1867 р., липня 21. - Лист В. Шевченка з Малої Шендерівки до М. М. Лазаревського про заборону київського генерал-губернатора впорядковувати могилу Т. Г. Шевченка
«Тяжко жить на світі, а хочеться жить», - не раз приходится повторять это мудро сказанное слово, оно приходится к нашей обыденной жизни - почти каждый час. В первых числах июня я распорядился начать постройку - на гробе покойного батька, по плану сообщенному Вам, многоуважаемый Михаил Матвеевич, и уже первую стену опоясывающую самую могилу подогнали, толщиною на 1 1/2 аршина, в вышину тоже до 1 1/2 аршина. Оставалось еще только подогнать и после возвысить столб выше стены в аршин и поставить в столбе крест, а вслед затем класть такой же толщины стену, отступив от могилы на полтора аршина и, выгнав 1 1/2 аршина вышины, засыпать землею между могилою и этою стеною, для того чтобы образовалась терраса, на которой вокруг могилы имеют быть посажены деревья. Но что же вы бы подумали? Приезжает в Канев генерал-губернатор Безак, городской голова Сажоненко бездельник-хабарник, представляет ему не знаю в каком виде, но довольно, что тот приказывает исправнику запретить постройку - и запрещено. Я к исправнику, прошу его чтобы он отыскал в полиции дело, где он увидит, что было разрешение губернатора, но исправник бывший по случаю польского восстания, просил меня воздержаться. Тот отыскивает, удостоверяется, делает представление, которого однако пришлось теперь ожидать, и, как скоро дождемся это неизвестно; правда что я не тороплюсь пока по весьма важной причине, если протянется месяц времени, то пусть себе. Между тем положенная стена хорошо сядет-уляжется, это мне на руку. Но, боже сохрани, протянется долго, да доведут до осени, тогда нельзя работать, потому что не высохший мур. Если известь замерзнет, то пропала работа. А стоит она довольно дорого; да и хотелось бы уже сделать на вечность.
Если, боже сохрани, встретится отказ - то придется просить у высшего начальства. Сделайте милость подготовьте к этому где, кого и как следует, а между тем пришлите мне начерно прошение министру, от братьев, на всякий случай. Если генерал-губернатор откажет, то придется подавать и просить дозволить не памятник строить, а просто назвать это оградою могилы, так как это будет действительно в виде ограды.
На днях я получил пять экземпляров Кобзаря - кроме спасибо нечего сказать, только мне еще бы пяток понадобилось. Сердечно рад, что он уже пошел в дело.
Мои все домашние искренно Вам кланяются - жму крепко Вашу руку душевно преданный
21 июля 1867 г. В. Шевченко
До листа доданий
план і опис могили:
Зелень означает земляные насыпи, так как они поростут плющом и травою, внутренняя это самая могила, вышины 3 ар., вокруг стена (желтое) такой же вышины, снизу толщины 1 1/2 ар., а кверху сузится на 3/4 ар., так чтобы представляло все вместе могилообразный вид, сплошь квадратный столб в головах, на котором утвердился крест, вышина этого столба будет четыре аршина - и кверху сузится на 1 1/2 ар., вокруг зеленое опять земля вышины 1 1/2 ар., обкладенная стеною такой же вышины, толщиной в 1 1/2 ар. и образует террасу - на которой будут посажены деревья. Сверх того вокруг обсадится лициум спиноза - это колючее растение образует натуральную изгородь. Наружные стены каменные на извести, - по краям будут положены на мох, чтобы не требовало штукатурки и беленья.
(Інститут літератури ім. Т. Г. Шевченка АН УРСР, відділ рукописів, ф. 1, спр. 367. арк. 1 - 3. Рукопис. Оригінал.) За вид.: Тарас Шевченко. Документи і матеріали 1814-1963. К., 1963. С. 114-115.