Румянцев "Внутренняя и внешняя политика Си Цзинпиня". Позиции Си Цзиньпина в НОАК,

Jun 16, 2024 21:59

Предлагаю вашему вниманию труд еще одного синолога,который анализирует внутреннюю и внешнюю политики нынешнего главы КНР Си Цзинпина. Меня заинтриговал момент, насколько т.Си доверяет НОАК,насколько сильны его позиции в армии.
В принципе, как я и предпологал, (по крайней мере,до начала АТО,когда мне стало не до обзоров китайских СМИ), Цзинпин армию не контролировал. Там сильны были позиции "маоистов", разжиревших в "тучные годы" и пользующихся неприкосновенностью еще от самого Дэн Сяопина.
И как воевать, когда все руководство НОАК-из шойгу и ивановых? Пример "партнера" Вальдемара, униженно клянчившего "верните Херсон", перед глазами.
Интересна личность "китайского" Мехлиса, который намерен очистить загаженные конюшни китайского генералитета. Это Лю Юань, сын бывшего председателя КНР Лю Шаоци, по приказу Мао Цзэдуна снятого со своего поста в 1966 г. и замученного два года спустя.Среди родни есть и русские. Напомни, что отец самого СИ был репрессирован Мао, а он сам жил в спецпоселении.
Без нового 1937г "маоистов" из НОАК не вышвырнуть. А вот решатся ли генералы на мятеж, вопрос очнеь интересный. Саддама Хусейна сдали американцам как раз свои генералы.

В настоящее время на первое место выносятся задачи обеспечения «абсолютной преданности» вооружённых сил Китая своему руководству, их «абсолютной чистоты», то есть некоррумпированности и отсутствия протекционизма, и «абсолютной надёжности», из чего со всей очевидностью следует, что пока все эти параметры неабсолютны. Только на втором месте стоит чисто военная задача «строительства сильной армии, способной воевать и побеждать в войне».
При этом отмечается, что две главные проблемы современной китайской армии - это её недостаточная способность к ведению современной войны и недостаточные возможности командного состава всех ступеней по руководству боевыми действиями в условиях такой войны. В этом контексте публикуется указание Си Цзиньпина, которое он дал во время инспекционной поездки по войскам Гуанчжоуского военного округа в декабре 2012 г.
Почему (вообще) вспомнили слова Дэн Сяопина о том, что «армия должна быть армией» ?
Причина проста: немалое число китайских военачальников не верят, что вооружённым силам Китая в обозримом будущем действительно придется воевать. В условиях «реформ и открытости» они закрепили сложившееся ещё при Мао Цзэдуне положение китайской армии как государства в государстве и увлеклись политиканством, активно участвуют во вну-трипартийной фракционной борьбе, погрязли в роскоши и коррупции. Проблемой для Си Цзиньпина остаётся тесная связь военного руководства с партийным руководством на ме¬стах в различных частях Китая.Именно с учётом этого обстоятельства следует понимать ещё одно указание Си Цзиньпина, которое он дал в ходе инспекционной поездки по войскам Шэ¬ньянского военного округа в августе 2013 г.: "Необходимо постоянно совершенствовать стиль работы армии на основе все более высоких требований, требовать от армии идти в первых рядах, упорно добиваться коренного поворота в вопросе совершенствования её стиля работы".
В числе методов борьбы с такими «микробами» - возрождение старой маоистской практики направления старших офицеров и генералов на определённое время на службу в низовые подразделения в качестве рядовых, «воспитание у офицеров любви к солдатам, а у солдат - к офицерам и своим товарищам по службе и у всех - к воен¬ной службе и армии как институту и образу жизни».
Заместитель председателя Центрального военного совета Сюй Цилян при оценке нынешнего состояния китайской армии также особо выделил тот факт, что она «в течение длительного времени не воевала». Напомним, что последний раз китайская армия воевала в 1979 г. против Вьетнама. Тогда вторжение на его территорию, предпринятое по воле Дэн Сяопина, закончилось вынужденным отводом китайских войск.
