Чатыр-Даг. Пещеры Гугерджин и Суук-Коба.

Oct 30, 2012 09:22

Предлагаю спуститься в небольшую, но красивую, пещеру - Гугерджин. Она находится на плато Чатыр-Даг в Крыму и является учебной для начинающих спелеологов. А так же посетить горизонтальную, но от этого не менее примечательную пещеру Холодная или Суук-Коба.

Команда гордо шагает по плато в поисках пещер, а точнее в поисках одной конкретной пещеры.

Во сколько бы не отправлялся поезд на Симферополь, но если мы едем на Чердак, то Фанфан непременно опоздает. Вот и сейчас он позвонил мне за пол часа до отправления и крайне удивился, что поезд уже вот-вот, а ему никто ничего не сказал! Ну ничего не впервой ему догонять народ по дороге на Чатыр. Если не считать финансовых потерь все обошлось, он сел на какой-то лютый экспресс и не смотря на то, что отправился на несколько часов позже, прибыл даже раньше нас!

Симферополь встречал нас традиционными таксистами и водителями маршруток. У которых при виде группы в 12 человек буквально пена начинала идти изо рта. Еще бы, это ж прорва денег! В итоге когда мы зафрахтовали таки бус на него так плотно нависли конкуренты, что мы даже подумывали что дело дойдет до рукоприкладства. Крым такой Крым, что тут поделать.

Бус довез нас прямо до Точки. Бывшей военной части, а ныне вотчине местной турфирмы, где мы и поселились.

Место выгрузки, часть народа и часть снаряги! Вещей у нас было значительно больше. На заднем плане видно элементы была: туалет типа сортир и домики в которых при желании можно было бы поселиться. Но это не наш метод мы жили в палатках.

Это милое местное котэ зовут Горячка! Почему Горячка? Нут так белая жеж.

Белая Горячка часто приходила к нам в гости. Вот она инспектирует одну их наших палаток.

Обсуждение планов на грядущий день.

Толстый в ожерелье из карабинчиков.

Кто тут спелеологов не любит?

Пока ставили лагерь и разбирали вещи погода стало заметно портиться. "Пофоткал, блин. Сейчас начнется!" - думалось мне тогда, но обошлось. Даже дождя толком не было.

А дальше мы отправились к ближайшей стенке устраивать тренировку для новичков.

Диблас назвал все это действо 3D-кино и уселся на стульчик лицезреть представление, вскоре к нему подтянулись и остальные.

Новичком в вертикальной спелеологии был и я, поэтому пришлось и мне полицедействовать в спектакле.

Вот так это действо выглядело издалека.

Толстый из-за травмы лазить не собирался и назначил сам себя завхозом. Тут он готовит всем перекус на вылазку. У него за спиной - бывшая казарма, сейчас это основной корпус Точки. Там и комнатка комеднадта, и кухня, и душевые, и жилые помещения и даже каминный зал.

Погода постепенно совсем наладилась.

Герои нашего времени Фанфан и Диаблас.

Тема настоящий спелик! Одних карабинов посмотрите сколько!

Алкаш с Пауком бухтуют веревку. Веревке, к слову, это не помогло после того как ее несколько сот метров пронес Фанфан она запуталась в хлам.

Девченки. Кстати комбез справа мне знаком не понаслышке. Я в нем неделю оттрубил в Оптимистической два года назад!

Общий кадр. На нем, по понятным причинам, не хватает только Толстого.

Пофоткавшись выдвинулись с Точки. Изначально новичков планировали отправить в Трехэтажку. Но когда мы пришли к этой пещере, то обнаружили там чью-то навеску. Решили не беспокоить и двинуть дальше на поиски Гугерджина. К слову, в тот день Трехэтажку заняли полтавчане с которыми мы раззнакомились немного позже.

Шагая по плато! На заднем плане можно видеть отроги верхнего Чатыр-Дага.

Самогонный аппарат в поле.

Диаблас с говорящей шляпой на голове ведет нас к пещере.

Не смотря на наличие навигаторов и людей знающий куда идти мы, естественно, немного заблудились и к пещере вышли через какие-то полунепролазные кусты. Гугерджин находиться в лесистой части плато.

