На байдарке по Роси с котиками 2010

Mar 25, 2016 01:19

Когда-то в 2010-м году случился вот такой поход: от пгт. Володорка до с. Бушево. Это был мой первых самостоятельный байдарочный поход. Я и девушка, а с нами в байдарке три котенка. Я этот поход даже как-то описал, было дело. Потом фотографии пропали, текст потерялся, а недавно все это удалось снова найти. Постараюсь сохранить в оригинале основную мысль 2010-го. Поехали!

Как-то в августе наткнулся на передачу Alone in the Wild (совершенно ничего общего с водным туризмом), которая вдохновила к первому шагу. Стояла летом чудовищная жара, нужно было куда-то бежать. Времени как раз хватало. Решили для начала опробовать небольшой участок какой-то реки поближе. Понять, как ведет себя старенькая Салют-2, какие будут ощущения, что может быть нужно, что будет лишним, сколько получится проходить, как питаться и т.д. Начал с подготовки снаряжения: купил баллоны с газом, горелку, набор котелков, тент, гермомешки и т.д. Определился с маршрутом. Решил от истоков р. Рось и - как получится.

Никаких вменяемых описаний от тех, кто в недавнее время проходил верх реки, найти не вышло. Долго крутил Google Earth, пытаясь разглядеть предстоящий участок. По спутниковой карте не смог понять, пригоден он для сплава или там вообще нет воды. Сомневался, ехать к истокам или туда, где более уверенно поблескивало. На ресурсе http://poezdnik.kiev.ua/ нашел описание участка от Володарки до Корсунь-Шевченковского 1969 г. На месте с улыбкой перечитывали описанное. Все же решил ехать к истокам, г. Погребище, Винницкой области, а оттуда, при невозможности сплава, переместиться к месту, где появится вода. В руках были киллометровки, распечатки гугл и описание 69-го года.

Когда все было готово: вещи упакованы, продукты закуплены, а головы настроены - погрузились в машину, и мой друг отвез нас к нужному месту. По ряду причин, т.к. ехал он дальше в Могилев, выехали из Киева поздно, в 17:00, и добрались в Погребище уже после заката.

- А где здесь река? - спрашиваем у местных.
- Так ото ви її переїхали через міст.
- Хорошо, а где ее участок, чтоб на лодке можно было?..
- На човні?- c недоумением и насмешкой переспрашивают они. - Якому човні?! Її кури перебігають! То вам треба в Білу Церкву, ви шо?!

Белую Церковь мы проезжали, до нее больше 100 км по брущатке, я с опаской проводил ее тогда взглядом. Но точно знал, что в Белую Церковь я хочу вплыть, как через центральные ворота. Это желание я отложил в памяти тогда, когда первый раз побывал в Александрии, на холме, откуда открывается замечательный вид на реку.
Товарищ назад отвозить не мог, т.к. должен был ехать дальше в Могилев. Плюс - темнело. Нам пришлось высадиться за городом в лесу, а утром придумать, как байдарку и весь наш груз доставить к ближайшему участку с водой. Я был изначально к этому готов, но, все же, надеялся, что получится проще. Не получилось. Утром нужно искать машину. Зато точно могу сказать, нет там реки! Нет! ) Собственно, и в том месте, где мы начали, ее тоже, толком, нет. Но об этом дальше.

Наш транспорт уехал. Солнце село. Мы в лесу. У незнакомого города в какой-то глуши. Установили палатку и сели пить водку, чтоб как-то адаптироваться к непривычным ощущениям. И пока сидели-привыкали, откуда-то появились 3 маленьких котенка. Они ловили насекомых, пытались поохотиться на птиц, какую-то лесную живность в листьях и траве. Смотрелись полноценными жителями леса. Только голодными.

Мы их прикормили и на ночь разрешили заночевать в предбаннике палатки, чтоб как-то уютней было в незнакомом лесу самим. Точнее, они не спрашивали, сами там заночевали. А утром продолжали удивлять ловкими трюками с деревьями, игрой друг с другом и охотой на всяких невидимых жуков в траве.

Утром я нашел мужика, готового нас везти в нужное место. Он погрузил весь хлам в машину и спрашивает:
- А этих, берете? - Котята стоят на краю леса у трассы и смотрят на нас, сидящих в машине.
После короткой паузы:
- Берем!
Я их затаскиваю одной охапкой на переднее сидение, и мы едем. В пути рассуждаем о том, как будет круто с котятами отправиться в сплав, а в конце пристроить их в каком-то селе. Так и получилось. Мы сильно к ним привыкли за 11 дней, было жаль их оставлять в конце.
Через 2 часа езды добрались в с. Володарка. Высадились на дамбе и принялись спускать вещи к воде. Из-за котят приходилось кому-то с ними сидеть, а кому-то носить весь груз, чтобы они за нами не бегали. Котята весьма круто усложнили дальнейшую жизнь.

