Начинаю серию постов о нашем весеннем отпуске. И начну с заповедника Аскания Нова, вернее, с его истории. ;)
История Аскании Новы начинается в далеком 1828 году, когда Николай I за бесценок (по 8 копеек за 1 га) продет немецкому герцогу Фердинанду Фридриху Ангальт-Кетгенскому земли в Причерноморье. И к далекому южному морю потянулись повозки переселенцев, которые основали здесь овцеводческое хозяйство. В 1841 году землевладелец называет свое причерноморское имение «Аскания Нова», в честь своего родового имения Аскания. Однако дела в новом имении идут через пень колоду. И в 1856 году после смерти герцога имение Аскания Нова (57 тысяч десятин) приобретает Фридрих Фейн, "король овцеводства" юга Российской империи, один из самых зажиточных землевладельцев Таврической губернии.
(Фридирих Фейн, фото найдено в сети)
Фридрих Фейн целеустремлен, богат, трудолюбив, однако у него нет наследника. Но Фридрих видит "цель и не видит преград". Он выдает свою единственную дочь Элизабет за Иоганна Пфальца (Фальца), и подает прошение на высочайшее имя, чтобы молодые носили фамилию Фальц-Фейны. Прошение было удовлетворено. У молодых рождаются дети.
(Иоганн Пфальц, фото найдено в сети)
Так уж выходит, что двое из сыновей Иоганна и Элизабет влюбляются в Софью Кнауф, дочь самого богатого в Екатеринославе немца-коммерсанта. И оба просят просят ее руки. Софья выбирает младшего - Густава. Сыновья возвращаются к себе в имение, и рассказывают новости главе семьи - Фридриху Фальцу. Тот запрещает Густаву жениться раньше старшего брата Эдуарда (это в те времена было вопиющим нарушением обычаев). Густав и Софья были готовы ждать, пока Эдуард найдет себе другую невесту. Но в дело вступают практические соображения (такое приданное нельзя упускать, вдруг молодые разругаются!), и дед едет в Екатеринослав, договариваться о свадьбе старшего сына. Расстроенный Густав отправляется за границу, а Софье приходится подчиниться...
После свадьбы Эдуард пускает приданое жены на развитие дела, а та прилежно исполняет обязанности верной жены. Она ведет домашнее хозяйство, рожает мужу детей, занимается их воспитанием и образованием. Однако любви в семье нет.
Замкнутый и неразговорчивый Эдуард Фальц-Фейн ищет отдушину в работе. Кроме овцеводства Фальц-Фейны занимаются садоводством и прицеводством. Ежегодный оборот семьи составляет около 3 млн. рублей серебром. Фальц-Фейн был строгим, но справедливым работодателем. Расчеты с работниками происходят всегда вовремя и честно, работники обеспечиваются бесплатным медицинским обслуживанием, для их детей созданы ясли, дети постарше бесплатно обучаются в начальной школе. Скупой в личных и семейных расходах (от жены он требует экономить на всем, включая отопление и освещение, младшие дети донашивают одежду старших) Эдуард с удовольствием занимается благотворительностью (тратя на нее до 40000 рублей в год!) и общественной работой.
Так продолжается 14 лет. Трудно сказать, как умная, образованная, живая и ироничная Софья Крауф смогла вытерпеть так долго. Но кончилось все тем, что она оставила мужа и отправилась в Вену... к Густаву. Все эти годы она продолжала его любить. Как оказалось, он тоже не забыл свою юношескую любовь. И влюбленная пара отправилась путешествовать по Европе. Скандал в обществе был страшный. Однако Эдуард Фальц-Фейн на это никак не отреагировал, он, кажется, совсем махнул рукой на семейную жизнь. И все реже и реже появлялся в семейном имении, куда сначала зачастил, а потом и вовсе переселился Густав. Такие отношения продолжались довольно долго. Пока 1883 году Эдуард Фальц-Фейн довольно неожиданно скончался в возрасте сорока четырех лет. В предсмертном завещании он просит Густава заботиться о своей жене и детях. Выдержав положенный траур Густав и Софья поженились.
Жизнь семьи круто изменилась, никакой бережливости и скупости, в имении Преображенском выстроен новый дворец, организуются балы и приемы. В имении часто гостит друг семьи Иван Айвазовский. Это были самые счастливые годы в жизни Софьи и Густава. К сожалению, их узаконенное счастье длилось не долго. В 1890 году, едва отпраздновав свое сорокапятилетние, Густав умирает, оставляя Софью наследницей огромного состояния. Та берет власть в свои руки. Железной, но справедливой рукой она будет руководить огромным хозяйством до самой революции. Пока в 1919 ее жизнь не оборвет оголтелая матросня. Желая поживиться они долго искали ее богатство, но ничего не нашли - все деньги были вложены в дело. Подробнее о Софье Богдановне Фальц-Фейн можно прочитать
здесь и
здесь.
