А.Терещенко "Хрущев. Охота на силовиков" (рецензия)

Oct 15, 2021 13:18


Ранее я уже выкладывал на обзор своим читателям избранные места из книги автора " Записки опера,или Оборотни из военной разведки". Вкратце о авторе: Выпускник ВКШ КГБ СССР. С 1967 по 1992г.г. оперуполномоченный ООКГБ СССР по Прикарпатскому военному округу, старший оперуполномоченный ОО КГБ СССР Южной группы войск в Венгрии, начальник 2 отделения 1 отдела 3 ГУ КГБ СССР. Поэтому с интересом открыл для себя его новую книгу,которая посвящена репрессиям "дорогого Никиты" в отношении руководства советской армии и спецслужб. Эта тема традиционно находится в "тени" БТ-1937. И если фамилии Ежова и Берия назовут даже современные школьники, то уже личности Абакумова и Игнатьева вызовут только смутные ассоциации. При этом автор верно подмечает, что нельзя кадровую политику Хрущева начинать только с момента его прихода во власть, с свержения Берия. К тому моменту уже сложились послевоенные советские элитные группы, и сам Хрущев не последнюю роль играл в одной из них. Вместе с Берия и Маленковым, которых он потом благополучно "кинет" (хоть сочувствия не вызывает в "несвятой троице" никто из них).
Но о чем умалчивает автор: уже после войны все элитные группы, все кланы приготовились к схватке за власть,т.к. у Сталина возраст был уже критический. То,что ему осталось жить недолго, понимали все. При этом понимали, что смерть можно и ускорить.
И это одно из главных отличий от БТ-1937. До Войны заговорщики были едины в том, что главное "свалить Хозяина,а потом мы будем разбираться друг с другом". После 1945 одни кланы наносили превентивные удары по конкурентам (как "дело Госплана" было пристегнуто к "ленинградскому делу").
Сразу скажу, что данная книга автора меня разочаровала. Видимо, сказывается уже возраст, но автор некритически повторяет некоторые перестроечные мифы, при этом не делая даже попытки разобраться в некоторых из них как специалист, занимающийся сам ОРД и КРД.
Я читаю мемуары "отставников" не только чтобы почерпнуть что-то новое, научиться, взглянуть на проблему под новым углом. Надо понимать,что в мемуарах новых фактов будет критически мало, в силу привычки удержать в тайне малейшие детали своей деятельности.Но все же,некоторые интересные факты. к примеру, можно почерпнуть из мемуаров Алидина 1993г. Напомню, Алидин возглавлял "семерку" КГБ, которая,по сути, была "внутренней разведкой". И вот он мельком, походя, говорит интересные вещи. Что накануне своего убийства Сталин готовил какое то постановление СМ о "семерке". Что на самом деле Брежнев вылетал в Киев к Щербицкому в 1982. Что о аварии на ЧАЭС Москва знала за полгода.
Каждый из таких фактов переворачивает устоявшееся мнение о тех событиях. И тем они ценны.
Увы, в этой книге ничего нового я не почерпнул, но поскольку сама тема интересна, сделаю так. Буду приводить цитаты автора, и свои мысли, которые раскрывают проблематику с фактической стороны.
И так дойдем до "сионисткого заговора в МГБ Абакумова".

