Выделил время, чтобы просмотреть этот фильм, которые показывает последние дни героев "Белой розы". Подпольной организации немецких студентов, занимающихся антивоенной пропагандой в Третьем Рейхе. Тема очень актуальна для всех нас, живущих после 1991 и 2014г.
Самый главный недостаток-очень сложно найти хороший перевод, практически везде любительский, и настолько корявый, что трудно понять, что вообще происходит. Да, увы, рассказ о реально существовавших живых людях, героях, нашему обществу кажется скучным, пресным и неинтересным.То ли дело смотреть на "марвелловскую" неубиваемую героиню костлявой манекенщицы Гали Гаддот, где сборы подошли к миллиарду долларов!
"Если все, то не я". Наверное, именно этим христианским лозунгом руководствовались активисты Сопротивления. Очень трудно сохранять трезвый ум и порядочность, когда окружающее вокруг стадо просто беснуется, чтобы найти и наказать врагов фюрера/майдана/Путина.
Актеры подобраны с практически полным попаданием в образ. Актриса, игравшая
Софи Шолль чувствуется, что старше. А вот начальник трибунала,председатель Народной судебной палаты
Фрейслер Роланд узнаваем. Полное портретное сходство, и манера ведения допросов.Так он выслуживался перед властью за то, что когда был в плену во время ПМВ, вступил в партию большевиков, и был продовольственным комиссаром. Больше смертных приговоров к "врагам рейха", и никакой поблажки.
"Обвиняемые призывали к саботажу военной промышленности, они осуждали национал-социалистический образ жизни нашего народа, пропагандировали пораженческие настроения и наихудшим образом отзывались о фюрере. Тем самым они играли на руку врагам Рейха и подрывали обороноспособность нашей страны. За это им придётся заплатить собственной жизнью. Свою гражданскую честь они утратили давно".
В фильме практически нет динамики и экшена. Он начинается с 18 февраля 1943.На Восточном фронте идет Сталинградская битва. ребята пошли на последнюю акцию. В предшествующие дни они писали антивоенные лозунги на стенах Мюнхенского университета, а в тот день решили разбросать листовки в самом здании.
То, что известно нам, расходится с отображенными в фильме событиями.Сложно представить, чтобы у немцев был в самом деле такой "орднунг", чтобы во время лекций вообще никто не ходил по коридорам. Поэтому более реалистично выглядит описание акции, что ребята просто оставили пачку листовок, а Софи решила раскидать их.По одной версии, в фойе, где ее в этот момент заметил охранник (что показано в фильме), по другой-во внутренний двор универа, где ее заметил слесарь.
Сразу вызвали гестапо, ребят схватили. 3 дня допросов и пыток.
22 февраля трибунал. И в тот же день они были гильотинированы.
Click to view
Что не вошло в фильм-сама недолгая их жизнь.
Отец наших героев Роберт Шолль с 1917 года занимал пост бургомистра в небольшом южно-немецком городе Игерсгейм-Альтомюнстер. Его жена Магдалена была домохозяйкой, но имела диплом диаконисы - так в лютеранской церкви называют сестёр милосердия. В 1920 году Шолль стал бургомистром соседнего городка Форхтенберг - чуть большего, нежели Игерсгейм. В 1932 году семья переехала в Ульм, где Роберт Шолль служил финансовым советником и ревизором. К этому времени в семье было уже пятеро детей.
В доме Шоллей всегда критически относились к национал-социализму. В 1942 году отец семейства даже отсидел некоторый срок в тюрьме - за отрицательные отзывы о Гитлере в беседе с сослуживцем. Однако дети пошли своим путем и, вопреки воле родителей, уже весной 1933 года вступили в гитлер-югенд. Старшей дочери было тогда 16 лет, а младшему сыну - всего 11. О том, чем привлекала молодёжь эта организация, вспоминала впоследствии старшая сестра Инга:
"В то время много говорилось об отечестве, товариществе, едином немецком народе и любви к родине. Это нам нравилось. Мы с восхищением прислушивались к таким речам в школе и на улице. Гитлер говорил, что хочет послужить славе и благополучию отечества. Кому же это могло не понравиться?"
Дети семьи Шолль выделялись на фоне остальных жителей Ульма. Так, София Шолль была единственной ученицей гимназии с короткой стрижкой. Вместе с братом она ходила в походы, ловко лазила по деревьям и играла в мальчишеские игры. Ганс Шолль запомнился горожанам шокирующе короткими по тем временам штанами - на целую ладонь выше колена. Причём ходил он в этих своеобразных шортах даже зимой. Ганс и София Шолль были заводилами в своих компаниях. И оба всегда делились с товарищами всем, что у них было, включая еду и деньги. В связи с этим некоторые считали брата и сестру Шолль настоящими христианами, а другие - коммунистами.
Впрочем, ячейка гитлер-югенда, в которой состоял Ганс Шоль, тоже была не совсем обычной. Её руководитель, в прошлом член организации "Дойче Юнгеншафт", запрещенной нацистами, проповедовал ценности, иной раз весьма далекие от фашистской идеологии. Например, в ячейке пели русские песни и читали русскую литературу.
