* * *
[...] кстати заметить что Общество Просвита получает от галицкого, то есть польского сейма, который всячески противится развитию русской народности, 5.000 гульденов ежегодного пособия. Как Просвита задалась целью издавать книжки народные, так Общество имени Шевченка взяло на себя развитие украинской литературы для образованного класса, так называемой интеллигенции. То и другое, разумеется, на украинском ими сочиняемом наречии и фонетическою правописью или кулешовкою.
Капитальною статьею Правды за 1874 год можно считать статью Украинца, под названием: Литература российская, великорусская, украинская и галицкая, очень напоминающую по своему изложению, манере и направлению вышеупомянутые статьи Вестника Европы и С.-Петербургских Ведомостей, а по близкому знакомству автора с общерусскою литературой несомненно показывающую что она принадлежит перу нашего соотечественника. Она представляет странную смесь справедливых данных и замечаний с ложными выводами; заметно, что автор чувствует себя вынужденным считаться с действительностию, хотя для него и неприятною, понимает истинный смысл явлений, но ему необходимо оправдать их бесплодность и вывести из них не то здравое поучение которое они представляют, а другое, сообразное с целями его партии. И вот он задается такими вопросами: 1) Что такое была и есть украинская литература относительно идей, то есть какие потребности и какие социально-политические условия вызвали ее к жизни, и давали ей то или другое направление? 2) Что такое была и есть эта литература относительно материала? 3) Какие шансы может иметь она для будущего развития, и каким путем, при тех условиях, в которых находится, должна она направиться чтобы развиваться соответственно потребностям и целям которые ее вызвали, и чтобы послужить на пользу нашего народа? [...]
Есть учение, которое говорит, что цель оправдывает средства, а мы скажем, что по средствам надо судить о цели, и если средства дурны, то и цель не может быть хороша. Как ни желательно, как ни заманчиво просвещение южно-северно-западно- и восточно-русского простолюдина, но если для достижения этого предлагается нам создать три или четыре литературы, раздробить умственные силы русского народа на несколько уделов, закрепить местные оттенки изустной речи грамматиками и учебниками, и не только закрепить, но и сочинить новые слова и формы которых нет в местных наречиях для выражения научных понятий, то есть всячески работать над обособлением этих наречий, вместо того чтоб общий литературный язык служил средством к постепенному их слитию - если, говорим, предлагаются такие средства, - то можно сказать с уверенностью что самая полезная цель выставлена тут лишь для соблазна верующих, и что человек ее проповедующий есть или пустой верхогляд, не понимающий куда он ведет, или указываемая цель служит ему только предлогом, для прикрытия совсем других стремлений, то есть прямее выразившись - что у него средства составляют настоящую цель, а выставляемая цель есть не более как средство.
Мы не будем залезать в душу автора чтобы решить, какое из этих предлоложений справедливее, пусть догадываются сами читатели по обширным выпискам сделанным нами из его статьи. [...]
