Последнее десятилетие проектирование самолетов ведется в «цифре». Это позволяет быстрее освоить их производство на станках с числовым программным управлением. Сегодня корпорация «Иркут» внедряет цифровые технологии и в систему послепродажного обслуживания авиационной техники.
Недавно одно из предприятий ОАК участвовало в тендере на поставку нового самолета военно-воздушным силам иностранного государства. «Каково же было наше удивление, когда две трети тендерных требований, многие десятки страниц текста, касались не столько тактико-технических данных самолета, вооружений и цены, а мероприятий по послепродажному обслуживанию и поддержке его летной годности. При сходных возможностях самолетов - тактико-технических характеристиках, вооружениях и цене - часто именно фактор послепродажного обслуживания становится определяющим при принятии решения о заключении контракта», - говорит Константин Костромин, директор департамента управления жизненного цикла издания ОАК.
В наш обиход сегодня прочно входит понятие жизненного цикла изделия. «В стоимости самолета для конечного заказчика затраты на проектирование и производство составляют не более 40 %, остальное формируют послепродажное обслуживание и ремонты», - категоричен Костромин.
На протяжении десятков лет все наиболее важные сведения как о производстве каждого летательного аппарата, так и его последующей эксплуатации заносились на бумагу. В журнал подготовки самолета, учетные карточки от руки вносились многочисленные данные - о подробностях каждого задания, замене ключевых блоков и деталей.
На фото: сборка новых самолетов на Иркутском авиационном заводе.
Некоторое время назад корпорация «Иркут» перешла на ведение так называемого «электронного личного дела» для всех выпускаемых учебно-боевых самолетов Як-130. Параллельно с фиксацией на бумаге многочисленных сведений обо всем жизненном цикле машины - от проектирования, производства и комплектации производства до данных о полетах (продолжительность, поведение в небе как самой машины, так отдельных агрегатов) - ту же информацию хранить и в цифровом формате. Теперь авиационные специалисты оснащаются специальными ноутбуками, которые в автоматизированном режиме позволяют осуществлять сбор, обработку и передачу в корпорацию и ВВС параметры о каждом полете и техническом состоянии систем и агрегатов.
Работа над проектом перевода послепродажного обслуживания в цифру длилась около десяти лет. Требовалось не только выбрать разработчика, создать программное обеспечение, выделить защищенные каналы связи, но и наладить взаимодействие между многочисленными службами - от конструкторского бюро и производственников до заводов-поставщиков комплектующих изделий, специалистов гарантийных бригад и технического обслуживания. Особая роль уделяется вопросам обеспечения информационной безопасности - обмен данными производится строго по защищенным каналам связи, а доступ к каждому разделу информации строго регламентирован.
«При создании информационной системы интегрированной логистической поддержки корпорация “Иркут” преследовала сразу несколько целей - кардинально повысить качество и надежность авиационной техники, а также существенно снизить стоимость ее эксплуатации», - говорит Юрий Калинин, руководитель сектора информационно-управляющих систем дирекции послепродажной поддержки военной авиатехники корпорации «Иркут».
Сегодня в подразделениях корпорации «Иркут» в Москве, Иркутске и Жуковском, а также у специалистов гарантийных бригад, представителей промышленности в местах базирования авиационной техники (АТ), заводов-поставщиков комплектующих изделий, работающих в режиме удаленного доступа оборудовано более 140 рабочих мест. После выполнения безопасного входа в систему в считанные секунды о конкретном самолете можно узнать все - в какой комплектации и когда машина собиралась, сколько времени провела в воздухе, оставшийся ресурс, необходимость замены блоков и выполнения необходимого технического обслуживания. Руководителям в режиме реального времени видны многочисленные данные - об эксплуатации АТ производства корпорации, надежность систем и агрегатов практически всех поставщиков комплектующих изделий. Головным разработчиком информационной системы «Иркута» по «оцифровке» послепродажного обслуживания является российское научно-производственное предприятие «Эрлан», имеющее богатый опыт работы в данной сфере: эта фирма является ведущей и ее программные продукты используются более чем в 50 авиакомпаниях Российской Федерации и странах СНГ.