Личность В.С. Абакумова интересна еще и тем, что он был арестован при Сталине, не помилован при Берия, а при Хрущеве расстрелян.
Нам, прошедшим горнило "святых 90х" и подлых минско-беловежских сговоров, предельно ясно, что подобное могло произойти только в случае, если расстрелянный активно участвовал в заговорах, и имел компромат на всех их участников.
Абакумов мог спасти Сталина или отсрочить его смерть. Вместо этого министр МГБ решил поиграть в свои игры, и погубил себя,и, в итоге, Страну.
Терещенко игнорирует это соображение, купируя все допустимые варианты до мотива личной ненависти Хрущева к главному "безопаснику".
Автор дает предположение, что Хрущев мстил Абакумову за то, что тот знал о обмане Верховного во время весенней компании 1942, когда Хрущев был членом совета Фронта. ЮЗН пытался освободить Харьков,но сам попал в «котел», потеряв 200 тыс своих солдат.
Тимошенко и Хрущев не смогли разгадать замысел немцев, и более того, фальсифицировали данные фронтовой разведки (нет отвода войск вермахта для перегруппировки,это признак их крупных потерь, второй удар вермахт опять нанесет по Мсокве, а не на Юг), чтобы добиться от Сталина на операцию.
Начальник оперативного отдела штаба ЮЗФ полк. И.Рухле понимал опасность готовящейся наступательной операции, и пытался остановить своих начальников, а потом «сигнализировал» в Москву об истинном положении дел. Об этом узнал Хрущев, и с помощью Маленкова сначала добился отзыва Рухле в Москву,где его поместили под арест.
Маленков («Маланья», как его называли в народе) на тот момент был членом совета Сталинградского фронта, но уже тогда он был дружен с Л.Берия.
Следствие по Рухле вели больше 10 лет. Приговор от 23 марта 1953 г (т.е. сразу после убийства Сталина)-лишение свободы на 10 лет. Министр МГБ Игнатьев выслуживался перед новой властью.
Это не единственный раз, когда Абакумов входил в конфликт с Хрущевым.
В 1948г Абакумов разоблачил ложь Хрущева о невиданном урожае на Украине, при том, что начался голод.
К слову о "берияфилах".
К сожалению, известные исследователи Мухин и Прудникова, исходя из личных симпатий к фигуре Л.Берия, полностью упускают из вида далеко не единичные проступки и преступления его подчиненных.
Вот поведение наркомнудела УССР В.Т. Сергиенко в годы войны:
"в сентябре 1941 года при приближении немцев к Киеву он не обеспечил своевременную эвакуацию аппарата НКВД УССР, в результате чего около 800 сотрудников оказались в окружении, многие попали в плен, погибли или пропали без вести. Сам Сергиенко проявил «растерянность и трусость». Будучи в окружении, заявил работникам НКВД: «Я вам теперь не нарком, и делайте, что хотите». Отделился от группы работников НКВД УССР 13.10.41 и до 21.11.41 проживал в Харькове на оккупированной территории. Затем самостоятельно вышел из окружения и появился в расположении советских войск. По показаниям Абакумова, хорошо относившийся к Сергиенко Берия взял его под защиту, и поэтому он не был подвергнут проверке, положенной для окруженцев. Как следует из найденных позднее документов гестапо, немцы искали бежавшего военнопленного Василия Сергиенко, 1902 года рождения. Нельзя исключить, что Сергиенко на короткое время попадал в плен, что впоследствии ему удалось скрыть. Однако НКГБ было известно, что в оккупированном Харькове Сергиенко навещал родственников, не скрываясь, появлялся в людных местах. Вскоре после освобождения Харькова хозяйка квартиры, где жил Сергиенко, погибла при невыясненных обстоятельствах"
Уже в выделенной мною фразе можно заметить столкновение Абакумова с Берия из-за труса и предателя. К слову, начальник Севастопольского НКВД тоже сбежал в эвакуацию, не дав приказ о сожжении картотеки агентуры. Из-за чего вошедшие в город гитлеровцы за несколько суток обезвредили все подполье.
Разумеется, не все в НКВД были такими. Вот берем заместителя Сергиенко, Романа Савченко. Именно Савченко руководил деятельностью зафронтовых разведовательно-диверсионных отрядов (РДО-РДГ). Это он подготовил «легенду» киевлянина «майора Зорина».
В общем, "Джеймс Бонд" отдыхает..но Хрущев недоволен Савченко. После войны Хрущев потребует у Абакумова уволить Савченко, но Абакумов,в отместку, сделал перевод Савченков столицу с повышением, своим замом. После расстрела Абакумова "...С ноября 1954 г. в распоряжении УК КГБ при СМ СССР. Приказом КГБ от 12 февраля 1955 г. уволен в запас по служебному несоответствию".
Было бы что-то криминальное за Савченко, Хрущев легко бы подвел его под статью. Но тут очевидно,что-то совсем другое. И убивать Савченко по какой-то причине Никита не стал.

