Гора Клементьева: полеты, история авиации и медитация (фоторепорт)

Aug 05, 2012 18:17


В предверии предстоящего экспириенса на Белом море захотелось сделать зарисовку о проведенных почти 10 днях на горе Клементьева (Крым, Феодосия) и полетах там на парапланах. А то ведь под наплывом новых событий-эмоций, уйдет вот это еще пока свежее, на кончиках пальцев восприятие Клементьева.... и нужно его запечатлеть, ибо если не сейчас, то уже никогда.

Так что ниже, - фоторепортаж о полетах на горе Клементьева, с комментариями, как заведено.



1.Гора Клементьева... для пилотов бывшего Союза это не просто точка на карте. Ведь именно здесь делалась летная история. И не просто история авиации страны, но и мировая, причем весьма и весьма.





2.И, до сих по эта географическая точка является местом "силы", правда, теперь она такова по большей части для парапланеристов. Нынче их эпоха)).



3.На горе, если грубо, есть 3 организации: ЦПЛ (Центр планерного спорта, бывшее ЦАГИ), РДК (Республиканский дельтопланерный клуб) и парапланерный клуб "Бриз". Парапланеристы тусуются в двух крайних. Но из этих двух, по харизме и удобству для полетов на парапенте явно выделяется Бриз, поэтому не удивительно, что рекомендуют именно его.



4. Через гору Узун-Сырт (старое название горы Клементьева, до 1924 г.) проходит 45-я параллель, что символично, с какой стороны не посмотри.

Табличка обозначающая этот факт находится на территории ЦПЛ, возле аэродрома, рядом с шляпой Волошина и памятнику Королеву (о них - ниже). Поставлена она там скорее для "кучности", ведь реальная параллель конечно чутка севернее, но это и не важно.



5.Окрестности Клементьева завараживают. Вид на море, Карадаг и Коктебель в одну сторону, на Феодосию и равнину уходящую вдаль в другую...



6.Отличительной особенностью Клементьева является то что живут не возле нее в долине, под горой и т.п., а на ней. Это очень удобно логистически (проснулся - взлетел, потом туда же приземлился, никаких тебе забросок на гору). В этом отношении Клемуха намного удобнее той же Юцы под Пятигорском. Не говоря уже про эстетику... ощущение что ты как бы "над миром" приходит сразу, как только сюда попадаешь. Виды обалденные..



7.И раз взобравшись на вытянутое плато Узун-Сырта, спускаться уже не хочется. Впадаешь в какую-то другую реальность, в 4-е измерение)).



8.Многие сюда приезжают на долго..., без "обратных билетов". А если таковые и были, то сдают и не раз, отодвигая сроки. И к этому подталкивают не только место, но и люди, обитающие и приезжающие сюда. В парапланеризме вообще процент интереснейших людей велик, но тут пробу можно ставить на каждом втором)).



9.Ну и небо и возможность воспарить... они не отпускают. Ведь раз сев на эту иглу уже соскочить почти невозможно.  Как говорил мой первый инструктор, Олег Кушлевич, "первый укол бесплатно, но дальше, если подсядешь, это уже навсегда, я тебя предупреждаю".



10.Да и надо ли?

На фото, - редкий параплан Bionic. Их всего есть несколько сотен в мире, альтернативная ветвь развития парапланеризма, так и не получившая развития, по крайне мере на данном этапе. Фирма Bio Air Technologie, производившая их, в марте 2011 объявила о своем закрытии.



11.Параллельно с парапланеристской братией стартуют дельтопланы. Клементьева место где одновременно можно видеть множество видов сверхлегкой авиации в небе, рядом. Парапланы,дельты, мотодельты, паралеты, самолеты,..



12.



13.И нет никакой конфронтации, есть ощущение единого братства. Более того, часто одни и те же люди здесь имеют разные эпостаси. Например, тот же Володя Лазаренко (на фото - справа) и инструктор парапланеризма в клубе "Бриз" и пилот Як-ов, а Валера Хегай, тоже бризовский инструктор, не только парапланерист от бога, но и очень хороший парашютист (тренировал сборную Украины по парашютному многоборью и etc.). В общем, границ никто особо никаких не проводит.



14.Кто-то по планерам специализируется (в вечернем небе, смотреть блики заходящего Солнца на их крыльях, одно удовольствие).



15.А я вот все в сторону курса пилотов-любителей посматриваю)). Уж больно мне Cessna 172-я запала в душу, после того как я на ней в Перу полетал. Все думаю как бы, как бы... Даже подвязки уже есть, но учиться надо на Як-52, а потом переучиваться на Cessna. Путь кривой, но может он мой?



16.



17.И действительно "орлиное")). Постоянно кто-то летает... даже если не пилоты, так парят в восходящих потоках или динамике какие-нибудь птицы.



18.По выходным и самолеты радуют глаз, причем размер плато столь велик, что почти никогда парапланеристы и самолеты не мешают полетам друг друга. Лишь иногда просят очистить небо, когда летают уж совсем возле взлетно-посадочной, в створе посадочной. Мало где можно представить такое, а вот здесь есть.



