"Макаренковская оплеуха"

Dec 02, 2023 14:07


Предыдущая моя статья, почему выдающегося педагога Макаренко затравила Н.Крупская, а за ней и вся советская педагогика, привлекла определенное внимание.
Не обошлось без критиков, которые прибегали сугубо к демагогическим приемам. Мол, система Макаренко, это когда "детям не дают учить дифференциалы,котоыре зато вкалывают с утра и до ночи". И вплоть до "с-ма Макаренко-это когда несчастных беззащитных детей избивают".
Повторю азы.
Система образования и система воспитания это разные дисциплины. Родители не обладают неким навыком педагогики, которые загружается в голову с рождением ребенка. Родители могут обладать авторитетом для ребенка только до наступления полового созревания (13-14 лет,когда у подростка включается биологический механизм ухода из "родительского гнезда"). В современных государствах, путем создания пресловутых "органов опеки", у родителей отобрали даже меры физического воздействия на детей. Причем эти репрессивные меры применяют только к законопослушным европеоидам. Вот вы часто видели примеры, как органы опеки изымают детей у всего цыганского табора?
Уже с времен Спарты общество понимало, что лучший способ совмещения образования и воспитания, это создания "гимназий" (я не расшифровываю полностью этот термин,кому интересно,прочтите сами), в которых дети изымаются у родителей, и где наставники и натаскивают их на разные дисциплины.
Тут тоже вмешались демагоги, сравнивая подобную "гимназию" с тюрьмой. Им не приходит в голову мысль, что подростку будет намного интереснее находиться в коллективе, где он получает и знания,и полезные для дальнейшей жизни навыки, приобретая друзей, которые "на всю жизнь". Чем бессмысленное втыкание в смартфон, бесцельное гуляние по улицам с приятелями с перспективой рано или поздно влипнуть в "историю".
Труд, коллектив, а еще преодоление трудностей-вот единственное, что воспитывает человека. И чем раньше это начинается, тем лучше прежде всего для самого ребенка-подростка.
Вовремя сделанная оплеуха даст намного больший педагогический эффект,чем все последующие нотации,а затем и тюремный приговор,который только озлобит зверька, уже привыкшего к тому, что "ему все можно".
Именно эту оплеуху Н.Крупская и не смогла "простить" Макаренко.
Для тех, кто не знал историю, напомню.

Началась история тяжелого педагогического пути Макаренко в 1920 году, когда он остался посреди полуразрушенного здания с мешком ржаной муки и пистолетом с одним комплектом патронов. Педагог не умел стрелять, да и сам был очень болен.
В его подчинении было два педагога, причем, обе женщины, и завхоз. Первые годы в этом месте и были описаны в той самой «Педагогической поэме».
Первые ребята, скорей взрослые парни, шесть человек прибыли уже в декабре, но никакого желания учиться и работать не испытывали. Наоборот, они пили, курили, играли в карты и игнорировали все просьбы со стороны педагогов. Макаренко и его коллеги пытались воздействовать лаской, но получалось не очень.
Переломным моментом стала история, когда учитель попросил колонистов убрать снег, но те отказались, тогда с Макаренко случилось нечто вроде истерики. Он дал главному воспитаннику оплеуху и откинул его на пол. Тот крайне удивился, и все ребята отправились убирать снег. Спустя год, в колонии уже проживало порядка 130 воспитанников, из них было 10 девочек. Занимались обучением ребят восемь педагогов.

Напомню, что в СМ есть 3 типа коллектива. Первый "начальный", когда взрослые педагог, сам отбирает будущих лидеров, которые будут оказывать полезное влияние на коллектив, помогая им своим авторитетом взрослого, а если надо, то и пресловутой "макаренковской оплеухой".
Сам Макаренко откровенно называл этот тип "диктаторским". Всему надо учить,и учить самоорганизации, управлению и подчинению-тоже.
Второй тип-промежуточный, и третий,идеальный,когда дети и подростки полностью самоорганизованы, в т.ч. за счет "петли ООС", когда старшеклассники помогают младшим.
Вот за эту "диктатуру" Крупская тоже взъелась на Макаренко.
К слову, в СССР немало педагогов открыто говорили, что Макаренко был прав. Дети-не взрослые, они по развитию ближе к животному миру. И пресловутая вовремя нанесенная "макаренковская оплеуха" возвращает мозги в голову.

