Топовыми объектами Бахчисарая зачастую называют Чуфут-Кале и Ханский дворец - а о пещерном Успенском монастыре подчас забывают. Впрочем, он нередко становится приятным сюрпризом для идущих в старинный город караимов - через монастырь идет самая удобная пешая дорога на Чуфут-Кале. Основали монастырь еще в VIII веке византийцы, расцвета обитель достигла, как водится, к революции, затем была эпоха психдиспансера, а ныне это вновь религиозный и туристический объект. Монахи вроде как жалуют туристов, несмотря на всевозможные вроде как запреты - забив на "фотографировать запрещено", а спокойно снимал со вспышкой даже главный алтарь пещерного храма.
Еще они здесь устроили весьма полезный и даже гуманный бизнес - со здешнего источника фасуют воду в пластиковые бутылки. И в который раз упомяну, что в Крыму многое бывает дешево - стоит это удовольствие всего 5 грн. При этом рядом с торговой точкой - собственно источник, где ту же воду можно взять забесплатно - но со своей тарой. Редко кто тащит с собой бутылки - и торговля идет на ура.
Начало пути на Чуфут-Кале через монастырь - с центральной площади бывшего поселка Салачик, а ныне - окраины Бахчисарая. Сюда ходят маршрутки от вокзала.
Успенский монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII-XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополита. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у великих князей, царей московских и всея Руси. С XV по XVIII вв. Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма. - так пишет Вика, и я с ней не спорю.
С 1781 монастырь действует как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.В 1850 году была возобновлена монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм св. евангелиста Марка, храм свв. Константина и Елены, кладбищенский храм св. Георгия-Победоносца, церковь св. Иннокентия Иркутского. Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад. В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны. После войны на территории монастыря на десятки лет разместился психоневрологический диспансер.
Одна из келий, видимо, или иного назначения. Подобных "зданий" здесь несколько
Один из фонтанов-источников. Табличка гласит, что фотографироваться "я и пальма святой" нельзя. К этому мы еще вернемся
Парадная лестница к пещерному храму. Монастырь по сути расположен на нескольких уровнях: нижний - в ущелье, где сельхозугодия, средний - где проходит дорога на Чуфут-Кале и мы нынче находимся, и верхний - помещения, встроенные в скалы, на разной высоте.
Одно из "верхних" помещений на другом краю ущелья, там расположен... курятник:)
Вид на нижнюю территорию монастыря
Какой-то старинный бювет или часовенка
Внутри довольно много ходов, но и просторно - долбить камень несложно
Вход в церковь оформлен ликом Серафима
В каждой "дощечке" - капсула с землей оттуда
Ну и сцена из жизни - строитель такого канонического виду поясняет туристке, что на фоне лика святых фотографироваться кагбе нельзя. Но понимания нет, и за это время еще несколько туристов успело сфотографироваться на фоне икон.
Больше фото здесь.
http://questrum.livejournal.com/270737.html