Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины.

Jun 19, 2013 08:40

В продолжении визита в Переяслав-Хмельницкий предлагаю прогуляться по знаменитому Музею народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины.
Музей расположен на окраине города по адресу ул.Летописная,2, открыт с 1964г. Музей под открытым небом представляет собой собрание архитектурных, бытовых и культурных памятников украинского прошлого. На территории в 30га рассредоточены строения украинского села Средней Надднепрянщины 19-20вв., а также более ранние сооружения и 13 тематических музеев, рассказывающих о жизни села. Все экспонаты были перенесены в музей с разных уголков Средней Надднепрянщины, а некоторые воспроизведены по данным археологических раскопок.




По музею под открытым небом можно просто гулять, углубившись в атмосферу старого села. Так же можно осматривать экспозицию согласно плана-схемы музея. Предлагаю маршрут в хронологической последовательности, возникающих по ходу движения, объектов. Вполне вероятно, что некоторые примечательные места и памятники мною пропущены, за что приношу извинения.
Начинаем свой экскурс во времени с обзора каменных баб и жилищ наших предков. В этом павильоне, построенном в форме жилища-куреня позднего палеолита, находится экспозиция стоянки охотников на мамонтов.



Жилище воспроизведено с раскопок у с.Добраничевка, Яготинского района, что на Киевщине. Отдельные части, например, ямы-кладовые, наполненные костьми ископаемых животных, были перевезены сюда с места раскопок.



Полуземлянка с камышовой крышей была вполне пригодным жильём для населявшего Центральную Украину племени Черняховской культуры.



"Половецкий рыцарь и его дамы сердца". Половецкое святилище посвящённое предкам в таком виде было популярно в 12-13вв. Прямоугольное углубление, дно которого выложено известняком, содержало в себе три статуи - две женские и одну мужскую. В подобных святилищах половцы приносили кровавые жертвы, дабы умилостивить предков и привлечь к себе удачу. Эти экспонаты привезены с Херсонщины.



Переносимся в Киев 10го века, благодаря реконструкции жилищно-хозяйственного комплекса поселенца на Подоле. Окружённый высоким частоколом, двор вмещал в себе пару строений - жилой дом и хозяйственную постройку. Сооружения, сложенные из сосновых брёвен «в сруб», имеют двухскатные крыши.



Скромное убранство жилой части избы мы наблюдаем из сеней, так как элементы жилья и предметы быта - оригиналы, найденные при раскопках.



Миниатюрное жилище 11в. имеет площадь всего лишь 3,3м Х 2,4м, зато оно углублено в землю почти на метр. В здании имеется небольшая круглая печь. Стены плетёные из лозы, обмазанные глиной, и поверх всего белёные, что предаёт жилью симпатичный облик. Выстроен экспонат благодаря исследованиям в с.Соснова на Переяславщине.



Казацкая церковь Св.Иоанна Богослова была возведена в 1606г. на средства казацкой общины. Храм предстваляет собой трёхглавое сооружение с главами, размещёнными в один ряд. Фундамент состоит из нескольких больших каменных глыб, вкопанных в землю. На них установлены тёсанные дубовые брёвна, на которые уложен сруб, стены обшиты тёсом. Вывезена казацкая церковь с Белоцерковщины.



Неподалёку ещё одна деревянная церковь - Сухоярская церковь 1775г. Трёхкупольное сооружение, средний доминирующий сруб которого шире и длиннее остальных. Здесь размещён Музей православной церкви.



Вокруг церквей располагается казацкий некрополь, составленный из более шестидесяти казацких крестов, перевезённых из сёл, которые попали в зону затопления Каневского водохранилища.



На поляне напротив стоит копия Збручского идола. Истукан, датированный 11в., был найден в р.Збруч в 1848г. Ныне оригинал находится в Краковском археологическом музее. Идол представляет собой четырёхгранный столб высотой 2,67м., высеченный из серого известняка. На каждой грани изображён лик одного из славянских богов, так же каждая грань делится на несколько ярусов, которые иллюстрируют представление восточных славян об устройстве Вселенной.



На берегу одного из двух рукотворных прудов разместились лавочки и беседки для отдыха посетителей.