Мы будем говорить о сущности самого дела. Вы, гг. украинофилы, так печалуетесь о вашем народе; вы боитесь его невежества, вы хотите его просвещать, и для этого выбираете такую окольную дорогу - хотите выковать его наречие в литературный научный язык, хотите создавать для этого целую литературу, которая бы его обособила от шестидесятимиллионного русского народа, то есть хотите создать для него в русском мире
духовный партикуляризм. Ведь теперь малороссиянин также легко выучивается общерусской грамоте, как и великоросс, и не удивительно: эта речь и эта грамота создана столько же людьми вашей родины, начиная с воспитанников Киевской духовной академии начала XVIII века, как и Ломоносовым и Карамзиным; на ней писали ваши земляки Димитрий Ростовский, Феофан Прокопович, Георгий Конисский, Гоголь, вы хотите, значит, сделать непонятными их произведения для вашего народа, равно как и Державина, Пушкина, Жуковского, Толстго, вы хотите лишить его возможности читать историю Карамзина, и другие новейшие отечественные бытописания. Чем же вы замените все это? Неужели вы воображаете себя в силах написать что-нибудь подобное, создать хотя сотую долю того литературного богатства которым мы и вы уже обладаем, и пользования которым вы хотите лишить ваш народ? Нет, вы не друзья его, а враги, вольные или невольные, вы враги и всего русского народа, потому что хотите лишить в будущем Русский мир таких деятелей и талантов, как упомянутые выше и другие ваши земляки, которые принесли богатые вклады в общерусскую литературу, и какие явятся без сомнения и в будущем для ее украшения, если только ваши вредные стремления не возобладают на Руси (от чего да избавит нас Бог!). Независимо от этого, в ваших писаниях проявляется дух неприязни к родному великорусскому племени, к его исторической жизни, к тем зиждительным началам которые возвеличили наше отечество; в них проявляется пристрастие ко всем разрушительным и ненормальным явлениям народной жнзни, - это видно из характера и направления главы вашей исторической школы которого вы выставляете образцом для подражания, и из той враждебности, которую вы стараетесь навязать вашему народу к образованным сословиям. Как вы смеете после этого зачислять в ваши ряды таких людей как Гоголь, Максимович, Метлинский, Квитка, Котляревский, людей очень не равных по таланту, но сходных в том что любовь их к своей родине и языку нисколько не мешала им быть истинно русскими, любить искренно общее отечество и ставить общее выше частного! Шевченко и другие истинно художественные таланты не принадлежат вашим рядам. Они-то заставили северноруса любить Малороссию, ее говор, ее песню, бытовые особенности ее народа, полные иногда поэзии и изящества; они создали привлекательный тип из своего земляка, а вы вашими безобразными измышлениями роняете его достоинство, отталкиваете от него братскую симпатию, и в самих себе выставляете напоказ отрицательные стороны его характера - недовольство, вражду, зависть ко всему что стоит выше вас, злобу и интригу против не принадлежащих к вашей клике. Вы берете на себя тяжкий грех, потому что по вас станут пожалуй судить о вашем народе: ведь обзывали же, малороссиян, мазепами и ябедниками, благодаря одной крупной коварной личности и нескольким десяткам мелких плутов. Неужели вы хотите воскресить в народной памяти эти названия?
Неудивительно, если вы в этом успеете, когда вы решаетесь употреблять учреждения и общества назначаемые для разработки истории и этнографии древней Русской земли, издания произведений прежнего и современного народного творчества как орудия вашей пропаганды; когда вы хотите придать памятнику Богдана Хмельницкого, который должен служить символом воссоединения двух ветвей одного народа, значение воспоминания о его отдельности; когда вы силитесь воспользоваться для ваших целей безрассудными и враждебными движениями польской интеллигенции, и еще в то время когда этот блудный сын славянства начинает подавать некоторую надежду на раскаяние и исправление. Вы хотите отравить ядом ваших стремлений и народную школу, и литературу народа и юношей назначаемых быть его учителями; даже самое поднятие его благосостояния, наделение землей кажется вам благоприятным случаем для внушения ему понятий о племенной отдельности которых доселе он был чужд. Опомнитесь, вы идете по следам тех деятелей, которые опозорили польское имя; можно подумать что вы воспитались в их школе: не так ли поступали агенты ненавистного ржонда?