Но все это будет потом, а пока у Софьи и Эдуарда 16 апреля 1863 г. рождается первенец, которого в честь деда назовут Фридрихом. Любовь к природе мальчику привил дедушка, большой любитель природы, и учитель - француз Конрадс. За отлично сданные экзамены за курс Херсонской гимназии, Фридрих получил от отца разрешение на устройство первой вольеры. За ней вскоре последуют и другие...
(Фридрих Фальц-Фейн, фото найдено в сети)
"Молодой Фальц-Фейн заканчивает естественное отделение Дерптского университета, в каникулярное время осматривает все известные зоопарки мира. В 1889 г. он посетил Всемирную выставку в Париже, где познакомился с известным ученым Сент-Хилиром. «В Вас, - сказал ему собеседник, - счастливо сочетаются любовь к природе, знания, энергия и наличие необходимых средств для выполнения ваших планов!» В 1885 г. Фридрих посадил первые деревья, давшие начало ботаническому парку. Через четыре года он запретил распахивать первый заповедный участок. В 1898 г. он заповедал еще два громадных участка в 100 и 500 десятин, а затем еще три участка в имениях братьев, стал тратить крупные суммы по 20-40 тыс. рублей на зоопарк, где работало до 100 человек. В 1890 г. создал крупный краеведческий музей. Фридриха прозвали за глаза малохольным." (
https://artkavun.kherson.ua/pamjat_o_falts_fejne_i_ego_dele.htm)
С 1897 года он создает зоопарк и дендропарк, с 1898 года - естественный музей. Самая большая ценность в этих краях - вода. И для полива были пробиты 70 метровые скважины, из которых при помощи мощного насоса выкачивалось по 300 тысяч ведер воды ежедневно. Позже Фридрих Эдуардович провел в Асканию водопровод, телеграф, телефон, электрическое освещение, построил почту, больницу, создал большую библиотеку.
Почти все свое время Фридрих Эдуардович посвящает своему любимому детищу. Его первая любовь - Серафима - трагически погибла, и Фридрих так и не женился. Правда, у него был внебрачный сын, которого Фальц-Фейн признал.
В память о погибшей возлюбленной Фридрих заказал мраморный фонтан-статую, чтобы его Серафима всегда была с ним.
Первое время мать Софья Богдановна и управляющий имением Подоба противились природоохранным начинаниям Фридриха. Став полновластным хозяином Аскании, Фридрих сразу выгнал Подобу и полностью подчинил хозяйственные интересы природоохранным и научно-биологическим. Так появился в первый в Российской империи степной заповедник.
Мать поняла и одобрила страсть сына. Прибыль от продажи овец и шерсти он пускал на развитие заповедника, зоопарка, дендропарка и биологических исследований (по 20-40 тысяч в год). Охрана природы и биология стали в Аскании при Фальц-Фейне делом номер один.
Хозяин Аскании был весьма суров. Слово его было в заповеднике законом. Но ведь он и сделал то, что не удавалось ни одному европейцу. В его зоопарке обитало 58 видов млекопитающих, 154 вида птиц (добрая половина доставлена с других континентов), - всего около двух тысяч животных. Рассказывают, толстые ручные дрофы (очень пугливая и недоверчивая птица, которую очень трудно размножать в неволе) бегали за ним как индюки, дергали за «платье», требуя лакомства. Таким и изобразили его на памятнике, установленном сейчас на территории усадьбы заповедника.
Во время революции 1905 года по южным областям прокатилась волна крестьянских волнений. Многие имения, в том числе и Фальц-Фейнов были сожжены. Справедливо беспокоясь о судьбе своего любимого детища Фридрих просит у таврического губернатора определить к нему на постой человек 20 казаков, которые вместе со служащими смогли бы дать отпор бушующей толпе. Прошение было удовлетворено, и заповедник остался нетронутым.
Весной 1914 г. заповедник посетил Николай II. Царю здесь очень понравилось. В письме к матери он писал: «Удивительное впечатление, точно картина из Библии, как будто звери вышли из Ноева Ковчега». Вернувшись в Петербург, Николай II подписал указ о возведении Ф. Э. Фальц-Фейна в потомственное дворянство. Так Фальц-Фейны стали дворянами. Это был единственный за всю российскую историю случай, когда дворянство было получено за любовь к животным. Покидая заповедник, Николай собирался вскоре еще раз приехать туда вместе с сыном. Но началась Первая мировая война...
С началом войны в Российской империи была издана вереница «антинемецких» указов: вся германская собственность ликвидировалась, немцам запретили говорить на родном языке, собрание более чем двух немцев объявлялось вне закона. Лошадей конфисковывали на нужды армии, свиней регистрировали, почтовых голубей заставляли переписывать, а запускать их запрещалось. Конечно, почувствовали на себе это и Фальц-Фейны. Несмотря на возникшие сложности в заповеднике продолжается серьезная научная работа. Но тучи сгущаются.
В начале 1917 г. Фридрих Эдуардович отправляется в Москву. Там он принимает участие в создании Общества охраны природы. А еще он мечтает открыть лесной заповедник в своем белорусском имении Налибоки, где в то время еще водились бобры, практически исчезнувшие в России.
