100 лет назад эти места появлялись на видовых открытках Киева наравне с Печерской Лаврой и Софией. Но сейчас «Киевскую Швейцарию» вряд ли стоит показывать гостям столицы. В отличие от многих других исторических районов Киева, её не сгубили советские планировщики и не застроили современные девелоперы - Врубелевский спуск попросту заброшен.
Историю экзотического трамвайного маршрута с Лукьяновки на Куренёвку хорошо описал в своём блоге известный исследователь Киева Михаил Кальницкий (
http://mik-kiev.livejournal.com/22858.html). Поэтому мы сосредоточимся на современности. Наш путь показан на карте красными точками.
Перед тем, как начать крутой спуск на Куренёвку, трамвай проходил по улице Нагорной - вот здесь, в районе нынешней конечной остановки 527-й маршрутки.
В наши дни Нагорная заканчивается тупиком с бетонными столбиками и красивым видом на Подольский спуск с медленно ползущими троллейбусами 18-го маршрута. Но 100 лет назад она продолжалась дальше: Подольского спуска тогда не было, его прорубили в 1950-е годы.
Телепортируемся на другую сторону Подольского спуска: на месте трамвайной линии теперь лужайка с детской площадкой.
Дальше - тупиковая улица Пугачёва, знакомая посетителям Киевской областной больницы и Шевченковского ЗАГСа. Свернём на неё налево, по направлению к Институту международных отношений, и вскоре нырнём направо в проезд между бетонным забором и пятиэтажкой по ул. Пугачёва, 19.
Бывший трамвайный путь теперь оккупировали автомобили: местность застроена гаражами.
Основная дорога уходит влево, табличка разрешает двигаться по ней лишь членам гаражного кооператива. Но не сильно и хотелось: наш путь лежит правее, по узкой дорожке с признаками недобитого асфальта. Слева наблюдаем тыльные стороны поржавевших гаражей…
…справа - хозяйственные «шанхаи» жителей соседних пятиэтажек.
Стоп-машина: путь преграждает упавшее дерево…
…и большая промоина в глинистой почве.
Обходим дерево справа. Место жутковатое: суеты большого города - как не бывало, вокруг - ни души, в кустах копошится какая-то живность, а посреди дороги лежит дохлый пёс. Но когда-то сюда можно было проехать на машине, о чём свидетельствуют руины гаража со смотровой ямой.
Дальше снова начинается цивилизация с хорошей асфальтовой дорогой, правда, загаженной «КамАЗами» с соседней стройки.
Крутые обрывы, которые видны на историческом фото, есть и сейчас - правда, они сильно заросли деревьями.
Ручей тоже никуда не исчез. Просто теперь он течёт в подземном коллекторе: вон там, слева от дороги, под бетонной плитой.
В некоторых местах его даже можно увидеть
Около стадиона «Спартак» Врубелевский спуск соединяется с Подольским спуском. На фото Подольский - налево, Врубелевский - направо.
А на месте Кирилловской площади - центра дореволюционной Куренёвки - теперь жилые многоэтажки и скверик с бюветом. Но трамвай здесь дожил до наших дней.
Обратно на улицу Пугачёва для разнообразия можно подняться по другой исторической улице - Макаровской. Она отходит от Подольского спуска в виде небольшой пешеходной лестницы, которая ночью освещается фонарями.
Цивилизованная часть Макаровской представлена гаражами, частными домами и милой раритетной табличкой на одном из них.