Тут же стоит ещё один примечательный экспонат - паровая машина.






Мы же мимо избушки на курьих ножках - хижины знахарки - продвигаемся далее.



Вывезенная церковь из с.Андруши, Переяславщина. Храм построили на средства местной сельской общины в 1768г. Однокупольная церковь высотой 27,5 метров, в плане крестообразная с четырёхгранником в центре и 4 рукавами по сторонам света. Стены выстроены в сруб. Интерьер храма чрезвычайно скромный, хотя сейчас в нём находится богатейшая коллекция старых икон и крестов. В 1845г. Шевченко изобразил её на полотне "Вербы в Андрушах"



Мимо усадьбы зажиточного крестьянина-промышленника, которая, к слову сказать, не сильно отличается от хат крестьянина-середнячка и других менее зажиточных крестьян, устремляемся к виднеющимся куполам.



Это - Музей рушника. Находится он в очередной деревянной церкви вывезенной из с. Пищики, что на Киевщине. Возведён храм в 1651г. За ним стоит ветряк, а ещё дальше - водяная мельница, к которой, несмотря на сильное желание, спуститься так и не удалось...



Переходим от духовного к светскому вдоль раскинувшегося села. Сельские хатки, разделённые огородами, органично вплетаются в общую концепцию музея.



На территории музея также сосредоточена коллекция ветряков.






Рядышком стоят ёмкости разного объёма и предназначения.



Корчма - неотъемлемый атрибут украинского села - обособлено стоит, ожидая посетителей.


Во дворе корчмы - колодец-журавль.



Невдалеке стоит пример печки, на которой колесил Емеля-дурачок.



Музей лесного хозяйства, к сожалению, был закрыт.



Великолепный пример кормушки для птиц.



Здесь начинается самая интересная часть экскурсии.
Перед нами охотничий домик князя Александра Горчакова. Строение перенесено сюда с с.Урочище Белое Озеро, которое находилось во владениях князя, некогда самого богатого землевладельца на Переяславщине. Охотничья дача - лаконичное скромное сооружение с минимумом декоративных украшений, но уютное внутри.



Перед домиком разбита клумба и чудной фонтан.



У крыльца караулят сторожевые ландскнехты. Уже обезоружены.



Двухэтажный дом состоит из 2ух вернад, 8ми комнат и 2ух коридоров.
В столовой мебельный гарнитур и столовые приборы 19в.



В гостиной также аутентичная мебель и чучела трофеев. Профессия таксидермиста в то время была более чем востребована.



На стенах гостиной красуются портреты хозяев дачи - Александра и Дарьи Горчаковых.



Интерьер комнаты княгини.






В перенесённом с с.Вороньков доме крестьянина среднего достатка расположился Музей Н.Н.Бенардоса.
Николай Николаевич - великий изобретатель и создатель электрической дуговой сварки. Фигура выдающегося учёного радушно приветствует посетителей.



Экспозиция рассказывает про жизнь и научную деятельность Н.Н.Бенардоса и его последователей.
Интерьер гостиной.



В кабинете изобретателя представлены мемориальные предметы, подаренные семьёй Бенардоса, - кресло, канцелярские приспособления, бюро.






Лаборатория и мастерская также достоверно воспроизведены.






Одна из комнат музея представляет собой выставочный зал "100 лет электросвариванию".



Электросварочный агрегат типа СМ.



Макет сварочного аппарата "К-700".



Универсальный сварочный аппарат "АБС".



Автоматический сварочный трактор.



Не будем детально останавливаться на сварочной технике, лучше снова выйдем на свежий воздух. Под тенью берёз ожидает, притомленных летним зноем, путников альтанка.



Минуем Музей декоративно прикладного искусства. Расположен он в усадьбе мелкопоместного дворянина Киевской губернии.



К сожалению, пропустил Музей космоса, никак не подозревал, что он находится в серой церквушке.
На подходе к Музею сухопутного транспорта встречаются орудия труда земледельцев.






В Музее сухопутного транспорта, находящемся в павильоне площадью 420кв.м., расположена экспозиция истории и эволюции сухопутного транспорта. В музее представлены уникальные образцы летнего и зимнего, хозяйственного и праздничного сухопутного транспорта. Ниже предлагаю к просмотру некоторые экспонируемые образцы.
Четырёхколёсный конный экипаж - фаэтон.