Безопасность - превыше всего
Самый важный аспект перехода на «цифру» при послепродажном обслуживании - безопасность полетов. Например, когда некоторое время назад система тестировалась в эскадрилье «Русские Витязи», перед вылетом в заграничные командировки инженерно-технический состав в считанные минуты мог оценить остающийся ресурс самолетов - какие агрегаты в течение какого срока могли еще исправно работать, что нужно поменять. Данные о ресурсе всех самолетов и его оборудовании выдавались информационной системой в автоматизированном режиме с учетом прогноза.
Также электронная система позволяет фиксировать неполадки во всех деталях и агрегатах. Как показала практика эксплуатации самолетов, одинаковые комплектующие могут по-разному вести себя в разных условиях - африканских песках, влажном азиатском климате или относительно нормальном климате средней полосы России. Анализ всей собираемой информации позволяет в кратчайшие сроки выявить особенности эксплуатации АТ в различных климатических условиях и обоснованно разработать мероприятия по адаптации к этим условиям с оценкой их эффективности.
«На глазок» не работает
Особенно актуальным в настоящее время является решение задачи снижения стоимости эксплуатации АТ при обеспечении требуемого уровня ее исправности. Во многом эта задача решается формированием оптимального состава так называемых «технических аптечек», т.е. набором необходимого на заданный период эксплуатации различных запасных частей. При этом под оптимизацией понимается определение рациональных объемов (отсутствие избытка предметов снабжения и возникновение их дефицита), а также дисциплина (порядок) самих поставок, обеспечивающих исправность АТ и возможность ее применения по назначению. «Цифра» позволяет в считанные минуты определить ресурс самолета, выявить необходимость комплектации нужными деталями. Традиционная система, когда запас комплектующих «аптечки» иногда определялся «на глазок», уже не работает.
При большой серии - к сегодняшнему дню на электронную систему переведено более 100 самолетов - экономия при правильном планировании закупок и снабжения запчастями может составлять миллионы долларов в год. Вслед за Як-130 «электронные дела» заводятся и на другие самолеты, выпускаемые корпорацией «Иркут».
Система интегрированной логистической поддержки
Снижение стоимости эксплуатации авиационной техники (технического обслуживания и ремонта) обуславливается следующими основными составляющими внедряемой системы интегрированной логистической поддержки:
•проведением на этапе конструирования, производства и эксплуатации качественного анализа логистической поддержки (АЛП), представляющего собой технологию всестороннего исследования, как самого самолета, так и вариантов его эксплуатации (виды и формы технического обслуживания и ремонта), выбором и порядком использования потребных ресурсов (материальных, трудовых, временных, людских) для обеспечения эксплуатации;
•оперативным определением достигнутых на этапе эксплуатации характеристик (мониторинг) с отработкой соответствующих корректирующих решений по техническому обслуживанию и ремонту (доработка по бюллетеням, модернизация и т.д.);
•совершенствованием системы материально-технического обеспечения;
•использованием электронной интерактивной эксплуатационной документации, позволяющей устранить значительные трудности при поиске необходимых сведений, касающихся эксплуатации, обслуживания, устранения неисправностей и т.д., а также при взаимодействии поставщика и заказчика.
К примеру, обеспечение высокой надежности изделия приводит к тому, что его приходится реже и с меньшими трудовыми и материальными затратами поддерживать в работоспособном состоянии за счет его безотказности, ремонтопригодности и эксплуатационной технологичности, а также дольше использовать по назначению с меньшими затратами на выполнение ремонтов (долговечность), а, следовательно, и снизить стоимость эксплуатации.
Рациональная организация технического обслуживания (выбор объема и периодичности регламентных работ) и материально-технического обеспечения с корректировкой регламентов технического обслуживания и оптимизацией запасов предметов снабжения (запасных частей, расходных материалов, принадлежностей) в процессе эксплуатации также приводит к существенному сокращению стоимости эксплуатации. При этом под оптимизацией понимается определение рациональных объемов (отсутствие избытка предметов снабжения и возникновение их дефицита), а также дисциплина (порядок) самих поставок, обеспечивающих исправность авиационной техники и возможность ее применения по назначению.