Следует напомнить, что его предшественник Ху Цзиньтао за все годы своего правления (2002 - 2013, в том числе в 2004 - 2013 гг. - занимая пост председателя Центрального военного совета КНР) так и не сумел установить контроля над вооружёнными силами страны, который оставался в руках уже его предшественника Цзян Цзэминя - высшего руководителя КНР в 1989 - 2002 гг. К на¬стоящему времени достаточно хорошо известно, что все годы правления Ху Цзиньтао в Центральном военном совете наряду с Председателем ЦК Ху Цзиньтао был и «Руководитель» или «Начальник» (ЦК:) - Цзян Цзэминь. В здании ЦВС на постоянной основе функционировала канцелярия Цзян Цзэминя, без ведома которого не решался ни один серьёзный вопрос по вооружённым силам, включая присвоение высших воинских званий от генерал-лейтенанта и выше. По имеющейся информации, в этой ситуации Ху Цзиньтао зная, что «ничего не может поделать с армией», чтобы избежать унижений, поручил решение вопросов по вооружённым силам своему доверенному сотруднику Лин Цзихуа.
Контроль Цзян Цзэминя и его окружения над вооружёнными силами обеспечивали два заместителя председателя Центрального военного совета - Го Босюн (занимал этот пост с 2003 по 2013 г.г.) и Сюй Цайхоу (с 2005 по 2013 гг.), которые и были в тот период высшими собственно военными руководителями КНР. Оба входили также в состав Политбюро ЦК.
«Старые кадры» во главе с Цзян Цзэминем хотели бы, судя по всему, сохранить подобное положение и при новом генсеке Си Цзиньпине. По имеющимся сведениям, на этапе прихода к и в первое время пребывания Си Цзиньпина у власти Сюй Цайхоу и Го Босюн пытались вести себя с новым лидером так же, как с Ху Цзиньтао, решая все принципиальные вопросы с Цзян Цзэминем. В своих застольных беседах, о со¬держании которых стало известно Си, они говорили про него буквально следующее: «Пусть поболтается несколько лет, а потом скажем ему, чтобы проваливал».
Си Цзиньпин, однако, проявил характер.
Следует заметить, что Цзян Цзэминь и затем Ху Цзиньтао в течение двадцати с лишним лет, на протяжении которых они занимали пост председателя Центрального военного совета, стремясь завоевать расположение военных, сквозь пальцы смотрели на коррупцию в вооружённых силах. В результате в китайском генералитете сформировались коррумпированные группировки, пронизывающие армию сверху донизу. Свою роль здесь сыграла политика Дэн Сяопина, при котором и военачальникам была предоставлена возможность «прибирать к рукам» командные высоты в экономике, становиться богатыми людьми, сосредоточивая в своих руках политическую и экономическую власть. В этом военная номенклатура КПК мало чем отличается от её партийно-государственной номенклатуры.
Не только Цзян Цзэминь неоднократно предостерегал Си Цзиньпина, что «нельзя слишком торопиться, в противном случае в армии возникнет хаос, а государство погибнет», защищал Сюй Цайхоу, которого иногда называли «вождем военных коррупционеров», препятствовал проводимым против него мероприятиям. Даже Ху Цзиньтао, учитывая интересы своих приближённых, которых он насадил в армии за несколько лет, о борьбе с коррупцией среди генералитета тоже достаточно уклончиво высказывался в том смысле, что «в целях предотвращения ущерба репутации вооружённых сил не следует ли действовать постепенно, так как иначе последствия могут быть непредсказуемыми...» .
Си Цзиньпин, однако, как известно, позиционирует борьбу с коррупцией, в том числе в армии, как один из своих важнейших внутриполитических приоритетов.В этом плане особое место занимает расширенное заседание Центрального военного совета, которое состоялось в конце 2011 г. и было посвящено подготовке к 18 съезду КПК и рассмотрению кандидатур от вооружённых сил в состав руководящих партийных органов нового созыва. По имеющейся информации, на заседании политкомиссар Главного управления тыла вооружённых сил генерал-полковник Лю Юань в ходе своего выступления неожиданно начал говорить, оторвавшись от заранее подготовленного текста. Он, в частности, упомянул о широко ходившей в Интернете фотографии «генеральской резиденции». Она была построена одним «коррумпированным подонком» из военных за 100 с лишним млн юаней (несколько более 16 млн долл. США) на дорогущем участке земли в самом цен¬тре Шанхая в виде комплекса из трёх роскошных вилл.
