Замки Украины и их окрестности на велосипеде

Nov 06, 2010 00:33

Даты: 26.04. - 01.05.2008.

Участники: bookva4ka (Юля), alex_ishchenko (Саша).

Нитка маршрута:

Длительность - 6 дней.

Пройденное растояние - около 350 км.

В этом году майские праздники чудесным образом соединились с Пасхальными выходными, так что не воспользоваться таким случаем для очередного путешествия мы, конечно же, не могли. Захотелось побыстрее достать велосипеды, благополучно перезимовавшие на балконе, и махнуть куда-нибудь навстречу новым приключениям.

На этот раз решили махнуть в западном направлении. Цель поездки - обозрение старинных замков (или того, что от них осталось) Хмельницкой, Тернопольской и Черновицкой областей нашей родной Украины. Самые известные и посещаемые из них: замок Каменца-Подольского и Хотинская крепость. Но расстояние от точки А до точки В (или в данном случае: от точки «К» до точки «Х») по основной трассе не превышает и 20 км. Для вело маршрута этого маловато.

Поэтому, чтобы растянуть удовольствие почти на неделю, было организовано некое маршрутное кольцо, проходящее через наиболее интересные местные достопримечательности и замыкающееся в Каменце-Подольском. Так и образовалась нитка маршрута:

Кам’янець-Подільський - Скала-Подільська - Борщів - Висічка - Більче-Золоте - Монастирок - Кривче - Гермаківка - Кудринці - Завалля - Хотин - Кам’янець-Подільський.

Итак, наши приключения, как обычно, начинаются еще при посадке в поезд. Поначалу, вроде, все шло нормально: приехали на вокзал, разобрали велы возле вагона, зашли в свое плацкартное купе, закинули рамы с колесами на третьи полки и стали ждать отправления. И тут появляются какие-то люди, и говорят, что они едут на тех же местах, что и мы… Естественно, тут какое-то недоразумение. В итоге выясняется, что мы сели не в то вагон… Ну мы в суматохе разборки велов провтыкали с дверью, но как проводница могла не заметить? Видимо её уж очень поразил наш багаж :). В общем, поезд уже тронулся, а мы еще в течение минут пятнадцати таскали порциями через весь вагон наши рамы, колеса и вело баулы. Веселье, одним словом :).

26.04.08.

Утром вышли на вокзале в Каменце и сразу же направились к замку, первые постройки которого относятся к XI-XII векам, а основные укрепления, - к XVI-XVII векам. Замок очень неплохо сохранился, и сегодня является самой популярной в Украине достопримечательностью такого рода. Вход на территорию, естественно, платный, но учитывая нашу студенческую скидку, плата оказалась довольно символической. Внутри нас ждали старинные башни, стены с внутренними коридорами, колодцы и подземелья замка. В подземельях, кстати, находятся фигуры, изображающие казаков, мушкетеров, послов и узников замковых темниц. Некоторые из этих фигур выглядят весьма устрашающе, так что мне понравилось. Крепость мы осмотрели и облазили со всех сторон, постреляли из лука и еще немного полюбовались видом крепости с расположенного неподалеку холма.

А дальше наш путь лежал вглубь западных земель, к менее известным, но все же очень любопытным руинам замков и фортификаций. Без длительных остановок крутили почти 50 км. по трассе в направлении Чорткова. Останавливались только на обед в придорожной кафешке, полюбоваться цветущим майским одуванчиковым полем, да сфотографироваться возле позитивного дорожного знака «ЧОРТКІВ - 68, САТАНІВ - 79».

Кстати, любителей мистики я разочарую. Название Чортков исторически никакого отношения к чертям не имеет, а происходит от фамилии местного помещика  Чартковского.

Но направлялись мы не в сам Чортков, а поворачивали строго на запад, через реку Збруч в направлении города Борщева. (Простите, если названия городов в русском тексте звучат коряво. Была мысль писать на украинском, но не пошло. Так что, звиняйте, читайте как есть).

