Предлагаю вам прогулку по небольшому украинскому городку на Волыни - Гоще, которая в далекие времена входила в состав Речи Посполитой, и которая вошла в историю своим знаменитым посещением будущего московского царя, а тогда еще Григория Отрепьева.
Владельцами Гощи с 15 века были князья Гойские. Они-то и основали в Гоще один из центров арианства (социанства) на Волыни. Думаю, что большинству из вас неизвестно, что это за арианство. Не знала это и я. Но в Интернете есть все! Читаем:"Ариане - христианская секта, последователи Ария, проповедовавшего еритическую с точки зрения христианских церквей, учение о неравенстве Иисуса Христа по сравнению с Богом-отцом". Эта "секта" была осуждена еще в первом веке Вселенским собором, но, тем не менее, просуществовала до 17 века, имея сторонников по всей Европе. Кстати, религиозные взгляды Исаака Ньютона были очень близки этому еретическому учению. Кто интересуется, даю
ссылочку его трактата . В Польше особенно было распространено учение Ария несколько преобразованное Фавстом Социном - потому и социанство. К этим арианам-социанитам и принадлежали Гойские, которые открыли в своих владениях мужской монастырь и коллегиум, в котором и обучали своим еретическим догматам. Арианство же, кстати, считалось шляхетской религией.
Вот так, бегая от монастыря к монастырю, прибывает Григорий Отрепьев в 1602 году в Гощу.Кто скажет теперь, почему он пошел учиться в арианский коллегиум? Возможно, поняв, что ему не добиться признания и подержки у православных магнатов, он и засел изучать науки "по-латынски и по-польски".Вполне очевидно, что уже тогда объявил себя царевичем, и гощинские ариане ухватились за него в надежде "распространить свою ересь во всем Московском государстве". В Гоще самозванец жил до апреля 1603 года, и после Пасхи исчез. Дальнейшая его судьба, думаю, всем известна. Процарствовав менее года, но успев за это время отпраздновать свадьбу с Марией Мнишек, Лжедмитрий был убит, затем сожжен. А прах его заложили в пушку и выстрелили в ту сторону,откуда он пришел.
Попал этот пепел,наверное, и на Гощанские земли. Куда-то сюда - ведь именно на этом месте и размещались здания арианского монастыря и коллегиума.
С середины 17 века начинаются гонения на ариан. Изгоняются они и из Гощи. Но "свято место пусто не бывает". В 1638 году владелицей Гощи становится Регина Соломерецкая из рода Гойских. Она решается в противовес насаждающемуся католицизму на Волыни открыть монастырь и высшую православную школу и обращается с этим вопросом к митрополиту Кивскому Петру Могиле. (Помните Киево-Могилянскую академию? Это в честь него так названа). Он приказывает перевести в Гощу Винницкую коллегию и становится ее опекуном. Ректором назначает Иннокентия Гизеля, который станет впоследствии ректором Киево-Могилянской академии. Пишу это и думаю - какие ученые мужи жили в Гоще! Какие науки здесь изучали!
Философию, риторику, поэтику, географию, латынь, польский, французский и другие науки. Это в Гоще-то, в которой сейчас существует только несколько общеобразовательных школ...
Монастырь со временем прибирают к рукам базилиане.(василиане). Еще одно учение, названное по имени греко-униатского ордена св. Василия Великого, который образовался в 17 века на территории Польши и существует кое-где и по сей день. Затем монастырь становится католическим, потом униатским. И лишь в 1796 году возвращается к православным. После прихода Советской власти строения монастыря, конечно же, используются для хозяйственных нужд новой власти и продолжается это до 1995 года. Происходит полная реконструкция , и теперь мы можем со всеми желающими осмотреть здания и подворье Свято-Покровского женского монастыря.
Заходим через калитку, которая в белой ограде слева. Проходим мимо клумбы и поворачиваем за огромной елью налево.
Конечно же, любуемся клумбой.
Спускаемся по ступенькам. Любуемся еще одной клумбой. Можем отдохнуть в плетеных креслицах.
Я знаю, о чем вы сейчас подумали.Но,думаю, что эти красивые кресла, как правило,всегда пустуют...
Выходим на подворье. По центру - корпус для кухни и трапезной. Но,конечно же, моя цветочная душа замерла при виде клумб
Тщетно я старалась узнать, кто занимается этим продуманным, абсолютно не характерным для нашей глубинки,дизайном.
В монастыре несут послушание всего тридцать сестер разного возраста. Мне не хочется поднимать здесь тему жизни в монастыре, а тем более, ее обсуждать. У каждого свой жизненный путь.
Пока я гуляла по подворью монастыря, мне навстречу все время попадалась вот эта славная послушница, выходящая из сестринского корпуса. Похоже, что монастырь не бедствует. Ну и,слава Богу!
А сейчас вы увидите трех стариц, шевствующих после службы в Храме в свои кельи.
Посмотрим еще раз на монастырский комплекс. Справа - сестринский корпус с домовой церковью в честь святителя Николая,Архиепископа Мирликийского, чудотворца.По центру - подсобные помещения с комнатами для рукоделия.