Как раз когда участники совещания гадали, кем бы мог быть этот «подонок», Лю Юань сменил тему и заявил, что это ещё далеко не самое крупномасштабное проявление корруп¬ции. Все знают, сказал он, что в вооружённых силах расхищают военное имущество, перепродают оружие и боеприпасы, торгуют воинскими званиями и должностями. Затем он обратился к президиуму и заявил: за высокий уровень коррупции в вооружённых силах должны нести главную ответственность руководители Центрального военного совета. Го Босюн, Сюй Цайхоу, Лян Гуанле, вы уже много лет находитесь в ЦВС на руководящих постах, более, чем кто-либо, несете за происходящее ответственность, которую с вас невозможно снять!
Как писала гонконгская печать, после этих слов в зале на-ступила мертвая тишина. Заседание вел Сюй Цайхоу, занимавший тогда пост заместителя председателя ЦВС, который имел полную возможность резко одернуть выступавшего. Он, однако, этого не сделал, смотрел на пачку документов в руках Лю Юаня и очень боялся, что тот озвучит имя владельца вышеупомянутой «генеральской резиденции» Гу Цзюнынаня и сведения о его связи с самим Сюй Цайхоу.
Перед 18-м съездом КПК Чжан Бишэн считался сильной кандидатурой в новый состав ЦВС, однако не только это назначение не состоялось, ему даже не удалось сохранить членство в ЦК КПК, куда он был избран на её предыдущем, 17 съезде. По сведениям из информированных источников, Го Босюн и Сюй Цайхоу «отыгрались» на нём за заседание, о котором шла речь выше. Их действия поддержали тогда министр обороны Лян Гуанле и стоявший за ними Цзян Цзэминь.
После прихода Си Цзиньпина к власти расследование деятельности Сюй Цайхоу было активизировано. В феврале 2014 г. он был «помещён под наблюдение без права покидать дом». 14 марта того же года тяжело больной Сюй был задержан сотрудниками Комиссии по проверке дисциплины при Главполитуправлении вооружённых сил в военном госпитале № 301160 и перевезён для дальнейшего расследования в закрытую резиденцию, местонахождение которой не разглашалось. На следующий день были задержаны его жена и дочь.
Сюй Цайхоу был уличен в крупномасштабной коррупции, включая получение взяток и продажу воинских званий и должностей. Ввиду большого числа замешанных в это дело офицеров и генералов нынешнее руководство Центрального военно¬го совета, насколько известно, ещё не приняло решение о том, как поступить с этими людьми: понизить их в звании и должности, уволить из вооружённых сил или начать преследование в уголовном порядке. Правда, некоторые из них уже лишились своих постов и тоже попали под расследование.
Сюй Цайхоу вплоть до постигших его несчастий считал¬ся главой т.н. вафандяньской группировки в китайском генералитете. Вафандянь раньше назывался уездом Фусянь (ЖИг). В настоящее время это город уездного уровня, входящий в состав города-миллионника Далянь в провинции Ляонин (Северо-Восточный Китай). Указанная группировка, неформальное лидерство в которой Сюй Цайхоу унаследовал от своего предшественника на посту начальника Главполитуправления вооружённых сил Юй Юнбо, сложилась по географическому принципу. её костяк составляют высокопоставленные офицеры и генералы - выходцы из Вафандяня, хотя она и не ограничивается ими. Например, вышеупомянутый Гу Цзюныпань является выходцем из провинции Хэнань, однако стал в ней важной фигурой.