На а въезде в Скалу-Подольскую с правой стороны дороги нашему взору открылся вид на огромный, весьма впечатляющий карьер. К сожалению, нашим планам в этом городе помешал некий не совсем трезвый (мягко говоря) местный житель, как назло, тоже ехавший на велосипеде. Что-то он нам сначала рассказывал про то, что с женой поссорился, потом какими-то комплиментами в мою сторону разразился, потом Сашке яростно руку жать начал, а напоследок решил, что у нас вода плохая и вылил её зачем-то. Потом сказал, что пойдет в колодце холодненькой наберет, а когда мы вежливо отказались, злится начал. Завел обычную песню на тему «ты меня уважаешь» и все в таком роде. Короче, не понравилась нам эта ситуация, и вкрутили мы от него что было силы, еде отвязался. А улепетывать от всяких недоброжелателей под горку на груженом велосипеде, скажу я вам, занятие не из легких. Ну для меня, по крайней мере. Повезло, что он пьяный был, ездил зигзагами. После этого возвращаться в город уже не хотелось, так что, купив свежей водички, мы отъехали с десяток километров до леса и стали на ночевку.

27.04.08.

На следующий день наступило пасхальное воскресенье. Рано утром мы проехали районный центр Борщев, где из достопримечательностей посмотрели на церковь и спиртзавод. Замок здесь в 17 веке был, но сегодня от него почти ничего не осталось.

Дальше нужно было попасть в небольшой поселок «Висічка» (даже не хочу думать, как это будет по-русски), расположенный согласно путеводителю примерно в 4 км. от Борщева. По пути с нами приключилась еще одна, на этот раз весьма забавная, история.

Туманным апрельским утром, в пасхальное воскресенье мы проезжали некий поселок «Верхняківці». Название, наверное, дано потому, что расположен поселок на склонах двух довольно высоких холмов. И вот мы, спустившись в долину, начинаем преодолевать склон одного из этих холмов, на котором расположена сельская церковь. При подъеме наши несчастные велосипеды начали издавать монотонный жалостный скрип. И как раз в это время из церкви после утренней службы во двор выходит все сельское население. А тут мы в своих вело-шлемах. Картина была такая: мы медленно, с визгливым металлическим скрипом, прокручиваем мимо всей этой толпы, а они как по команде одновременно поворачивают головы в нашу сторону и провожают взглядами. Прямо как в фильме ужасов про ведьм. Жуть :).

Вообще, если уж говорить о людях, то мне все же милее западно-украинский народ, чем, например, крымчане. На западе люди гостеприимнее и проще, они искренне любят свою природу и не так материальны. В этом не раз убеждалась в карпатских походах. Я не говорю, что в Крыму таких людей нет, они есть и я их не раз встречала. Но Крым, особенно столь популярный южный берег, испорчен массовым туризмом. Заоблачные цены, плата за вход под каждую елку - это оставляет не самые позитивные впечатления.

Но везде есть свои недостатки. В Крыму уже почти все привыкли даже к велотуристам, и реакция на наше появление относительно равнодушна (что, в общем, и к лучшему). А вот в западно-украинской глуши к такого рода туристам не привыкли. Мы в их представлении были просто сверх-чудаками. Еще и на Пасху. Забегая наперед, расскажу еще 2 подобных истории из этой поездки. Когда в Кривче мы тоже поднимались в горку, навстречу нам ехал автобус с туристами, и один паренек из окна сначала удивленно показывал на нас пальцем своим друзьям, а потом достал телефон и начал нас снимать из окна автобуса. Видимо, наш вид впечатлил его не меньше, чем руины замка и пещера в Кривче.

Примерно то же самое было и возле замка в Кудринцях. Я пробиралась с велосипедом через болото возле небольшого ручья, а мимо ехала машина с тремя парнями. Открылось окно, и с криками «Снимай её, снимай!» из окна высунулась рука с видеокамерой. Жаль, у меня не было под рукой фотоаппарата, чтоб сфотографировать их. Выглядели они очень забавно.

Но это так, лирическое отступление. А дорога наша лежала в направлении Висічки. Найти этот поселок на карте так же непросто, как и попав туда обнаружить в нем обещанные путеводителем руины замка. Пришлось искать помощи у местных жителей. Но, как назло, вокруг никого не было видно. Вскоре удалось найти одного паренька на мопеде, и хотя его внешний вид и мутные красные глаза не внушали особого доверия, решили спросить дорогу у него. Ответ последовал весьма невнятный. Во-первых, говорил он как истинный «западнянин», то есть на смешанном украино-польско-румынско и еще черт знает каком наречии, очень быстро и совершенно неразборчиво. Понять его мне не помогло даже то, что когда-то я целый год прожила во Львове и к такому образу речи успела немного привыкнуть. Примерный смысл его слов был таков: «Всю жизнь тут живу, и никакого замка не знаю. Разве что вы имеете ввиду эту старую башню, больше похожую на каменный сарай, тогда вам надо ехать прямо, потом направо, у дуба налево, через 100 метров направо, потом три раза вокруг себя перекрутится, три раза перекрестится, плюнуть через левое плечо, и еще проехать метров 100». Короче, толку от такого напутствия было мало.