Был такой случай: я поднимался на четвертый этаж, я - «генерал» пионеров, а наверху вдруг появился мальчик. Он несся, облокотившись на перила, никого и ничего не замечая перед собой, и навалился на меня, чуть не сбросив с лестницы. Я возмутился и дал мальчику пощечину. Вы помните, Антон Семенович Макаренко в «Педагогической поэме» тоже рассказывает, как дал пощечину колонисту. Но потом, в других сочинениях, он говорил, что этого не было, он это просто придумал, чтобы было с чего начинать. Он, правда, этого не делал, а я, вот, ударил мальчика. Мальчик посмотрел на меня с удивлением, сжал кулаки и процедил сквозь зубы: «О-ох, о-ох». Это означало: «Я бы дал тебе сдачи, но нельзя, потому что нельзя». Он ушел прочь, а озлобленное лицо мальчика лишило мне покоя. Начал искать причину в себе. Всю ночь не мог заснуть. Утром рано иду в школу и ищу этого мальчика. У меня 800 пионеров, но не знаю, кто он. Захожу в один класс, в другой, третий. Спрашиваю у детей: «Вот такой мальчик?» И в одном шестом классе мне говорят: «А, вы ищете Ачико Гогелия, его вчера взяли на сборы, ведь он у нас спортсмен!» Спустя несколько дней в газете «Советский спорт» я прочел сообщение о том, что этот мой пионер, Ачико Гогелия, занял первое место, стал чемпионом Советского Союза по фехтованию среди юниоров. И это тоже вроде бы случайность.
Понимаете, хорошие мои друзья, я исследую свою биографию и ищу там те причины, которые меня примагничивали к школьной жизни. Притом так, что я до сих пор отойти от нее не то что не могу, а просто не хочу. Но тогда о смысле жизни я не задумывался. Какой там смысл жизни: надо было как-нибудь помогать семье, закончить университет… И весь день, с утра до поздней ночи, я был занят этими заботами. Я начал читать педагогические книги, чтобы для себя понять, почему я ударил мальчика. Меня самого никогда никто не ударял, ни отец, ни мать, и никто другой. Этого со мной никогда не было. А я посмел. Читал в первую очередь Макаренко. Я пристрастился к его книгам и многое для себя познал. И самое главное: мне понравилась сама жизнь Макаренко и та система, которую он предлагал.
(О смысле жизни, Ш.Амонашвили).

И на наших глазах мы видели, как молодежь, "непоротая", не привыкшая к труду, в отличии от своих родителей (вспомните детский труд в СССР во время ВОВ а также детский труд в США,где даже в богатых семьях подростки сами зарабатывают себе на развлечения), с восторгом приняла участие в:
разрушении СССР,разгуле криминала, а затем всех "майданах" на территории быв. Страны.
Ах, это компьютерные игры виноваты? "Тетрис" или "пасьянс"?
А ведь кризис начался уже в конце 1970е года. СССР не смогло привлечь мужчин в школы, а воспитанием будущих мужчин,как писал еще В.Мономах в "Поучении..", должны заниматься "мужи".
И появился социально-биологический "брак". Да, в те времена "трудные подростки" не посылали открыто преподавателей матом,и тем более,не избивали их, как это не редкость в современных эрефянских школах. Учительница могла и указку сломать о такого оболтуса, мог и "трудовик" "ляща" дать. А дома бы добавили, узнав за что.
"Брак" сплавляли в ПТУ, сделав их питомниками, и в армию, что привело к "дедовщине" (одна из причин).
Сейчас у учителей убрали даже возможность выставить "онижеребенка" за дверь.
Вот крик отчаяния от одного из педагогов:

