О том, что в Харьковском автодорожном институте (сейчас - Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, ХНАДУ) есть Лаборатория скоростных автомобилей, я знал давно. И о том, что туда можно попасть на предмет "поглазеть", и даже бесплатно - тоже знал. Но всё как-то руки не доходили. Но вчера, проходя по ул.Чернышевской с совсем другими целями, увидел на уровне глаз вот такую картину
и решил дальше этот вопрос не откладывать.
Зашёл в центральный вход и у очень благодушно настроенного дежурного быстро выяснил, что да, пройти можно, да, это бесплатно, но поскольку уже пятый час - там скорее всего, уже никого нет. Лаборатория работает с привязкой к учебному процессу, т.е., примерно с 8 до 15, и чтобы осмотреть экспонаты надо просто вежливо попроситься, а уж они сами будут рады любому интересующемуся.
Сегодня в районе 13 часов эта информация была проверена лично.
Итак:
заходим в центральный вход, идём прямо в арку, попадаем во внутренний двор, сворачиваем налево, проходим ещё одну арку, идём всё время прямо, пока не упрёмся в дверь с табличкой "дорожный факультет", входим, и по коридору налево до упора. Там двустворчатые деревянные двери, за которыми, собственно, ЛСА - Лаборатория скоростных автомобилей.
Шёл я с мыслью увидеть затхлый музей и давно утратившие практическую актуальность рекордные авто, но на подходе к корпусу стояла такая вот "Газелька", что заронило надежду, что Лаборатория живёт и чем-то занимается:
На моё "Добрый день, я праздный интересующийся, разрешите посмотреть технику" находящиеся там люди мне приветливо кивнули и зажгли свет, а сами продолжили ковыряться в какой-то гоночной формуле со снятыми обтекателями. Я, чтобы не мешаться, тихонечко пошёл в противоположный угол и начал осмотр. Минут через 10 ко мне подошёл хлопец, явно студент, и по собственной инициативе начал кратко комментировать каждый экспонат. Поскольку я был более-менее подкован в вопросе, быстро завязался диалог: он понял, что нашёл благодарные уши, а я - что встретил энтузиаста, который готов делиться знаниями. Относительно "исторических" экспонатов пересказывать не буду, всё это лучше и полнее можно найти в сети. Что же касается современной деятельности Лаборатории, то есть 2 основных направления:
1. участие в соревнованиях на экономию топлива, в частности "Экомарафон Шелл". Автомобиль построен в 2010 году, несколько раз участвовал в соревнованиях, периодически модернизируясь.
2. участие университетской команды в гонках "формулы-1600". Это направление существует и сейчас.
Пара общих видов экспозиции:
Ну и покрупнее отдельные экспонаты.
На переднем плане современная "формула", за ней ХАДИ-2, ещё дальше - рекордный ХАДИ-26:
На переднем плане рекордный ХАДИ-28 (без обтекателей передней подвески), чуть дальше рекордный ХАДИ-3, на заднем плане рекордный ХАДИ-34 для экомарафона Шелл, зелёная слева - Эстония-21:
ХАДИ-3 крупнее:
Кстати, "вживую" это просто невероятно миниатюрный автомобиль.
Цельнопластиковый ХАДИ-2:
Макет реактивного ХАДИ-9 (оригинал можно увидеть в фильме "Скорость" с Харатьяном в главной роли):
ХАДИ-34 крупнее (тоже невероятно миниатюрная машинка, странно, как там вообще умещается водитель, и что он может видеть на дороге из своего полностью лежачего положения):
Кузов от ХАДИ-7 (автомобиль разобран для реставрации, газотурбинный двигатель от вертолёта возле стапеля, под пледом):
Вышли на балкон и осмотрели ХАДИ-27, который выполняет функцию "шоу-стоппера":
Похоже, это наиболее презентабельный образец из всего имеющегося.
Плакаты:
Мемориальная доска многолетнего идейного вдохновителя Лаборатории:
Вот, вкратце, и всё. На осмотр выделяйте примерно час.