Важный переворот в образе мыслей младшего поколения семьи Шолль произошел в 1935 году. На партийном съезде в Нюрнберге Ганс в качестве знаменосца представлял четырехтысячную ульмскую организацию гитлер-югенда. Но, внимательно послушав выступления руководителей партии, юноша понял, насколько действительность отличается от его романтических представлений.
Ограничение личной свободы, таинственное исчезновение свободомыслящего школьного учителя, обострение "еврейского вопроса" - всё это привело Ганса Шолля к глубокому разочарованию в господствующей идеологии. В ответ он создал в своем отряде гитлер-югенда атмосферу, напоминавшую запрещенный союз "Дойче Юнгеншафт". В 1937 году ему пришлось провести пять недель в следственном изоляторе Гестапо. На допросы вызывали всех детей Шолль. Благодаря амнистии Ганс вышел на свободу, если так можно назвать принудительные работы, а затем последовали два года службы в армии.
"В голове у меня мутится. Я перестаю понимать людей. Когда я слышу по радио это бесконечное и безличное восхваление, мне хочется уйти в безлюдное место и остаться там одному",
- писал Ганс Шолль в марте 1938 года.
Вслед за братом и София Шолль, возглавлявшая девичий отряд гитлер-югенда, сложила свои полномочия и углубилась в изучение философии, теологии и искусства. Художественно одаренная натура, София хорошо рисовала. Тем более сильное впечатление произвели на нее произведения так называемого “вырожденческого” искусства - так клеймили нацисты любое талантливое творчество, не вмещавшееся в рамки официозного имперского стиля.
1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Стремясь избежать мобилизации в военизированную организацию "Трудовая повинность", София устроилась на курсы воспитательниц для детских садов. Однако этот маневр не принёс желаемого результата, и ей все же пришлось проработать полгода на фабрике и полгода в госпитале. В мае 1942 ей удалось поступить в Мюнхенский университет на факультеты биологии и философии. Здесь после службы в армии учился на медицинском факультете и Ганс Шолль. Он вскоре ввёл сестру в круг своих друзей. Это были молодые люди, интересовавшиеся как политикой, так и музыкой и философией. Они вместе ходили в походы в горы, катались на лыжах, музицировали, обсуждали происходящее. Среди них были Александр Шморель, Кристоф Пробст и Вилли Граф. Кроме негативного отношения к политическому режиму, их объединял общий жизненный опыт. Студентов медицины на время каникул мобилизовали в армию в качестве санитаров и врачей. Друзьям пришлось побывать на Восточном фронте. Как писал Ганс Шолль с фронта своему университетскому профессору Хуберу в июле 1942 года:
"Город, гетто и всё остальное, увиденное нами в Варшаве, произвело на всех глубочайшее впечатление".
Из Польши друзья-медики - будущие участники "Белой розы" - были отправлены в Россию, где работали в военном госпитале под городом Гжатском (ныне Гагарин в Смоленской области). Благодаря Александру Шморелю, имевшему русские корни и хорошо говорившему по-русски, молодые люди много общались с местным населением, совершали длинные прогулки. В особенно трудном положении оказывался при этом Александр Шморель, который был противником большевизма, но чувствовал себя частью русского народа и считал себя более русским, чем немцем.
В 1942 году Ганс Шолль и Александр Шморель, вернувшись в Мюнхен, выпустили первые листовки
"Белой розы". Возможно, примером для них послужили проповеди мюнстерского епископа графа фон Галена, сообщавшего о проводимом государством уничтожении людей с психическими отклонениями. Другим толчком к активным действиям были рассказы друзей о массовых убийствах в Польше и России. В первой листовке "Белой розы" говорилось:
"Нет большего бесчестья для культурной нации, чем без сопротивления покориться власти безответственных и тёмных сил. Уже сейчас каждый честный немец стыдится своего правительства. Трудно вообразить, какой позор падёт на нас и наших детей, когда пелена спадёт с глаз людей и откроются ужаснейшие и многочисленнейшие преступления правящего режима".
Далее в листовке призывалось к саботажу военной промышленности и всех прочих инициатив национал-социалистической партии. Своей целью участники "Белой розы" ставили пробудить в людях сомнения, подорвать веру в Гитлера, показать немцам, что они сами виноваты во всем происходящем, и в итоге устранить национал-социализм.
Листовки печатались на пишущей машинке, затем размножались на гектографе и передавались из рук в руки либо рассылались почтой по адресам, взятым из телефонных книг и студенческих списков. Вся деятельность группы сопротивления была связана с большим риском: начиная от тайных собраний “Белой розы” и кончая рассылкой писем. Члены группы отчаянно рисковали, когда по ночам писали на стенах мюнхенского университета и окрестных домов призывы к свержению Гитлера.
"Наше сегодняшнее "государство" есть диктатура зла. (...) Поддался ли ваш дух насилию настолько, что вы забыли: устранить зло - не только ваше право, но и ваша прямая моральная обязанность. Если человек не отстаивает свои права, он неизбежно погибает. Мы заслуживаем того, чтобы быть развеянными по всему свету, как пыль на ветру, если в этот роковой час мы не соберемся с силами и не обретем наконец-то мужество, которого нам так не хватало до сих пор. Не скрывайте вашу трусость под личиной благоразумия! Ведь с каждым днем, пока вы медлите, пока вы не противостоите этому исчадию ада, растет ваша вина".