В целом, однако, причины «свержения» Сюй Цайхоу следует искать не в коррупции и протекционизме. В конце концов, воровство и назначения на вышестоящие должности за деньги и/или по принципу личной преданности - не новость в китай-ской армии (как, впрочем, и в армиях некоторых других стран), хотя стоит заметить, что к настоящему времени масштабы коррупции достигли в вооружённых силах Китая выдающихся масштабов: по данным гонконгской печати, Си Цзиньпину был представлен доклад, в котором с опорой на конкретные факты утверждалось, что китайскими генералами в 2012 г. было «использовано не по назначению» около половины официального военного бюджета государства. Фракционность же в среде командно-политического состава китайской армии - это вообще способ его существования. Неслучайно Мао Цзэдун в своё время говорил, что "отсутствие фракций в партии было бы чудом из чудес», в армии это было бы ещё большим чудом".
Сюй Цайхоу «не повезло», так как он оказался замешан в дело Бо Силая, был тесно связан с Чжоу Юнканом, тесно сотрудничал с последним в ходе кампании по обеспечению внутренней стабильности, их служебные отношения, насколько известно, развились до уровня личных, интересы тесно переплелись.
Что касается Бо Силая, то он наладил тесные отношения с Сюй Цайхоу ещё в период, когда руководил Далянем, сна¬чала в качестве мэра, потом - секретаря парткома. Тогда он дал членам семьи Сюй Цайхоу несколько возможностей обогатиться, в результате чего между семьями Бо и Сюя установились тесные отношения.
По имеющейся информации, главным каналом обогащения, который Бо Силай дал семье Сюя, стал проект освоения острова Чансиндао в г. Вафандянь, включавший в себя припортовую промышленную зону. Общая стоимость инвестиций составила 24,3 млрд юаней. Бо одобрил также выделение 500 млн юаней на строительство стокилометровой скоростной автомагистрали, связывающей родину Сюй Цайхоу с Шэньяном и Далянем. Жители Вафандяня называют её «дорогой милитаристской клики». В самом Вафандяне на трассе было установлено три пункта сбора платы за поезд, которыми управляли родственники Сюй Цайхоу. Местные жители называли их «корпорацией г-на Сюя».
К настоящему времени не получено доказательств того, что Сюй прямо участвовал в их заговоре с целью осуществления государственного переворота. Тем не менее, они, особенно Бо Силай, рассматривали Сюя как военного, на которого можно опереться.
По некоторым оценкам, к лету 2014 г. китайский лидер реально контролировал «половину или несколько больше» вооружённых сил. Год спустя говорили уже о том, что Си Цзиньпин контролирует 70 - 80% вооружённых сил.
Некоторые аналитики утверждают, что Си Цзиньпин «ни во что не ставит» современный китайский генералитет. В доказательство приводится, в частности, тот факт, что после назначения на должность председателя ЦВС первую поездку к военным он совершил не в часть регулярной армии, а в формирование военизированной полиции , с большой помпой посетил Академию специальной полиции в пекинском при¬городе Хуайжоу и лично вручил знамя сформированному не так давно под эгидой Академии специальному «ударному отряду «Соколы»».
По имеющейся информации, придя к власти, новый китайский лидер полностью заменил своих телохранителей из числа сотрудников Центрального управления охраны. Вместо них были набраны военные из армейского спецназа, которые подчиняются лично Ли Чжаныну и не подчиняются даже начальнику указанного управления. Согласно другим источникам, личная охрана Си Цзиньпина была им набрана из числа военнослужащих вышеуказанного «ударного отряда» специальной полиции по рекомендации руководства её Академии. По имеющейся информации, китайский лидер поддерживает с ними тёплые отношения, демонстрирует внимание к их службе и жизненным проблемам, знает практически всех по именам . Некоторые аналитики трактуют это как реакцию на существование бригады армейского спецназа с весьма специфическими задачами, которая была создана бывшим начальником Второго управления генштаба, в настоящее время - начальником штаба Нанкинского военного округа Ян Хуем.
15 января 2015 г. на сайте «Цзюньбао цзичжэ ван» был опубликован список 16 генералов в ранге командующего армией и выше, в течение 2014 г. официально привлеченных к ответственности по обвинениям коррупционного характера.
