ПВД1-Нефтегазовая поездка.

Aug 22, 2017 11:19

...вообще, я планировал длительную и дальнобойную поездку, но Дорогое Мироздание внесло свои коррективы, отгрузив мне полный пакет Абсолютно Необходимых Затрат, после которых остатков средств хватило бы только на памятный магнитик на холодильник, и то, заказанный по почте. Так что маршрут пришлось сократить примерно втрое-вчетверо. Впрочем, даже в таком виде поездка оказалась крайне насыщенной.

1. По местам нефтегазовой славы Украины.
Нет, не Сибирь:) И даже не Запад. Увы, "Дорогое Мироздание" и далее по тексту. Для бюджетной экспедиции пришлось искать места поближе - на месторождениях Харьковской области. Это недалеко и вполне прилично, тем более, что туда ведет известная и замечательная трасса "Москва-Симферполь".

Утром, прикупив чай, выдвигаемся. Замена ДХО на линзованную противотуманку дала эффект: мы уже отражаемся в зеркалах и раздражаем хорошо заметны встречным.



На новой трассе вдоль обочины из асфальта торчат стеклянные шарики.
"Световозвращатели", подумал Erm.
"Краска разметки и так световозвращающая", подумала S.
"Это чтобы сонные дальнобойщики не ехали по линии разметки, как по рельсам", решил Младший.
Хочется обедать, но мы еще не добрались до цели.
[Мертвое озеро в степях Украины]
С поворота на Кегичевку дорога испортилась.Ям, вроде бы, немного, но асфальт настолько крупный, что езда не доставляет никакого удовольствия. Проходим Кегичевку, Антоновку, выходим на грунтовку. Слегка холмистая степь, видимость до горизонта, вышка над скважиной и явный морской запах "в степях Украины".



"Мецеллер" на удивление прилично держится на грунте, навигатор по грунтовкам не навигирует, так что прокладываем дорогу сами. Наконец я замечаю торчащий среди степи паркетник и понимаю, что озеро должно быть где-то рядом. Но где? Проезжаю мимо паркетника, крутя головой и через 20 метров наконец-то обнаруживаю ох.. какую здоровенную воронку и зеркально ровное бирюзовое озерцо! Вот с полусотни метров не увидишь! Как тут без спутникового наведения?



Откуда здесь озеро? [Котик и лампа джпг]Да ниоткуда! Не было его здесь; была степь было Щебекинское газконденсатное месторождение. Глина, соляной купол - и здравствуй, газ с конденсатом! Что за конденсат? Для простого не-нефтехимика это бензиноподобная жидкость, используемая в низкокачественном эрзац-бензине. Это все, что следует знать о нем и местных заправках. Так вот, на этом самом месте комсомольцы-лозоходцы сказали: "сверлить здесь!". Просверлили глину, соль, и газ пошел. Под давлением в 300(!) атмосфер. Это очень много. Баллон с пропаном - всего-то 16 и он может быть сварным, с кислородом - уже 120 и сварка там не допускается. 400 - это такие толстые стальные шарики, которые еще поискать надо. Короче говоря, вышке, технике и всему вокруг сразу стало плохо. С грехом пополам Антоновку эвакуировали, а скважину перекрыли - правда, всего на пару дней. Через два дня соляной купол обрушился, образовалась воронка, быстро заполнившаяся водой, а газ пошел снова и так, что всем стало понятно, что до этого была совсем небольшая утечка. Заткнуть такой пробой не смогли, так что газ попросту подожгли и пару недель горел огромный факел с расходом "город в секунду". В конце концов фонтан заткнули закачанным в скважину бетоном, а озеро осталось.

Останавливаемся у овражка-спуска в воронку, располагаемся для обеда. Само озеро спокойно, но здесь, наверху ветер такой, что не то, что спички - сухой спирт сдувает! Здесь не газовышки, а ветряки ставить надо! Помучавшись с примусом, я вспомнил рецепт разведения костра из 90-х: "если костер (или примус - Erm), несмотря на все уговоры, отказывается разводиться - его обливают бензином и поджигают". Дело пошло веселее и вскоре мы уже обедали и пили чай.



Овражек оказывается единственным спуском к воде, не требующим альпинистской подготовки. У воды лежит заботливо подготовленный деревянный трапик, полезность которого становится понятна почти сразу. Берег глинистый, очень скользкий и если выбраться на берег из воды еще можно, то выбраться чистым - куда сложнее.



То, что озеро уникально, уже понятно, но насколько оно уникально можно ощутить только в воде. Это не Азовская "задумался и случайно перешел по дну в Ростов" лужа. Это "через 10 шагов дно исчезло" - и со всех сторон остается только вода. Где там дно? В 10 метрах? 30? 50? Местные ничего утешительного не говорят. Бездна. Коварная штука - теплая соленая вода хорошо держит на плаву, но с глубиной температура падает и "если что" - как в карьере - "и не найдут". Но сверху вода теплая и ласковая.

Сами берега обжили ласточки со встроенными перфораторами - склоны кратера покрыты сотнями дырок-нор. Некоторые норы расположены под охраной осиных гнезд, так что не стоит верить словам о безжизненности озера - жизнь там весь день носится над водой.