"Я работаю в школе. Да, мы ни черта не можем! Предел наших полномочий - это вот эти бесполезные "беседы", на которых нас тоже посылают матом и "милые детки", и их родители. Мы уговариваем родителей пострадавших детей подавать заявления в полицию, подавать иски в суд. Потом нам по ночам бьют стекла непознаваемые по камерам личности. И все равно уговариваем. Но и это пользы практически не приносит.
Даже если малолетний гаденыш достигает возраста уголовной ответственности, мало что меняется. Я была представителем от школы на суде, где за грабеж в составе банды судили нашего ученика. Причем он в банде был самый младший, но при этом возглавлял ее. Он с 12 лет грабил прохожих, с первого класса воровал у учеников и учителей, у меня лично он крал и деньги, и телефон. Украденным делился с матерью, она его хвалила и поощряла. В школу он приходил только пошарить по чужим карманам и попытаться толкнуть наркоту. Полицию мы на него вызывали раз 30. И вот - ему 14, ура, суд! И судья, выслушав все это, говорит мне - при нем! - "вы же понимаете, что это ваша вина, что вы упустили его воспитание?" И ему: "Ты же больше не будешь?" Я обычно не матерюсь в постах, где говорю о работе в школе, но @...дь!
И выгонять с урока нельзя. Даже если устроил на уроке драку, даже ели поет матерные песни во весь голос, даже если ссыт в цветочный горшок. Остальные дети потерпят, главное - не лишать вот этого конкретного ребеночка права на образование. Те, кому мешает он, как-нибудь перетопчутся."

И всего один из многочисленных примеров буйства "онижедетя". Всего-навсего 5классника.

"Приморье. Февраль 2019 г.
Большой камень, это город в Приморье, в котором произошел инцидент между разъяренными родителями и местным 12-летним "авторитетом".
Немного о мальчике
Он воспитывался бабушкой. Отца не было. Мать находилась под следствием по ст. 105 УК РФ. Старший брат отбывал срок.
Бабушка, как могла поддерживала внучка, часто приходила к директору, чтобы просить снисхождения по отношению к буйному ребенку.
На мальчишку жаловались не только в школе, но и во дворе.
От родителей других детей поступало очень много жалоб на этого ученика. Он отбирал деньги у младшеклассников, разбивал телефоны, отбирал и портил вещи, дрался и оскорблял, в школу приносил колюще-режущие предметы.
Одному мальчику изрезал ножом куртку. Мама пострадавшего ребенка обратилась к директору школы, но после рекомендации: "Забирайте документы, если что-то не устраивает. А мальчик будет учиться тут при любом заявлении, даже - коллективном", поняла, что жаловаться бесполезно.
Очень важный момент!
Родители не единожды обращались с жалобами на агрессивного 5-классника, который избивал других учеников. Никаких мер принято не было.
В феврале 2019-го все изменилось, когда 12-летний школьник ударил одноклассницу в живот. Девочке стало плохо и ее увезли в больницу с подозрением на рaзpыв внутренних органов.
Тут родители и не выдержали. Через несколько дней делегация из разъяренных взрослых попыталась поговорить со школьником. Однако ученик послал их матом по известному адресу.
Отец одной из школьниц не вытерпел хамского отношения и решил проучить наглеца. Мужчина завел школьника в туалет и обмакнул его головой в унитаз, чтобы тот пришел в себя и понял, что разговаривать так с людьми нельзя...
После этого случая началось безумие.
Интересно получается, когда хулиган всех мучил, никто не обращал внимания на его выходки и не принимал меры: ни администрация школы, ни психологи, ни полиция. Как только буйного школьника наказали его же методами, так сразу все понаехали разбираться: местное самоуправление, управление образования, МВД, прокуратура, ПДН. Будто бы система выстроена таким образом, чтобы оберегать агрессивных людей, пусть и несовершеннолетних.
Многодетного отца, который применил силу в отношении несовершеннолетнего, через пару дней задержали на рабочем месте. В июле 2019-го дело направили в суд, отцу грозило до 2-х лет лишения свободы.
Из-за этого случая свои должности оставили вице-губернатор, который курировал образование, уполномоченный по правам ребенка в Приморье. Классный руководитель и директор школы № 2 были уволены."

Мне задаться риторическим вопросом, почему права этого малолетного "упыря" вся "вертикаль" защитила, а вот права взрослых и других детей,которые не могут учиться, которые ходят в школу с риском умереть от побоев этого недоноска, пох.ены?!
Или у вас есть малейшие сомнения, кем вырастит этот "онижедеть"?!
А ведь получи этот гаденыш хорошую трепку,уже в 1м классе,и он бы понимал, что на силу найдется другая сила. Что быть плохим-плохо,потому что будет "больно".
Но общество решило поиграть в слюнявый "гуманизм", отобрав право на человеческую жизнь для этого гаденыша и всех его окружающих.

теория

Previous post Next post
Up