Ну кое-как нашли мы эти руины, и поняли, что парень насчет «сарая» был практически прав. Да, на замок это не смахивало вовсе. Да и на башню весьма отдаленно. Просто какие-то невнятные остатки отсыревшей каменной кладки с двумя окошками. И стоило ли ради этого тащится в такую глухомань?

И снова дорога нас озадачила. Нужно было найти грунтовку, ведущую напрямик в Більче-Золоте. А вокруг видно было только зеленые холмы да тоненькие сельские тропки. Вообще, с грунтовками в походах всегда есть несколько проблем: во-первых, они могут начинаться и заканчиваться где угодно. Проселочные дороги вечно выныривают из-за каких-то домов, магазинов или сараев, проходят через чей-нибудь огород или сад, и определить, что это и есть начало дороги порой весьма сложно. Во-вторых, грунтовки непременно начинают петлять и разветвляться в разные стороны, так что становится совершенно не понятно какая куда ведет и которая из них именно та, что обозначена на карте. Если с асфальтированными дорогами все более-менее однозначно (хотя и тут бывают ляпсусы на картах), то отметить каждую проселочную загогулинку на карте, даже на подробной 500-метровке, физически не возможно. Вот и получается, что считать повороты и угадывать нужное направление не имеет особого смысла, все равно, если нет четких ориентиров, то никакой уверенности в правильном выборе пути не будет.

В данном случае нас выручила местная тетенька, которая провела нас по тропинке через холмы и чей-то огород к сельскому кладбищу, где и начиналась нужная нам дорога. Такое вот оптимистичное продолжение пути. Тем временем тучи на небе сгустились и начал накрапывать дождь. А грунтовки под дождем - это вообще отдельная история. Но в тот день нам повезло, и слегка покапав, дождь скоро прекратился. К Більче-Золоте подъехали уже ближе к вечеру. Разочарованные увиденным «замком» в Висічке в Більче решили не заезжать и заночевали в лесу неподалеку.

28.04.08.

Утро встретило нас довольно сильным дождем, но так как смысла торчать в лесу у дороги не было никакого, мы собрали палатку и покрутили педали по все тем же грунтовым дорогам Тернопольской области. Для защиты от дождя мы облачились в бессмертные полиэтиленовые дождевики по 10 грн., а вело-баулы накрыли сверху чехлами для перевозки велосипедов. Правда размер чехлов примерно раза в три-четыре больше, чем размер вело-сумки, поэтому при порывах ветра или быстрой езде сзади велосипеда образовывался парашютоподобный купол, добавляющий колорита к нашему и так весьма незаурядному внешнему виду :). Размокшая грязь вылетала из-под колес, забрызгивая ноги и велосипед, огромные лужи посреди дороги приходилось кое-как обходить пешком, и вообще под майским дождичком ехалось очень весело и приятно :).

В этот день главным пунктом нашей культурной программы был поселок «Монастирок». Здесь все тем же путеводителем был обещан не много не мало «Украинский Стоунхендж». Приехав в село, состоящее, как мне показалось, не более чем из 100 домов мы принялись искать две вещи: местный магазин, чтоб купить воды и чем-нибудь подкрепиться, и этот самый расхваленный пещерный монастырь. Какое-то время из местных обитателей нам встречались только коровы, но вскоре нашлись и люди, подсказавшие дорогу к магазину. А вот про «мегаліти» или что-нибудь в таком роде они нам поведать ничего не смогли. Видно было, что своим появлением мы их не на шутку озадачили. И только продавщица магазина оказалась сведущей в местных достопримечательностях, подсказав дорогу и поведав мистическую историю о том, что на скалах пещерного монастыря можно увидеть отпечатки рук самого Христа.

Не знаю, возможно, мы что-то пропустили, но обещанных монолитов, хоть отдаленно напоминающих «Стоунхендж», мы таки и не нашли. Ровно как и отпечатков. Видели скалы, расположенные над берегом речки Серет, и высеченные в скалах ходы пещерного монастыря, кстати по историческим данным возник этот пещерный монастырь где-то в ІХ веке н. е., что конечно весьма впечатляет. Но на собственном опыте мы убедились, что «Стоунхенджа» в Украине все-таки нет, и как ни крути, а за тайнами древних друидов придется ехать в Шотландию.

Следующую часть дня мы потратили на то, чтобы выбраться из «Монастирка» обратно к трассе. Благо, дождь уже немного утих. По трассе крутили еще километров с 20, и как обычно, нырнули на ночевку в придорожный лес.