Автор характеризует личность Абакумова вот на таком примере:
"По воспоминаниям полковника в отставке Александра Климовича Малышева: -После окончания Великой Отечественной войны в 1946 году я - начальник следственного отдела УМГБ по Грозненской область. Первый секретарь ВКП(б) область П. Ф. Чемаков распорядился арестовать простого рабочего за антисоветскую агитацию. Начальник областного УМГБ генерал Н. М. Ендаков предлагает мне оформить ордер на арест этого рабочего. Арест я посчитал необоснованным. На митинге, проводившемся с целью разъяснения причин временных трудностей со снабжением продовольствием, этот рабочий заявил: - Товарищ Чемаков, я рабочий, хлебушка маловато. Я сегодня пошел на работу, не позавтракав - хлеба нет, как 6ы обеспечить хлебушком . Чемаков возмутился, посчитал эти слова как антисоветский выпад, и дал команду на арест. Я Ендакову ответил, что оформлять арест не буду, так как считаю приказ секретаря противоречащим совместным указаниям Абакумова и Круглова о переносе центра тяжести не на аресты, а на профилактическую работу. Ендаков оформил ордер от своего имени, но на нем я свою подпись ставить отказался. Прокурор, тем не менее, санкцию на производство ареста дал -указание Первого! Тогда я написал письмо Жданову, курировавший в тот период органы МГБ. Он разбираться не стал и переслал письмо в кадры МГБ. Меня отзывают в Москву. И начинаются полные издевательства. Я числюсь в резерве, деньги не получаю, меня не увольняют но и не назначают на должность. Так продолжалось более двух месяцев. Я жил в гостинице ЦДСА. Кончились деньги, мне нечем платить за номер. Нет денег и на питание. На нервной почве все тело покрылось сыпью, вызывающей страшный зуд.
Узнав мои злоключения, один из сотрудников удивился, почему я не иду на прием к Абакумову. Он посоветовал, как записаться на прием и ободри меня: - Вот увидите, все будет нормально - он человек справедливый! Так оно и оказалось. Я записался на прием и через 2 дня был принят Абакумовым. Ох внимательно меня выслушал и оперативно разобрался с моим делом. Вызывает кадровиков, генералов Свинелупова и Врадию, высказывает крайнее неудовольствие их подобной работой и приказывает: - Даю вам 6 дней, подберите ему должность не ниже той, которую он занимал. О6 исполнении доложите. Сегодня вы свободны. О вашем отношении к заслуженным кадрам поговорим потом. Вслед за тем он позвонил в финотдел - это было в 9 вечера, и распорядился: - Сейчас к вам придёт подполковник Малышев, сегодня же выплатить ему задержанное денежное содержание, доложите о причинах задержки и виновных в этом.
В разговоре со мной Абакумов прояви интерес к судьбе незаконно арестованного рабочего. Я сообщил, что этот рабочий освобожден и дело его прекращено, как только в отделе узнали, что мое письмо о рабочем в Министерстве. Меня удивило, что, проявляя такт, он не задал мне вопроса, почему я обратился к Жданову, а не к нему. Другой руководитель мог поступить со мной, как Свинелупов. Жалобщиков не любят. Понял я, если бы была его воля, освободился бы он и от Свннелупова и от Врадии, но это была номенклатура и куратура ЦК партии. Позже, когда я работал в Брянске, дошла весть об аресте Абакумова. Не мог я поверить в его вину, потом стало ясно- он оклеветан Берией перед Сталиным. С момента войны они были вратами. Особенно после создания Смерш, когда Абакумов вышел из подчинения Берии и стал заместителем Сталина по линии военной контрразведки. Потом с ним расправился Хрущев. Абакумов слишком много знал недоброго о Никите. У меня и сейчас стал перед глазами позорный митинг, организованный на Красной площади Хрущевым в одобрение мер к «военным заговорщикам» (он тогда нес службу у Мавзолея -Прим. Авт)... Я не верил в существование военного заговора, но сказать в ту пору вслух было равносильно тому, что подписать себе смертный приговор. Полагаю, не верил в это и Хрущев, но в интересах карьеры он не мог поступить иначе. В стиле работы Абакумова замечалось, что он был свободен от давления сверху. Так, он жестко пресекал попытки некоторых следователей сфальсифицировать в 1942 году наличие заговора на Черноморском флоте, возглавляемого адмиралом Октябрьским.. "
Кстати.
А вы что то слышали про этот самый "псевдозаговор адмирала Октябрьского"?! Я в первый раз, только из этой книги. Но дело в том, о чем умолчал автор, Ф.Октябрьский был одним из руководителей обороны Крыма и Севастополя. И город-крепость был сдан, не исчерпав все возможности для обороны. Генерал Петров и Октябрьский бросили личный состав, не обеспечив его эвакуацию. Зато петров не позабыл вывезти своего сына...
Получается, вопрос "это глупость или измена" витал в УОО и в 1942г....
Разумеется, Абакумов не был святым. Святых вообще не существует. Про неблагодарный поступок Абакумова в отношении легендарного Эйтингона я ранее упоминал.
Но что ставил в вину ему Хрущев?!
«Ленинградское дело». Якобы мешал доказать связь «ленинградцев» с английской разведкой. Инициатором которого была клика Хрущев-Берия-Маленков. Также Абакумов не был инициатором и «авиационного дела» (Новиков-Шахурин) и ареста жены Молотова.

..и что за "заговор сионистов в МГБ?!

спецслужбы, рецензии, СССР, история

Previous post Next post
Up