Однако власть в Российской империи переходит к народу, и в стране начинается хаос. При поддержке Временного правительства в Асканию был направлен комиссаром ботаник И. К. Пачоский, а в декабре 1917 г. - путешественник П. К. Козлов, усилиями которых уникальный памятник природы чудом удалось уберечь от разгрома. А вот белорусское имение Налибоки Фальц-Фейну сохранить не удалось. Там были выбиты все бобры, исковеркан древний лес.
Хозяина заповедника в Москве арестовывают большевики по подозрению в шпионаже в пользу Германии. В тюрьме с ним случается первый инсульт. После нескольких месяцев в Бутырской тюрьме, благодаря протестам ученых биологов, Фридриха Эдуардовича освобождают. Не став испытывать судьбу, он сразу же уезжает в Германию. Где какое-то время живет в Берлине, участвуя в работе природоохранной комиссии профессора Конвенца. Однако здоровье становится все хуже и хуже. После известия о смерти матери из-за болезни сердца Фальц-Фейна помещают в санаторий профессора Даппера в Бад-Киссингене, где 2 августа 1920 г. скоропостижно скончался от сердечного приступа. Хоронят его в Берлине, на его памятнике изображены два степных орла (его любимые птицы), а надпись гласит: «Здесь покоится знаменитый создатель Аскании-Нова».
(Фото найдено в сети).
А в это время в стране бушевала Гражданская война. Здесь в Херсонских степях власть менялась чуть ли не каждый день. И каждый, кто успевал на некоторое время ее удержать, норовил прибрать к рукам лакомый кусочек заповедной степи. Но даже в то мятежное время нашлись люди, которым была небезразлична судьба Аскании. В апреле 1919 г. председатель РНК Украины Христиан Раковский подписал постановление «Об объявлении бывшего имения Фальц-Фейна Аскания-Нова природным заповедным парком» А в 1921 г., согласно еще одного постановления РНК, Аскания-Нова приобрела статус государственного степного заповедника.
В годы Великой Отечественной войны на территории Аскании находился штаб немецкого фельдмаршала Манштейна. При отступлении часть животных увезли в Германию, часть просто расстреляли, в том числе ценнейшие экземпляры. Оставшиеся животные прямо в вольерах были раздавлены танками, уцелевшим удалось вырваться в степь. Был разграблен музей заповедника, коллекция чучел животных, коллекция насекомых, сожжена научная библиотека, уничтожен редчайший гербарий. Полностью уничтожен и вытоптан ботанический сад. На территории заповедника производились массовые расстрелы...
(памятник расстрелянным парашютистам на территории дендропарка).
После войны здесь дислоцировались уже советские войска. Но о сохранении биоразнообразия они тоже особо не задумывались. Ситуация с заповедником была настолько тяжелой, что о ней доложили Сталину. Несмотря на послевоенную разруху, Иосиф Виссарионович распорядился оставить заповедник в покое, приказал выделить фураж, а также сетку и проволоку для ограждения.
Заповедник процветал вплоть до развала Советского Союза. Ну, а потом... снова тяжелые времена. К счастью, в это время на помощь заповеднику пришел... барон Эдуард Фальц-Фейн. Да, да, племянник основателя заповедника. Он пожертвовал на развитие заповедника 100 тысяч долларов. К сожалению, не все они были потрачены с толком, но... "Меценат пожертвовал на развитие заповедника 100 тысяч долларов - вспоминает Виктор Гавриленко, нынешний директор заповедника. - Но по закону мы должны были обменять эти деньги на тогдашние карбованцы по низкому официальному курсу Нацбанка (реальный курс в обменниках был почти втрое больше). А тут еще грянула инфляция. Во общем долго мы потом объясняли различным комиссиям ( а было семь проверок) куда делись деньги. И чистая правда к счастью была подтверждена."
К счастью, замалчиваемые в советские времена имена сейчас возвращаются (а их, на территории Украины не просто много, а очень много!), и сейчас заповедник носит имя своего создателя.
И теперь уже к сожалению, сейчас снова непростые времена, а знаменитый меценат в прошлом году трагически погиб в возрасте 106 (ста шести !!!) лет... Правда, заповеднику помогает внук его основателя, координатор сельского хозяйства княжества Лихтенштейн (ага, сын того самого незаконорожденного сына), но он, к сожалению не так богат и не настолько щедр, как его покойный дядя. Впрочем, ОГРОМНОЕ СПАСИБО и низкий им поклон за любую помощь!!! Особенно если вспомнить, как обошлись с их родными, здесь на Родине...
О бароне Эдуа́рде Олеге Алекса́ндровиче фон Фальц-Фейне (титул барона получил именно он, при получении гражданства княжества Лихтенштейн) можно прочитать
здесь и
здесь. Обязательно туда загляните! У меня пост уже и так огромным получается, а рассказать об этом интереснейшем человеке коротко не получится...