29.04.08.

Дальше нас ждала относительная цивилизация - поселок Кривче, где кроме замковых руин находится еще и довольно известная гипсовая пещера. Сюда почти круглый год возят экскурсии, приезжает довольно много туристов не только из Украины, но и из Польши, Румынии и других стран. Экскурсионный маршрут пещеры не отличается ни сложностью, ни экстремальными ощущениями - все довольно цивильно: централизованное освещение, перила вдоль маршрута. В общем, доступно и для школьников, и для пенсионеров. Но от этого визит в пещеру не становится совсем уж безынтересным. Погрузиться на час-полтора в подземное царство, увидеть хотя бы часть скрытых от нас в недрах Земли красот и чудес - это всегда впечатляюще увлекательно. Вход в пещеру расположен на возвышении, примерно в метрах 60 выше русла реки Цыганки, протяженность её ходов составляет около 23 км., а внутри всегда сохраняется стабильная температура - около + 10 оС, и очень высокая относительная влажность - от 90 до 100 %. Кстати, стоимость экскурсии составляет всего 7 грн. (в мае 2008 г.), что приятно удивило после визита в крымскую пещеру Мраморную, где летом 2007 г. драли за вход по 80 грн. с человека.

Замок в Кривче расположен совсем недалеко от пещеры, на соседнем холме, при чем стоит он прямо возле дороги. Построен был этот замок, как и большинство тернопольских укреплений, в первой половине 17 в., и неоднократно переходил из рук одних захватчиков к другим. До сегодняшних дней сохранились только две башни и стена между ними, да и то с горем пополам, потому как еще в 1939 г. были целы и въездные ворота, но после войны их вместе со стеной разобрали для строительства дороги. Только в 1990 г. была сделана попытка реставрации руин замка, в результате которой отстроили стену между двумя башнями и поставили крышу над одной из них. Но и это уже дает некоторое представление о существовавшем здесь некогда замке.

Этот день у нас выдался весьма насыщенным впечатлениями. После осмотра всех достопримечательностей в Кривче мы отправились в Кудринці, заехав по дороге в с. Гермаківка, и прокатились по местному дендропарку, где произрастает более 200 видов деревьев и кустов, а общая его площадь составляет 56 га.

Добираясь к замку в Кудринцях почти все время ехали вдоль реки Збруч, пересекая её по деревянным мостам несколько раз. Один раз, пропустив мост, свернули куда-то не туда, довольно высоко поднялись на холм и вынуждены были потом спускаться обратно. В одном из сел меня поразило то, что прямо вдоль главной улицы текла небольшая речка шириной метра два, через которую были проложены деревянные доски почти возле каждого дома. Так что живут в селах тернопольщины почти как в Венеции.

Замок в Кудринцях мне понравился больше всех, которые мы видели в этом походе. Возможно, даже больше Каменца и Хотына. А все благодаря тому, что расположен этот замок в необычайно живописном месте - на высоком, покрытом зеленой травой холме с выступающими кое-где скалистыми породами. Да и сохранился замок относительно неплохо: полторы башни и широкая стена между ними - это уже что-то. В сочетании с хорошей погодой эта старинная фортификация выглядела очень романтично. А на склоне под замком, не ведая всей исторической ценности этого места, мирно паслись коровы…

Закончили любоваться замком мы где-то в половине шестого вечера, так что пора было искать место для ночевки. Но ничего подходящего пока по пути не попадалось: вокруг были либо села, либо заросшие лесом крутые склоны, где поставить палатку было просто нереально. Усталость давала о себе знать, но нужно было двигаться дальше. Место для ночевки нашли только после того, как проехали с. Завалля, оказавшись уже окончательно на левом береге р. Збруч, в Хмельницкой области. Палатку поставили, по доброй традиции, в лесу возле дороги.