В Главполитуправлении двух начальников отделов уволили за то, что они недостаточно быстро удалили из своих компьютеров тексты ре¬чей Сюй Цайхоу. Можно себе представить, что творится в низовых политорганах и войсковых частях. Между тем, за 10 лет деятельности Сюя по руководству партийно-политической и идейно-воспитательной работой в вооружённых силах была издана масса всевозможных пропагандистских материалов, и редко где в них обходится без упоминаний о Сюй Цайхоу. Так что в армейских библиотеках и пр. сейчас образовалось много пустых полок; возникли проблемы с обеспечением политработников необходимой литературой. Некоторые офицеры по аналогии с происходившими в III в. до н. э. по указанию императора Цинь Шихуана «сожжением книг и закапыванием в землю конфуцианцев» определили нынешнюю кампанию по «искоренению влияния» бывшего заместителя председателя Центрального военного совета как «сожжение книг и закапывание Сюя».
Так что нынешние не только генерал-полковники, но и большинство генерал-лейтенантов решающим рывком в своей карьере обязаны Цзян Цзэминю и его главным представителям в вооружённых силах ныне репрессированным Сюй Цайхоу и Го Босюну. История, как говорится, умалчивает о том, сколько из них заплатили Сюю и Го взятки за своё повышение. Сейчас, пишет гонконгский аналитик, все они «клянутся в верности Си Цзиньпину, но кому они преданы в глубине души? » Таким образом, Цзян Цзэминь в той или иной форме рас¬поряжался в вооружённых силах Китая без малого двадцать лет, большая часть членов китайского генералитета - это его люди. В этих условиях проведение Си Цзиньпином большой чистки вооружённых сил было неизбежно.
Си Цзиньпин после прихода к власти не стал механически проводить уже имевшиеся рекомендации и предложения в жизнь, а изучил и разработал на их основе (сокращение небоевых частей, сокращение и реорганизация органов управления вооружённых сил, сокращение преимущественно сухопутных войск с одновременным укреплением и дальнейшей модернизацией ВВС и ВМС и т.д.) свой вариант сокращения вооружённых сил на 300 тыс. чел., в том числе 170 тыс. офицеров и генералов сухопутных войск.
По оценкам, нынешнее решение о сокращении вооружённых сил показывает, что китайскому лидеру удалось преодолеть сильнейшее противодействие и он твёрдо намерен осуществить военную реформу.
До того времени, как Дэн Сяопин в 1975 г. стал начальником генштаба, в КНР проводилась линия на численное наращивание вооружённых сил без учёта возможностей экономики, чрезвычайно раздутыми были штаты органов военного управления. Например, в одном большом военном округе было по 7 политко-миссаров, не считая заместителей политкомиссара, общее число лиц командного состава в ранге заместителя командующего войсками округа составляло в каждом округе по 20 - 30 человек. Были раздуты штаты штабов, органов тыла, всевозможного обеспечения и обслуживания. Всё это вело к размыванию ответственности, нечёткому разграничению обязанностей и полномочий, затрудняло боевую подготовку и управление войсками, а также обусловливало рост военных расходов.
Одна из причин сложившейся в вооружённых силах Китая к тому времени ситуации была обусловлена факторами политического характера. Например, с началом «культурной революции» в 1967 г. в КНР был провозглашен курс «три поддержки, два военных» (поддержка левых, промышленности и сельского хозяйства, военный контроль и военное обучение), для практической реализации которого на места было направлено 220 тыс. армейских офицеров. В 1972 г. эта кампания была прекращена, военнослужащим надлежало вернуться в свои части, однако должности, замещавшиеся ими там ранее, были, естественно, уже заняты другими. Эта ситуация усугубила явления, перечисленные выше. Например, у командира корпуса было 7 - 8 заместителей, столько же - у политкомиссара.
Первоначально предполагалось, что в ходе нынешнего сокращения будут расформированы 3 из 7 больших военных округов, 3 из 18 общевойсковых армий.

Китай, армия, коррупция

Previous post Next post
Up