post
Up