Ваши вредные затеи не ограничиваются пределами нашего государства, они простираются и на русских, принадлежащих соседней державе. Как в России вы стараетесь поселить о тамошних делах превратные понятия, так и там, посредством ваших здешних и заграничных органов, вы силитесь распространить ложные мысли о нашем общественном мнении, о ваших симпатиях и отношениях к соплеменникам. Вы преследуете бранью и злословием ту партию в Галиции которая остается верна народному преданию и усиливается поднять свой народ, уберечь его от полонизма, укоренив в нем убеждение в его духовном единстве со всем русским племенем, которая стремится приблизить его литературный язык к общерусскому; вы же работаете чтоб убедить и утвердить его в его отдельности, и издеваетесь над языком Слова и Карпата, [* Газета выходящая в Угорской Руси.] бывшим там и доселе общеупотребительным в письменности, и гораздо более доступным большинству, нежели наречие вами фабрикуемое, - и это только потому что он сближает галичан с нами. Ненависть ваша ко всему что там признает себя однородным не только с 15-миллионным, сочиненным вами русским племенем, но с действительным 60-миллионным русским, простирается до того что вы доносите польскому правительству Галиции о всяком малейшем пособии которое кто-нибудь из писателей или какая-нибудь газета этой партии получит от одного из наших славянских комитетов, и делаете донос об одном и том же пособии по нескольку раз. Вы очень хорошо знаете что эти пособия делаются не из правительственных источников, что они идут от пожертвований частных лиц, что они не имеют никакой политической цели, а выражают только симпатию русского общества к бедным труженикам и борцам за нашу общую народность, что нет ничего предосудительного ни давать, ни получать подобное пособие для благородной цели, что вы сами тоже делаете только для вредной цели. Но вы также очень хорошо знаете что не так смотрит на это западная печать и польский Львовский сейм, которые делают вид или, может быть, действительно подозревают тут политическую и правительственную пропаганду. И вот вы пользуетесь этим заблуждением или умышленною злобой, и поддерживаете ложь вашими разглашениями чтобы повредить бедным людям за то что они ваши противники. Как низок должен быть нравственный уровень тех кто прибегает к подобным средствам!
Да, прибавим мы в заключение, вы враги вашего народа еще и потому что стараетесь развивать слабые стороны его характера, его отрицательные качества, вместо того чтоб им противодействовать. При богатой духовной природе, глубине чувства, верности и честности убеждения, ваш народ склонен к какому-то болезненному раздражению, к беспричинной подозрительности и недовольству. Он не всегда руководится здравым взглядом на жизнь, требует от нее невозможного, владает в колебания и сомнения, подмечает только отрицательную сторону людских дел и явлений; оттуда нередко безотрадное его настроение, оттуда апатия, недостаток практического смысла, энергии, неспособность создать себе положительные, осуществимые идеалы и остановиться на них. Вы можете служить представителями этих недостатков; не сознавая их или стараясь их эксллуатировать в пользу своих стремлений, вы стараетесь не смягчать, а еще более развить их. Вы питаете раздражительность народа, представляя ему в преувеличенном виде картину минувшего и мнимого его настоящего унижения; вы стараетесь воспитать в нем зависть и ненависть ко всему что стоит хотя одною ступенью выше уровня простолюдина; вместо того чтобы показать возможную и честную цель для его жизни и деятельности, вы сбиваете его с прямого пути, и путаете в лабиринте ваших фантастических затей; вместо того чтобы показать ему то что он приобрел, и дать ему возможность спокойно наслаждаться приобретенным и мирно развиваться, вы твердите ему о том чего ему недостает, и рисуете ему заманчивые перспективы невозможного равенства, свободы и богатства, которых он лишен будто бы потому только что есть враждебный класс господ которые не дают ему этих благ.
