Киево-Печерская лавра - один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси. Одна из важнейших православных святынь, третий Удел Богородицы. Символ Киева. И просто очень красивое место, где можно немного погулять или провести целый выходной день.
В Лавре множество интересных мест и я попытаюсь постепенно рассказать о моих любимых. И хочу начать с самого красивого на мой взгляд - Трапезной церкови Св. Антония и Феодосия Печерских с палатой.
Трапезная церковь Киево-Печерской Лавры. Фото из Википедии.
Трапезная палата с церковью - самый молодой храм Киево-Печерского монастыря. Построенный в 1895 году по проекту архитектора Владимира Николаева в неовизантийском стиле, он стал третьим по счету трапезным храмом Лавры. В основу проекта Николаев положил Софию Константинопольскую. Трапезная церковь уникальна своим огромным куполом диаметром 20 м., который является самым большим куполом на Украине, не имеющим внутренней опоры.
А это виды на церковь с юга и северо-востока.
И западный фасад Трапезной палаты.
Кроме купола церковь уникальна и своим внутренним убранством, разработанным Алексеем Щусевым. Орнаментальная живопись храма и палаты выполнена в стиле модерн и это уникальный образец украинского модерна в культовом искусстве.
Над украшением храма работали живописцы Иван Ижакевич, Григорий Попов, А. Лаков. Самая значительная и лучшая часть росписей храма и палаты выполнена Григорием Поповым. Он также написал все иконы для иконостаса.
К сожалению, в самом храме темно и фотографии даже отчасти не передают строгую гармонию "Нагорной проповеди" и "Насыщения пяти тысяч".
А большие настенные композиции «Чудо в Эммаусе »и «Чудо на Тивериадском озере » в Трапезной палате удались Попову еще лучше.
Еще несколько фотографий церкви, в том числе и мраморный иконостас выполненный в псевдорусском стиле по проекту Щусева. Белый каррарский, розовый и серый мрамор привезён из Италии, зелёный - из Британии. Замечательная ажурная каменная резьба - работа киевского каменных дел мастера Дрекслера.
Роспись купола.
Оформление перегородки между церковью и палатой и изящная лесенка на хоры.
В церкви сохранился также уникальный майоликовый пояс.
Трапезная палата в хорошую солнечную погоду производит вообще оглушающее впечатление.
Я почти не показываю росписи потолка палаты, которые были полностью утрачены и затем восстановлены по чертежам Щусева и довольно удачно. Зато два больших мозаичных киота оригинальные.
Орнаменты.
И еще немного Лавры в последний теплый день этой осени.
В следующий раз посмотрим музей исторических драгоценностей Украины.