Фрейя на краю пещеры. Гугерджин - типичная учебная пещера для новичков. Спуск в нее - это практически ровный колодец глубиной 22 метра. То есть навеска предельно проста и нужна всего одна перестёжка, некоторые уникумы обходятся и без нее. Внутри есть несколько залов с натечными образованиями и вода. Дикие спелеологи, которые не хотят платить деньги за проживание на точке и прячутся в окрестных лесах от лесников, часто спускаются в Гугерджин специально за водой, которая большой дефицит на плато.

В общем спустились без особых приключений. И естественно устроили внизу небольшую фотосессию.

Хотите оценить масштаб?

Пожалуйста:

Когда мы поднялись на поверхность уже стемнело, а группа более продвинутых спелеологов ушла искать пещеру Кошина. Нам же предстояло возвращаться в лагерь. Но это не так просто как кажется на первый взгляд. Как только на плато темнеет начинают происходить странные вещи: воронки, которые так просто было обходить днем, меняются местами, магнитные полюса земли сдвигаются и в придачу ко всему наползает туман. В практически нулевой видимости ориентироваться не помогает даже навигатор. Что с того, что ты точно знаешь азимут в сторону Точки? Если дорогу тебе то и дело преграждают воронки с крутыми склонами, начиная обходить одну ты теряешь направление и как только выходишь на, казалось бы, правильный путь тебе дорогу преграждает новая воронка которой ни разу не было днем! Мистика. Но у этой аномалии есть и положительные стороны - блуждая по плато мы совершенно случайно наткнулись на вход в пещеру Суук-Коба, или Холодную, как вам больше нравится.

Для тех кто не самый большой фанат иметь дело с веревками (то есть меня) Суук-Коба имеет одно неоспоримое преимущество, она горизонтальная! То есть в нее можно спокойно зайти не используя веревок и прочего снаряжения.

Начинается пещера с огромного наклонного зала высота потолка в котором более 20-ти метров. А дальше возникает ощущение, что ты попал внутрь раковины огромной улитки: зал постепенно сужается и ход начинает закручиваться по спирали. Заканчивается это все небольшим залом с колонной посередине. Этот зал находиться на глубине 40 метров относительно входа. Всего же длинна пещеры 210 метров.

В пещере очень много воды. Собственно с татарского Суук-Коба и переводиться как Водяная пещера. Русское же название Холодная, как говорится, "не пришей кобыле хвост" - все пещеры имеют примерно одинаковую температуру, по крайней мере Суук-Коба не самая холодная из них.

Одной из достопримечательностей пещеры является стена с наскальными рисунками:

Но радоваться особо не стоит, пещерные люди тут не при чем. Скорее-всего это декорации к фильму снимавшемуся тут в 90-х годах.

К сожалению кроме этого наскального рисунка я в пещере ничего и не фотографировал. Собирался сюда вернуться при свете дня, но так и не срослось.

На следующий день группа новичков снова отправилась в Трехэтажку. На этот раз она оказалась свободной.

Вход в нее выглядит примерно так.

Спелеологи сейчас закидают меня гнилыми помидорами, но в Трехэтажку я так и не полез. Решил, что десяток перестежек без подготовки это не для меня. Итого вся моя спелеология на Чердаке ограничилась банальным Гугерджином и не менее банальной Суук-Кобой. В Эмине-Баир-Хосар я тоже не пошел, вместо этого прогулялся на верхний Чатыр-Даг.

Зато немного пофоткал закат с окрестностей Трехэтажки:

Возвращались на Точку мы с Формиком уже затемно. Все в лучших традициях - наполз туман, воронки начали меняться местами. Не смотря на то, что до Точки было всего 800 метров и днем она находиться в прямой видимости от края воронки, мы петляли наверное с пол часа и вышли на базу сбоку, случайно заметив ее силуэт в расступившемся тумане.

В общем обзорная поездка на Чатыр-Даг состоялась.! В следующий раз непременно займусь тренировками перед поездкой в вертикалки и все будет пучком. В целом сама атмосфера очень понравилась, а это значит что подобная поездка явно не последняя.

Немного больше снимков касающихся этой записи.