111 лет харьковскому электрическому трамваю

Jul 03, 2017 17:20

Оригинал взят у photomandrivnyk в 111 лет харьковскому электрическому трамваю



Сегодня 111 лет харьковскому электрическому трамваю. Но сегодня понедельник, поэтому мероприятия прошли вчера. Хотя, "мероприятия" - это громко сказано, официоза не было. Два энтузиаста-краеведа, известные в Харькове тем, что водят индивидуальные экскурсии, договорились в КП "Харьковгорэлектротранс", через соцсети дали объявление, и набрали несколько групп.

Сразу должен сказать хорошие слова об организации. За несколько дней я позвонил и зарегистрировался на конкретный рейс. В воскресенье днём мне перезвонил оргаиизатор и уточнил, не передумал ли я. Точно в назначенное время экскурсионный трамвай был подан, очередная партия желающих заняла указанные места, при чём, стоячих не было, что обеспечило необходимый обзор по ходу экскурсии. Никакой спешки, толчеи, очередей и прочего нездорового ажиотажа. В общем, ребята, организующие экскурсии под лейблом "Экскурсии для своих", показали себя с самой лучшей стороны, смело рекомендую.
Да, цена вопроса - 120 грн с носа (3-летнего ребёнка разрешили покатать на руках бесплатно). Цена ощутимая, но надо учесть, что кроме работы 2 экскурсоводов в неё вошли аренда трамвая, оплата труда старого опытного вагоновожатого (а молодые работники депо, скорее всего, на таком чуде ездить уже не умеют), а также, парня, который на перекрёстках выскакивал переводить стрелки.

Наш рейс был на 19-30 с отправлением от трамвайного круга на Южном вокзале. Прибыли мы несколько заранее, прогулялись по мосту над ж.д.-путями:



Сюда пока не добралась декоммунизация.
Оформление столбов на въезде на мост:




Одна из секций литой ограды моста:



Въезжающие в город со стороны Киева и по сей день имеют возможность созерцать на стене дома на уровне третьего этажа мозаику с изображением герба Харькова советского периода:



Что тут скажешь...Единство ядерной физики, тяжелого машиностроения и передового сельского хозяйства - лицо советского Харькова, на сегодняшний день, по большей части, уже утраченное. На смену научной мысли и тяжёлому труду пришло ожидание некоего чуда из рога изобилия, что, видимо, и призван символизировать герб нынешний...

Ладно, подходит время нашего рейса, возвращаюсь к трамвайному кольцу, занимаю место на возвышенности возле МакДональдса и жду.
Вот из-за угла вырулил наш вагончик:


Симпатяга.

На следующем фото видно, насколько коротка у него колёсная база - менее половины общей длины:



Причина такого технического решения понятна: в стремлении к простоте конструкции инженеры не стали делать поворотные тележки, обошлись двумя неподвижными осями. А чтобы трамвай легко проходил повороты (которые в условиях города неизбежно достаточно крутые), оси пришлось расположить максимально близко друг к другу. Задача прохождения поворотов была решена, но оборотной стороной стала исключительная чувствительность вагончика к любым неровностям рельсового полотна, как горизонтальным, так и вертикальным. В ходе экскурсии мы имели возвожность прочувствовать это в полной мере: не смотря на то, что скорость не превышала 13 км/ч, трясло и мотало нас немилосердно.

Вот трамвайчик свернул с улицы Красноармейской и остановился на разворотном кольце бок-о-бок с условно современными (во всяком случае, находящими сейчас в эксплуатации) Татрами:


Сразу набежала масса желающих сделать селфи с раритетом, но кое-что удалось заснять без чужих частей тела в кадре.



В конструкции очень широко использовано дерево.
Вообще, если верить сайту "Харьков транспортный", процесс появления данного вагона № 100 даже нельзя назвать реставрацией, скорее, это изготовление вагона по сохранившимся чертежам с использованием некоторых чудом сохранившихся оригинальных деталей. При такой доле дерева в конструкции это совсем не удивительно...

Оконные рамы:







Лобовое стекло. Стеклоочиститель есть...с приводом изнутри специальной ручкой :-)



Предохранительная решётка:



Двери:





Попутно - "театр теней" на борту:



Интерьер, само собой, тоже деревянный.

Передняя площадка-накопитель и рабочее место вагоновожатого. От салона не отделено даже символической шторкой, эргономики никакой, отопителя, насколько я понимаю, тоже:



Задняя площадка-накопитель.
Вообще-то, изначально вагон делался как двусторонний, т.е., имел два места для вагоновожатого и позволял эксплуатацию без разворотных кругов, но при реставрации, очевидно, на восстановлении второго места решили сэкономить.



Крупнее элементы рабочего места вожатого:







Плафончики освещения салона.
С учётом общей аскетичной концепции, даже удивительно, что их так много:



Итак, вагон трамвайный серии "Х":



С этой маркировкой вообще хохма. Если верить интернету, то началось всё с того, что в 1927 году Мытищинский машиностроительный завод (тот самый, в чьих вагонах метро мы ездим до сих пор) представил две модификации трамвайных вагонов со стандартной железнодорожной колеёй 1 524 мм: с мотором и безмоторный (прицепной).
Харьков в те годы как раз переводил трамвайную систему с колеи 1 000 мм на "советскую" железнодорожную 1 524 мм, и в связи с этим заказал большую партию вагонов с мотором. А Москва заказала большую партию вагонов прицепных.
В итоге, моторным вагонам был присовен индекс Х, безмоторным - М, которые и закрепились в массовом производстве.

Заняли места, поехали слушать экскурсию:





Обратите внимание на "удобную" посадку вагоновожатого. И такие вагоны эксплуатировались десятилетиями...





Проехались по Полтавскому шляху до площади Павловской, оттуда на Московский проспект, по которому доехали до площади Восстания, свернули направо на ул. Молочную (бывшую Кирова), затем налево на Плехановскую, по которой доехали до бывшего Коминтерновского трамвайного депо (ныне - вагоноремонтный завод).
Воспользовались путями депо для разворота, заодно помотрели, на "изнанку" трамвайного хозяйства:


Кирпичный домик на переднем плане - будка диспетчера, по словам экскурсовда, примерный ровесник нашего трамвайчика:



Вечереет, и получать качественные снимков, особенно, в трясущемся трамвае, становится всё сложнее.

Движемся обратно.
Стадион "Металлист" в лучах заката:





Один из харьковских "домов со шпилем", наследие сталинской эстетики. Раньше в этом доме размещался кинотерат "Родина":



Возвращаемся на Московский проспект, здесь несколько муралов с портертами знаменитых харьковчан:







К сожалению, из-за неудобного ракурса не смог снять портрет Валентины Гризодубовой.

Возвращаемся к исходной точке сегдняшней экскурсии.
Напоследок ещё раз обхожу наш вагончик:




Задние габаритные огни светят как назад (через красные фильры), так и вперёд-к оси вагогна, но уже белым светом - освещают табличку с номером.



Все селфи сделаны, вагончик отчалил в депо - до следующей круглой даты:



Но полученный заряд позитива и тёплый вечер не позволили просто поехать домой, и мы решили малость "догулять" на площади Контситуции.
Она вообще стала очень приятной после реконструкции



а тёплым воскресным вечером там особенно хорошо.
Люди танцуют под открытым небом



или просто отдыхают



Вот такой вот юбилей с некруглой, но тем не менее красивой цифрой 111.

музеї, Харків

Previous post Next post
Up