Накупавшись, собираем мусор. Много мусора, целый строительный мешок, большой и громоздкий. Ближайшая мусорка, наверное, в селе, а тащить мешок руками - та еще радость. Вот в машину он поместился бы... Услышав эти мои раздумья, владелец только что подкатившего фордика-универсала бочком-бочком скрывается вместе с машиной в кустах. Эх. Катимся в село. Местные слова "помойка" не знают. Не знают его и в Кегичевке. Наконец жестами и пантомимой нам удается вытряхнуть из аборигена, что "если ехать на Красноград, будет поворот налево и там за вторым зданием будут эти, как их? - Баки? Да, баки!". Да, примерно там они и нашлись, так что с чувством выполненного долга отправляемся дальше.


[Cloverfield]Навигатор выводит нас к селу Крестище. Медленно катимся по разбитой дороге между не менее разбитыми домами, проходим насквозь, проходим Первомайское, до цели уже совсем недалеко, но тут дорога упирается в КПП. Крестищевская газокомпрессорная. Закрытая территория. Неулыбчивый охранник ни о каких достопримечательностях не знает, рекомендует нам возвращаться в Крестище и не маячить здесь. ОК. Здесь я видел неподалеку непривычно шикарную бетонку. Туда мы и направляемся. Идеальная дорога среди разрухи, напоминающая о дорогах "для ракетовозов". Впрочем она тоже упирается в КПП. Здесь нам повезло - охранник с готовностью показал нам, куда следует идти, как пройти и - главное - куда не подходить. "Видите вот там и там трубы? Это действующие скважины; если к ним подойдете - сразу приедет охрана!". Спрятав, опять же по просьбе охранника, мотоцикл где-то на заброшенной колее "на местности", спускаемся вниз на грунтовку.

Что мы ищем на этот раз? Забавно, но здесь тоже была скважина. И тоже был газ. И тоже под давлением в 400 атмосфер, так что скважина именно что "была". И факел тоже был. Но на этот раз было решено тушить его стильно-модно-молодежно - ядреной бомбой. Вот примерно так:

image Click to view



Но получилось немного по-другому:

image Click to view



Вместо "скрытого" подземного камуфлетного взрыва получился не слишком чистый фугас.
Ядреный взрыв в населенной местности. Неплохая достопримечательность - верно, а? А то Припять уже лютый баян...

Проходим мимо скважины, цель должна быть "на три часа", так что сворачиваем с дороги на местность. Я не хочу притягивать постатомную романтику, но я хорошо помню, что такое украинская степь. Редкие холмы, невысокая трава... Это не здесь. Здесь через 20 метров я пожалел, что не взял лопатку, через 50 - мочет; через 100 я понял, что "по местности" мы никуда не дойдем. Это спутанная трава по грудь и по плечи, это кустарники, заменяющие холмы, это черт знает что такое.



Выбравшись на дорогу, идем в обход. От грунтовки отходит колея, трава возвращается к нормальному размеру, газкомпрессорная станция с воем стравливает что-то в атмосферу и тут вдруг колея заканчивается, как ножом отрезанная. Начинается клеверное поле, в котором еще можно угадать следы колеи.





Добираемся до ориентира. "Белый камень" оказывается белым кустом, растущим в овраге. Эпицентр должен быть где-то за ним, но форсировать затопленный овраг не хочется, так что, отметившсь возвращаемся назад.



У мотоцикла нас уже ждет охранник: "А можете показать ваши документы? Номера я уже записал, начальника караула в известность поставил. Кстати, я следил за вами; вы не туда зашли, отклонились немного". Охранник оказался местным, так что история эта была ему известна, он же предложил нам выбираться по грунтовке, но мне на сегодня грунтовок так хватило.



Теперь понятно; мы стояли на краю предполагаемого эпицентра.

Попрощавшись, возвращаемся на трассу. Крестище. Советские эксперты решили, что село не пострадало от взрыва. Не знаю,выглядит оно так, как будто бомбу сбросили именно на него.

Бензин на дне бака, если не дозаправиться, в Полтаве будем ехать на святом духе. Вот только мироздание дает нам очень ограниченный выбор заправок. И да, помним про газоконденсат. Помолившись Омниссии, чтоб два литра "авиаса" не икнулись мотору, заправляемся и уходим в Полтаву.

Трасса частично перекрыта на ремонт; радостно катимся в "воздушном мешке" за фурой и экономим топливо. Я не люблю ездить за фурами - за ними не видно ни-че-го. Но тогда выбора у нас не было - "обгон запрещен", а где разрешен - конвой из полудюжины фур мне не силам. Так что радуемся экономии. Нужда - мать самообмана.

Полтава. Город идеальной гладкости асфальта и хаотически расставленных ям и воронок. Вызывает смешанные чувства.

Мотель "Полтава". Поначалу номер можно даже принять за гостиничный. Постельное белье и температура горячей воды возвращают к реальности - мотель:)

Охранник на парковке наводит нас на кафе "галушка", которое стоит посетить. Действительно, стоит!



Пиво там местное, "Августин". Светлое и темное - отличные, а вот белое стоит пить с осторожностью: оно крепче ожидаемого и обнаруживается это внезапно.

"Кольцевым" автобусом "Центр-периферия-промзоны_на_окраинах-центр" возвращаемся в мотель.

Харківщина, озера

Previous post Next post
Up