Примеры тачанок. На правую, например, могли бы водрузить "Максим" для иллюстрации ещё одного вида использования этого транспорта.



По-праздничному украшенный воз.



Пожарная карета.



Экспозиция чумацкого воза дополнена кухонной утварью, используемой чумаками в пути, и чумаком собственной персоной.



Колесница с Олимпийских игр в Москве (1980г.)



Вторая половина ангара вмещает в себя элементы кузницы, мастерской стельмаха и полозовый транспорт.



На таких санях-козырках и сейчас можно козырнуть при наличии снега.









Представим, въезжаем на фаэтоне в славный город Переяслав. Как и положено уездному городу, здесь есть своя почтовая станция (находилась она на углу улиц Московской и Старокиевской) Нагрянем к станционному смотрителю сменить лошадей да покушать чайку для подкрепления сил. Гости входят в левые двери, конюхам и служивым людям положено в правые.



С порога попадаем в кабинет станционного смотрителя. Здесь смотритель вписывал проезжих в регистрационные книги, собирал прогонные деньги.






В смежной комнате - жилое помещение работника станции. Тут он мог проживать один или с семьёй.



Соседнее помещение было предназначено для заезжих людей. Здесь они могли разместиться с удобствами, оставить свои вещи, перекусить и умыться. Досуг разнообразили патефон и пианола (механическое пианино)






Соседнюю четвёртую комнату занимали конюхи, вход в неё, как мы помним, был с улицы через правую дверь. Давайте же заглянем туда.
С порога конюх мог оставить свои пожитки и конскую сбрую.



В красном углу находится иконостас, по периметру комнаты - лавки, где можно было расположиться, импровизированная кровать для отдыха и скромный стол с самоваром для неизменного чаепития.



Покидаем музей "Почтовая станция". Следующая остановка - казацкая застава. Выстроенное на территории музея фортификационное сооружение представляет собой распространённый вид казацкой малой крепости, в которой несли караульную и пограничную службу. Крепость окружена рвом, перед которым вбиты заострённые дубовые колья, над рвом насыпан земляной вал, на котором воздвигнут частокол с бойницами. Над входными воротами возвышается наблюдательно-оборонительная башня.



Во внутреннем дворике оборонного сооружения находится жилое двухэтажное здание: первый этаж занимают конюшни, второй - казарма.



Для обеспечения водой во дворе вырыт колодец.



Огонь по неприятелю вёлся со второго яруса частокола с помощью различного огнестрельного оружия и прочих оборонных приспособлений.



Главным узлом обороны была надвратная башня.



В завершении экскурсии осмотрим выставку сельхозтехники при Музее хлеба. Помимо павильона с экспозицией, рассказывающей о развитии технологии выращивания, сбора, хранения и выпечки хлеба, в комплекс музея входит дом пекаря и площадка с хлебопашеской техникой.






Здесь остановимся подробнее.






Наследие колхоза - трактора ХТЗ разных моделей и модификаций.











Грузовые автомобили времён ВОВ.
ГАЗ-АА



ЗИС-5В



Более поздние, но уже редковстречающиеся на дорогах, экспонаты.
ГАЗ-51 и его модификация.






ЗИЛ-164



Паровая машина и дореволюционная молотилка фирмы "Рустон".






Комбайны.






АН-2СХ использовался в сельском хозяйстве для подкормки растений путём внесения в почву минеральных удобрений, борьбы с вредителями и сорняками путём распыления и разбрызгивания ядохимикатов, обслуживание животноводства путём сева кормовых трав, подкормки пастбищ, истребления хищных животных.






У такого "кукурузника" была специальная ёмкость (химбак) для сыпучих и жидких химикатов, а также распылитель.



На площадке под навесом есть ещё экспонаты связанные с хлебоизготовлением.






Объёмная ознакомительная экскурсия даёт некое представление об экспозиции Музея народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины, но я советую посетить его самостоятельно, дабы всё увидеть воочию.

Переяслав, Київщина, музеї, Переяслав-Хмельницький

Previous post Next post
Up