30.04.08

Наш маршрут близился к завершению. Всего несколько километров пути, и мы пересекли мост через Днестр, очутившись в Черновицкой области, неподалеку от города Хотын. Еще пару километров по трассе, и въезжаем в сам город. В первую очередь узнаем где находится замок, но когда замечаем сгустившиеся тучи едем искать гостиницу. Их в Хотыне оказалось три, на любой вкус: первая - типичная гостиница советских времен (называется, кажется «Днестр»): большое неуклюжее здание с длинными коридорами и характерным интерьером, стоимость двухместного номера 80 грн.; вторая - самая комфортабельная гостиница «Хотин»: достаточно современного вида трехэтажное здание в центре города, рядом находится главный городской супермаркет, здесь вам и сервис и горячая вода, но заплатить за самый простой 2-х местный номер придется около 300 грн. В первую гостиницу нас не пустили с велосипедами, вторая для нас была дороговата, так что пришлось искать другой вариант. И нашелся он прямо напротив отеля «Хотын», в виде переделанного под гостиницу детского лагеря (или что-то вроде того), с очень бодрым названием «Олимп». За 35 грн. с человека + по 10 грн. за каждый велосипед добрая тетенька вручила нам ключи от восьмиместного номера, где мы с легкостью разместились со всем своим туристическим багажом.

Дальше можно было расслабиться. Первое, что мы сделали - пошли освежиться в душ, о чем мечтали все пять дней нашего катания. Душевая комната была обустроена в лучших традициях советских коллективных учреждений J Вдаваться в подробности лучше не буду, скажу только что вода была исключительно холодная, да и та подавалась по времени. (Да, если для кого-то это новость, то так во многих городах Украины. Даже во Львове в некоторых районах вода с 6 до 9 утром и вечером. Люди набирают ведерки и тазики на целый день.).

А после душа - основательная экскурсия по Хотынскому замку, уже пешком. Непосредственно сам замок представляет собой огромное сооружение с высокими, до 60 м. стенами, расположенное у самого берега реки Днестр. Ворота, башни замка и внутренний двор - все доступно для осмотра туристов. В праздничные дни народу сюда приехало довольно много. Внутри замка есть глубокий колодец, а над ним огромное колесо, в котором раньше подобно белке бегал кто-то из пленных вытаскивая воду для гарнизона.

Но территория крепости не ограничивается только замком. Вокруг него на сотни метров простираются земляные валы и каменные стены, защищавшие укрепление в былые времена. Прогулка по всем уголкам Хотынской крепости заняла у нас не один час. Впечатлений, конечно же, море. Вот только в очередной раз разочаровывают наши люди. На нашу беду во время прогулки нам захотелось перекусить, а так как сухой паек за время похода изрядно поднадоел, решили зайти в местную колыбу. В первой сначала долго ждали меню, потом еще дольше ждали заказа. В итоге через полчаса принесли салаты и сок. Когда спросили когда будет горячее, сказали «скоро», еще минут через пятнадцать мы расплатились так и не получив обещанного. Во второй колыбе заказ принесли без задержки, но я очень удивилась, узнав, что украинский борщ - это красная вода с картошкой. Ни кусочка морковки, буряка или капусты в тарелке я не обнаружила. Ругаться не было настроения, но стало обидно за то, что думают о нашей стране иностранцы, отведав такой вот «борщик».

Последняя ночевка похода прошла тоже не без приключений. Чего стоит одна только ностальгия при засыпании на кровати с пружинами, прогибающимися до пола! А около часу ночи мы проснулись от того, что в соседней комнате объявились соседи. Шумная компания человек из 5-6 бурно обсуждала план продолжения их вечерней гулянки. Открыв глаза мы увидели просто чудную картинку: из противоположной стены, прямо как в сказке, светили тонкие (и не очень) лучики света. Многочисленные дыры в стене между номерами создали звездное небо в миниатюре. Ясное дело, что дырявая стена из картона не обеспечивает даже минимальной звукоизоляции. Их голоса звучали все равно, что у нас над головой. А к логическому завершению спор этой подвыпившей компании явно не близился. Наши просьбы вести себя тише подействовали только на самую трезвую часть, но кое-кто, кажется, своих интонаций не контролировал. В общем, снова уснуть нам удалось еще не скоро.

1.05.08.

И вот настал завершающий день похода. Пора было замыкать кольцо и отправляться в Каменец-Подольский на наш вечерний поезд. Выгрузились мы из гостиницы под небольшим дождичком, но скоро он прекратился, так что до Каменца добрались довольно быстро. Вернулись к мосту через Днестр, снова на территорию Хмельницкой области, и дальше все время прямо по трассе. Кольцо нашего маршрута замкнулось.

До этого почти весь наш путь проходил по мало оживленным дорогам: по грунтовкам либо второстепенным асфальтированным дорогам. И только трасса Хотин - Каменец-Подольский окончательно вернула нас в когти цивилизации, наводненной автомобилями и другими транспортными средствами, с бешеной скоростью проносящимися по асфальтовым рекам. А в Каменце: последний взгляд на крепость, закупка провианта в гастрономе и поезд обратно в Киев.