19.



20.



21.Жить можно на горе в своих палатках пользуясь или не пользуясь водой-электричеством базы, а можно в домиках, в аскетичных но чистеньких комнатках. Это, кстати, довольно бюджетно (70 гр / сутки) и удобно. Хотя если хочется большего комфорта и удобств прямо в номере, то это тогда нужно вниз, в Коктебель и т.п. Но тогда потеряешь в атмосфере, однозначно. Чего стоит одно то что живешь на Клементьева 1-1, у обрыва горы...



22.А  с утра, после полетов, завтракаешь в парабаре, у застекленной стены которого на твоем уровне пролетают парапланы-дельтопланы и иногда когда допиваешь утренний кофе, то и делают бочку на Як-52, прямо в 50 метрах от тебя.



23.Парабар прост, но сделан с душой и изюмом. Деревянные столы и огромная стеклянная стена прямо над обрывом горы перекрывают все минусы с лихвой. Да и кормят здесь отменно. Сюда ходят столоваться даже из соседних клубов)).



24.Есть WiFi, электричество и удобные места с розетками, так что в свободное время от полетов (9-16:00), да и во время ожидания погоды, можно плодотворно поработать, или просто посерфить инет.



25.Но можно и поматрасничать всевозможными способами...))



26.Например, пособирать пазл на 2000 или 3000 элементов (их тут в избытке, собирают постоянно). Или поиграть в настольные игры.. парапланеристы вообще мастаки по части как убить время, сказывается регулярная тренировка ожиданием летной погоды. Но, чем приятно удивили ребята Бриза и вообще команда Сергея Жукарина, это то что алкогольных тренингов не наблюдается, никто не "сбивает погоду", как это частенько принято в других местах...



27.Напротив, если погода нелетная, частенько идут подгонять подвесные системы, тренировать бросание запасных парашютов на стенде (раскручиваемом, с перегрузками) и т.п. То есть проактивно так проводят время, молодцы.



28.А то и вовсе собирают всех желающих и везут в местный музей истории Горы, который находится на территории бывшего ЦАГИ. Достаточно чтобы набралось 7-8 человек и Сергей Жукарин готов потратить свое время, съездить и провести экскурсию. Очень рекомендую. Интересна сама по себе, безотносительно летаете вы или нет.



29.Именно здесь начиналась авиация в СССР. Запускали свои планеры Ильюшин, Королев, Антонов,... многие интереснейшие для меня вещи я узнал не из книг (авторства и Жукарина в том числе), а просто в ходе вот такого вот посещения провинциального по сути музея.



30.



31.



32.



33.Вильга.... еще летает, кракозябра)).



34.А это АН-2, целый ангар забит ими, уже не летающими, увы.



35.Лишь один остался в строю, раритетный, 1948 года. С него до сих пор парашютистов бросают по выходным!



36.А это та самая шляпа Максимилиана Волошина, точнее памятник ей. По легенде именно с ее помощью летчик Арцеулов, с которого и началась история горы Клементьева (долгая история...а если привосокупить то что он еще и внук Айвазовского, то вообще туши свет) объяснил Волошину суть восходящих потоков. Памятник современный.



37.Территория бывшего ЦАГИ - пантеон былого величия СССР. По всюду миражи на пустырях... хорошо хоть сохранили то что есть. В основном энтузиасты и бизнес, или то и другое вместе. Здесь - почти все энтузиасты.



38.Это же каким энтузиастом нужно быть чтобы каждый день в 5:30 вставать и везти учеников и всех с ними на полеты? ))



39.И по многу часов сидеть и ждать усиления (ослабления) ветра в АнтИбусе? Порой безрезультатно.



40.А порой и делая вылазки за нужным ветром в окрестности, поскольку на Клементьева что-то все не то (хотя это конечно редкость, на Горе почти под любой ветер есть старты).



41.Например, можно летать в бризе над морем, над бухтами между Феодосией и Коктебелем



42.Но в этот раз не удалось полетать над могилой Волошина рядом с мысом Хамелеон, увы. Зато прогулялись отменно. Теперь весь день впереди и может быть вечерний сет полетов (днем сильная термичка и обычно не летают)

На фото - возвращаемся к АнтИбусу



43.За месяц проведения альпшколы в Судаке я так не загорел как тут за неделю.. стал под цвет майки)). Вот что значит весь день "на свежем воздухе".



44.Но вот задул ветер северных румбов, кажись полетаем. Первые пилоты-тестеры пошли на старт.



45.И вслед за ними и все остальные потянулись... пока вечерний волшебный пых еще в силе и можно полетать полчасика перед сном.



46.

P.S.Заказали наконец себе собственные купола и запаски, в августе будем уже летать на Юце на своих парапланерных комплектах)). Спасибо Сереге Костромитину и Диме Гусеву, помогли с выбором.

____________________________________________

Прошлый летный фоторепорт был на тему  "Летать - это просто" (о полетах, жизни и горе Юца)

Феодосія, Крим, тури вихідного дня, Коктебель

Previous post Next post
Up