Место для старта оказалось очень неудобным. Я все еще не знал, будет ли дальше вода, т.к. все утопало в кувшинках, камышах и корягах. Пройти вперед и посмотреть мешали заросли. Когда собрали байдарку, я отправился на ней маневрировать между всем речным хламом, чтобы разведать наличие реки дальше. Река была, но такая, что с грузом и людьми байдарка садилась на дно. Пришлось перевозить все частями до места, где больше воды, обходить подводные бревна и камни. Так наступил обед. К обеду сил почти не осталось. Просто лежали в поле на куче мешков с вещами и дремали. Чуть позже в старой хате у старушки набрал в колодце воды, а она угостила яблоками, дыней и арбузом с огорода.
Отдохнув, ближе к вечеру, решили отправляться.

До темноты пройти удалось совсем немного. Вышли по реке из Володарки и добрались после захода солнца чуть выше села Логвин. Долго не удавалось найти подходящий берег, чтобы высадиться. Все они были крутыми и поросшими камышом. Палатку ставили уже в темноте.

Утро оказалось безрадостным. Небо затянуло, поднялся сильный ветер. Это был самый холодный день похода. Одеть пришлось все теплые вещи. Покрапывал дождь, и плыть куда-то совершенно не хотелось. А еще нужно было промазать шкуру байдарки и проклеить уязвимые места. Так, с попеременным питием чая, досидели до обеда. Постепенно к погоде привыкли, решили отправляться дальше. Река заросла кувшинками полностью. Приходилось высаживаться и проводить байдарку до ближайшего глубокого места.

Были и нормальные участки.

К закату погода и солнце подарили замечательную картинку.

Долго выбирали, где бы стать на ночевку, чтобы успеть засветло обустроить лагерь. Стали на окраине села Михайловка. Я поднялся к ближайшей хате, чтоб пополнить запас воды и встретил дачников из Киева. Все были друг другу рады. Пообщались, затем я вернулся обратно.

Вокруг нас все время таился местный кот. Он подбирался поближе, а когда был обнаружен, куда-то пропадал. Были идеи и его забрать, если поймаем, но кот оказался диким. Ночью он напал на котят и одного из них утащил в камыши. Мне пришлось вылезать и спасать его. Через какое-то время с фонарем отыскал беднягу в камышах в шоковом состоянии всего подраного. На ночь котят решили забрать в палатку.

Утром полноценно вышло солнце. День оказался теплым. Мы пораньше собрали лагерь и двинули дальше. К полудню начался выжигатель. Решили найти пляж и покупаться. Пробовал ловить рыбу, но клевал только малек, который отдавали котятам. Встретили первых коров, остывающих в реке.

Дальше шли через водохранилище сахарного завода и вечером добрались к дамбе. Здесь начались первые трудности. Обнос оказался слишком далеким, а напрямую перетащить байдарку мешало строение самой дамбы. Сначала я решил, что перетащить будет проще, но так делать нельзя. Нужно обносить. Пронесли на себе весь наш груз и байдарку мимо порога по берегу и обессиленные попадали спать. Это был самый сложный участок на всем этапе пути, не считая следующего дня.

Настало утром.

Возле палатки появились местные.

Все тело болело, но сила добавились. Передохнув и погуляв по окрестностям, рассмотрев дамбу днем, мы поняли, что сотворили вчера подвиг, штурмовав ее напролом в темноте.

Около обеда тронулись дальше. Местный ловец раков предупредил, что дальше реки нет. Но такое мы уже проходили, поэтому скептически отнеслись к предупреждению. И зря. Надо было этот участок объехать. Как раз в день нашего прибытия в Городище-Пустоваторское, из-за сильной жары летом, было принято решение закрыть дамбу, чтобы пополнить водохранилище. Тем самым, ниже река просто пропала. Это видно по следам на камнях.

Метров через 500 после старта мы сели на тотальную мель. До горизонта простиралась пустыня из русла реки с грязью и умирающими на солнце кувшинками.

Весь остаток дня байдарку и вещи тащили на себе вдоль берега в надежде, что за поворотом появится вода. А вода не появлялась.

Убили день на переноску байдарки "за поворот", где всегда ожидаешь чего-то лучшего.

Там стали на ночевку.