Не потому ли вы ненавидите этих господ, что между людьми образованными ваша роль была бы ничтожна, тогда как вы можете разыгрывать оракулов и учителей между простонародьем? Вы оговариваетесь что не желаете политического отделения от России; но духовное обособление гораздо хуже: границы государств есть дело исторической случайности, есть следствие часто причин случайных, если можно так выразиться, - появления на престоле государя-завоевателя, господства системы округления или учения.о естественных границах, ловкости какого-нибудь дипломата на конгрессе и пр.; но гораздо глубже коренятся причины духовного объединения народов в слове и литературе. Там, в государстве, является простое сожительство граждан на одной территории и под одним уставом; здесь, в области слова, полное родство и не телесное, а духовное, выражающееся в общей работе, взаимнодействии, иногда борьбе всех духовных сил коллективной личности, народа, в общих усилиях его к совершенствованию, образованию, развитию. Поэтому, тут обособление какой-нибудь части его неминуемо вредно отзовется как на той части, от которой ветвь отделяется, так и на отделяющейся; произведет оскудение сил в обеих, подобно тому, как отводом воды вы можете причинить обмеление судоходной реки, и образовать два ручья, пригодные разве только для водопоя. Западное славянство представляет столько печальных подтверждений этой истины что излцшне было бы доказывать ее.
Но перенесемся в отдаленное будущее, предположим что при неблагоприятных для России условиях, ваши стремления увенчались успехом, что вам удалось выковать язык для пятнадцати насчитанных вами миллионов южноруссов, что вы воспитали новое поколение на ваших украинских учебниках, что оно выросло и, разумеется, отвернулось от общерусской литературы, а читает подготовленные вами в изобилии украинские издания по всем отраслям науки и словесности. Что же, неужели поблагодарил бы вас за это славянский мир? Вы бы образовали еще новый удел в духовной славянской области, произвели бы обособление двух ветвей одного племени, и какого? - единственного, которому удалось сплотиться в великое целое, и которое поэтому служит опорою всем остальным в сохранении и развитии их самобытного духа. Порадоваться этому новому раздроблению, и поблагодарить вас за вашу работу, могут только враги славянства. Ищите же между ними себе одобрения и симпатий; что же касается истинных русских, а равно и славян, понимающих сколько-нибудь свою пользу, то они должны бороться с вами изо всех сил.
Коментар
Найімовірніший автор статті, що сховався за літерою Z., Микола Ріґельман 1875 року очолював відому в Києві філію «Благодійного слов’янського комітету», що займався допомогою діяльності москвофільських організацій у Львові. Першим відгукнувся на статтю згаданий тут під псевдонімом Українець М. Драгоманов у замітці «Невольная пропаганда украинофилов» в газеті «Киевский телеграф» (№ 36 від 22 березня 1875 р.). Зачеплений за живе, не втримався від розлогої відповіді композитор Микола Лисенко: «Впечатление, оставляемое в читателе статьею „Русского вестника“ об украинофильстве - самое тягостное и возмутительное. Не знаю, распекали ли так в доброе старое время офицеры на фронтовом ученье провинившихся в чем-нибудь солдат, как распекает „Русский Вестник“ гг. Костомарова, Антоновича, Драгоманова, Чубинского и др., обвиняя их в измене русскому народу и нашему отечеству... Я хотел бы знать, как смеет печать позорить имена лучших деятелей нашей исторической и этнографической литературы, каковы Костомаров, Антонович, Чубинский и др., прозвищами изменников и ябедников... Позвольте мне, г. редактор, на страницах вашей газеты выразить порицание тому сорту воззрений и тому роду приемов в отправлениях нашей литературы, какие нашел я в „Русском Вестнике“» («Голос», 1875, № 90, 31 березня).
Ця відповідь викликала незадоволення Драгоманова, який, знову заперечуючи закиди Z., спростував і положення протесту Лисенка: «час уже українським діячам перестати приймати близько до серця кожну грудку болота, яку спаде на думку якомусь лайдакові кинути в їх город.» («Киевский телеграф», 1875, № 43, 9 квітня). З цього ж приводу М. Драгоманов писав до О. Пипіна: «На меня указано как на человека, коего для общего спокойствия надо вывезти. А печать столичная молчит [...], молчат и укрфильские нотабли, а другие пишут пошлости, как Лысенко в Голосе!» («За сто літ», 1928, № 3, С. 75).
Z. [Н. Ригельман.] Современное украинофильство // Русский вестник. - СПб., 1875. - Кн. 2 - С. 818-848.