Слева виден купол . Направимся к нему.
В Гоще есть еще одно интересное и древнее строение - это Михайловская церковь, построенная в середине 17 века. И если центральный корпус Свято-Покровского монастыря отстраивали на развалинах прежних строений почти заново, то эта церковь была почти что такой при ее основателе - Адаме Киселе.
Меня всегда интересует такой вопрос: почему люди, которые так много сделали для своего Отечества, как правило, уходят в небытие. Почему нам знакомы имена и "подвиги" Джека Потрошителя,Калигулы,Мерилин Монро и Соньки-Золотой ручки, а совсем ничего не известно о личностях, которые жили рядом с нами, которые хотели сделать наш край и жизнь наших предков лучше и которые были настоящими патриотами своего Отечества? И если бы не эта поездка в Гощу я бы так ничего бы и не знала о государственном муже, которого современники назвали "Ришелье своего времени и государства".
Адам Кисель - один из богатейших магнатов Речи Посполитой и вместе с тем - сенатор, всегда выступавший в сейме, как защитник украинского народа и его культуры, миротворец, предводитель православной шляхты,талантливый дипломат, меценат - основатель монастырей и храмов.Представитель очень древнего рода,ведущего начало от древнерусского боярина Свентольдича.(Всегда поражаюсь - как все переплетено в истории моего края!). Посмотрите на его герб - он о многом может рассказать.
Из Летописи 897 года. Боярин Свентольдич был дружинником князя Владимира, когда Белгород окружили печенеги. Силы были неравны, а помощи ждать было неоткуда.Выручила смекалка Свентольдича. Во все колодцы Белгорода были поставлены бочки с киселем, а печенеги были приглашены на переговоры.Увидев, что вместо воды жители города черпают из колодца кисель,враги решили, что этот город никогда не сдастся и сняли осаду.Легенда это, или нет, но с тех пор появилось прозвище, а затем и род Кисели. А на гербе изображается печенегский шатер, увенчанный крестом, как символ победы над вражьими силами.
Рядом с храмом - очень интересная колокольня. Вот только я не узнала, когда она была построена. Похоже, что тогда же, когда и храм.
Об Адаме Киселе вы можете прочитать в Интернете. Его судьба очень интересна и поучительна. В Украине его упрекали в том, что "его украинские кости поросли ляшинским (польским) мясом", а в Польше считали шпионом Богдана Хмельницкого - "предателем,гадюкой,холопом и русином".
"Серед своїх, мов гість чужий,а між чужих, як ворог клятий,
Одівся в мудрість,наче лати,підносиш люд напівживий.
Землі святої вартовий, ти мир,як хліб,навчав тримати,
Ти брат усім,хоч супостати й товариши топтали в гній.
Ти в православ,ї звів просвіту,на захист звів монастирі,
Ідеї втілював сирі,коли із шаблею півсвіту,
У ранній відійшов порі,подібний шлях метеориту. (Виктор Мельник).
Как же почитает его украинский народ, судьбу которого хотел улучшить этот миротворец? Адам Кисель прожил всего 53 года и был похоронен в склепе построенной им церкви Успения Пресвятой Богородицы села Низкиничи на Житомирщине. (Там он родился).В начале 18 века эту церковь ограбили шведские солдаты, но захоронения не тронули. Произошло это уже в советские времена. В 1920 году свинцовый гроб Адама Киселя был взломан,золотые гетьманские регалии, конечно же, были украдены. А остальное было "доделано" в 1962(!) году - кости были выброшены, а скульптура разбита. Остался только металлический саркофаг, который недавно был реставрирован, как и скульптура славного сына своего Отечества,"Ришелье своего времени и государства".
Еще раз посмотрим на храм, построенный на деньги Адама Киселя в середине 17 века. Я не специалист по архитектуре, но считается, что эта скромная и вроде бы, простая церковь имеет уникальное триконховое строение. И специалисты обращают внимание на восточную (алтарную) часть, которая сейчас на переднем плане. А еще на готическое завершение окон.
Зайдем в Храм.
Мне в этот раз очень повезло.Обычно, в храмах фотографировать не разрешают, да, честно говоря, и не очень хочется этим заниматься во время службы.Но как раз происходило таинство венчания. И со всех сторон молодых фотографировали многочисленные гости. Я, конечно, не преминула этим воспользоваться.Но совсем немного и без вспышки.
Последняя реставрация была в 2004 году. Конечно, трудно сейчас себе представить, как выглядел храм во времена Адама Киселя. Но чувствуется, что строили его как крепость. Толщина стен в центре достигает 2,5 метров.Поэтому внутри он совсем небольшой, но очень торжественный.
После смерти Адама Киселя храм стал католическим, но продолжалось это недолго.
Пожелаем молодым счастья и закончим наше такое длинное растительно-цветочное-историко-монастырско-церковное путешествие по славному украинскому городку - Гоще.
Хай вам щастить! А молодым - Совет да Любовь!