Следующим днем нашли воду, проплыли метров 200, и история стала повторяться. Снова понесли байдарку на себе. Описывать, как это трудно, когда ноги вязнут в иле и нужно делать перебежки в несколько ходок, а кому-то присматривать, чтобы не разбежались котята, не буду. Так подошел к концу следующий день. Наступило отчаянье. Почти неделя похода, а мы на месте. Хотелось просто сесть и грести, но приходилось брать байдарку и тащить ее на себе. К вечеру мы сдались и позвонили в Киев. За нами приехала машина с пополнением припасов и перевезла сразу за 2 дамбы, которые после пройденной, даже обсуждать не хотелось. Мы очень устали, хотелось нормально плыть. Так, к позднему вечеру, мы оказались возле плотины в с. Глыбочка.

Новый день, выдвигаемся.

Какой же это кайф, наконец грести и нормально плыть. Вскоре добрались к подвесному мосту.

А дальше мы зашли в Белую Церковь именно так, как я загадывал.

Это был День Независимости. Пришвартовав байдарку, пошли гулять по парку в плавках и купальнике. Было смешно видеть людей, особенно девиц, которые нарядились и прогуливались под ручку, с недоумением разглядывая наш вид. А мы - их.

Хотелось уйти подальше, чтобы стать на ночевку в красивом месте, но уродливые панельные многоэтажки постоянно были в поле зрения. Совершили пару обносов небольших мостов и покинули Б.Ц. Заночевали на полуострове под ветвями многолетних вязов. Проспали до обеда следующего дня.

В обед долго собирались. Потом над нами покружила гроза, прошел быстрый ливень, который пережидали под тентом у костра.

А дальше вновь плотина и обнос.

Вскоре добрались к тому месту, откуда можно было бы начинать сплав, если нет желания посещать Б.Ц. и тратить на нее время. Мост трассы Киев-Одесса через Рось.

Как только мы под ним прошли, начались дикие и красивые места. Как в сказке древнерусской какой-то. Появилось множество коряг и упавших деревьев. Кое-где приходилось доставать топор и прорубать проход дальше.

Высадиться на берег почти нигде нельзя. Так мы шли с оглядкой на время и солнце в надежде стать где-то возле удобного берега, чтобы покупаться. Но берега не было. Наконец-то мы выплыли из леса и решили, что нужно выглянуть и осмотреться. Река проходила, как бы, между двумя крутыми берегами и нельзя было увидеть, что вокруг, если не вылезти на один из них. Пошутили про то, что сейчас я выйду и увижу пляж, зонтики, ларьки с пивом и курорт с отдыхающими. Я выбрался на берег и офигел. Потому что увидел именно то, что мы представили. Еще минуту назад приходилось снимать с головы паутину, прорубать проход между коряг и плыть вместе с дикими утками, а тут такое… Возле села Томиловка сегодня днем завершился летний опен-эйр фестиваль, и все медленно сворачивались. Но! Там был пляж, были зонтики и был ларек с пивом! Мало того, там был магазин с шашлыками! День закончился с хорошим настроением.

Следующий прошел без каких-то особенных приключений. Отплыли после обеда и благополучно добрались к точке до наступления темноты.

Еще через день - гонялись за утками.

Вечером стали возле гранитного карьера и немного порыбачили. Поймать что-то стоящее не вышло, надоело, и дальше вечер пороходил просто у костра. Карьер к ночи утих.

Утро.

Как только мы упаковались, а я пошел собирать по берегу котят, на наше место приехал автобус с отдыхающими рабочими карьера. Они были похожи на сбежавших зэков. Выпили с ними стопарище ядерного самогона и отправились дальше. В с. Синява обошли небольшой порог и обнесли мост.

Постепенно интерес к сплаву стал пропадать. Близилась дата отъезда домой, и мы понимали, что плыть поднадоело. Захотелось стать на пару дней в каком-то красивом месте. Отдыхать, ловить рыбу. Так и сделали. Стали между Синявой и Бушево, напротив страусиной фермы и леса, т.н. массива Божьи Горы. Сходили в лес, искали остатки поместья, о которым рассказали местные. Нашли какие-то кирпичи и много лесных пауков, которые развесили вдоль тропинок сети на уровне лица. Долго бродили по лесу, набрали дров и вернулись обратно.

Стало холодать. Я поймал немного рыбы, которую отдал котятам. К этому времени котята уже давно жили кто в самой палатке, кто на ее крыше между внутренней частью и тентом.

День провели просто отдыхая. На 12-й стало совсем неинтересно, похолодало. Пора ехать домой. Дошли до с. Бушево, оставили там котят, и оттуда нас забрали в Киев.

Так закончился наш поход по Роси в 2010-м году.